Развитие мелкой моторики у младших школьников как условие развития речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чумак, З. Л. Развитие мелкой моторики у младших школьников как условие развития речи / З. Л. Чумак, Ж. Г. Шахматенко, И. А. Докучаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 362-364. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65598/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье обосновывается актуальность развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук, которая является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов речи.

Ключевые слова: совершенствование моторики пальцев рук, психические процессы речи, мелкая моторика, техника письма, правильная координация движения тела, работы по развитию руки.

Развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук и кисти пальцев у младших школьников, является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов речи.

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». [1, с. 74].

Современная система образования и воспитания детей, требует изменения требований к содержанию и характеру начального образования. Это определяет необходимость совершенствования развития ребенка школьного возраста, важным направлением которого является целостное развитие личности. В начальной школе многие обучающиеся сталкиваются с трудностями чтения и письма, что обусловлено недостаточным развитием у них мелкой моторики рук. На развитие речи влияет нарушение мелкой моторики.

По словам В.Г Беззубцева «Мелкая моторика -- совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук». [2, с. 68].

Учеными выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же задерживается речевое развитие, то и развитие движений пальцев отстаёт, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы и даже норма.

Дети 6–7 лет готовы к обучению в школе тогда, когда они умеют изобразить фигуру человека. С головой, туловищем, конечностями, изобразить все элементы лица: глаза, уши, нос. На голове волосы, шею, обозначить правильное количество пальцев на руках. При воспроизведении элементов букв и цифр должны уметь правильно ориентироваться на листе тетради, копировать буквы, их наклон, правильно делить фразы на слова, писать вертикальные и горизонтальные линии, обводить различные фигуры без отрыва руки, вычерчивать линии, согласно указанным направлениям, иметь достаточно быстрый темп работы, отсутствие напряжения и сжатости при выполнении различных заданий, связанных с письмом.

Письмо — это сложный навык, он включает выполнение согласованных графических умений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильного положения тела, зрительной сосредоточенности к произвольной деятельности школьников, а также определенной зрелости важных отделов коры головного мозга участвующих в работе формирования навыка письма.

Овладение письмом — это длительный, сложный процесс. Значительное количество современных шести семилетних детей испытывают большие трудности при обучении письму.

Говоря об этой проблеме Л.Н Блинова утверждает, «что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию негативно — напряженного, тревожного состояния ребенка в школе». [3, с.116].

Прежде чем приступить к обучению писать букв, обучающихся нужно подготовить к этому сложному процессу. Такой подготовкой будут изобразительная деятельность: раскрашивание, рисование, вырезывание и наклеивание различных фигур на лист бумаги, лепка из пластилина, солёного теста фигур животных, обводка и штриховка геометрических фигур и изображений животных, фруктов, цветов и т. д. В современной начальной школе идёт длительная подготовка детей к письму, для этого выполняются целенаправленные, последовательные упражнения в игровой форме на всех уроках в течение до букварного и букварного периода.

− Упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев, обводка и штриховка геометрических фигур.

− Работа в тетрадях в клетку. Отступ клеток по 2 слева направо и сверху вниз. Овладение строчкой в пробел в одну-две клетки. Рисование и закрашивание различных узоров, состоящих из горизонтальных, вертикальных, волнистых и округленных линий.

− Обязательное знакомство с тетрадью в косую линейку для письма в первом классе. Обложка тетради, страницы, строчки на странице, линейки в строчке. Штриховка узоров, состоящих из различных линий. Овладение узкой и широкой строчкой. Подготовка к письму элементов букв.

− Очень хорошим упражнением является письмо простым карандашом элементов букв: прямой короткой линией, длинной прямой линией, линией с закруглением внизу, так как карандаш легко скользит по листу тетради, если не верно выполнено задание его легко удалить и повторить задание заново.

− Повторение изученных элементов букв. Письмо новых букв: длинной линией с петлей внизу, линия с закруглением вверху и внизу.

− Повторение изученного материала. Закрепление письма новых элементов букв: прямых линий, овалов и полуовалов.

− Повторение изученного. Письмо овалов без соединительной линии.

− Письмо односложных, двухсложных простых слов и простых предложений.

Рисование кружков и обводка клеток в тетрадях, выделение прямой наклонной в право палочки. В последующие упражнения входят узор, в которых есть длинная палочка, флажки. Круги рисуют от середины линии на строчке справа налево, добавляются узоры, состоящие из овалов, полуовалов и петель.

По окончании учебного года проводится списывание заданного текста или диктант, включающий все изученные буквы и их элементы.

Примеры работы по развитию мелкой моторики пальцев, которые наиболее часто встречаются в практике работающих учителей:

1. Формирование правильного положения при держании ручки или карандаша во время письма: ручку, карандаш держат тремя пальцами: большим, указательным и средним. При этом положении ручка лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает её слева, а указательный сверху. Верхний конец направлен в плечо. При правильном захвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом ручка не падает, рука не испытывает дополнительной нагрузки, меньше устаёт.

Для развития правильности держания пишущей ручки используются пальчиковые игры, особенно большого и указательного пальцев, упражнения с карандашом, игровые упражнения типа «Покорми птиц», «Покрась забор».

2. Упражнения в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

Такие упражнения подразумевают быстрое чередование силового напряжения и расслабления мышц руки.

При формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки можно использовать игры типа «Пазлы», «Лего», при работе со штампами помогают такие виды работ, как например, вязание, управление жёстком в игровой приставке.

Особую роль в развитии мелкой моторики руки играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: вырезывание по контуру заданной фигуры, аппликация, а также вырезывание ножницами различных фигурок из старых журналов, картинок — это полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивание, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к аккуратности, терпению, точности, настойчивости, внимательности.

Овладение письмом связано с развитием чувства ритма. Его развитию способствуют посещение детьми различных секций и студий танцев, в которых выполняются танцевальные и физкультурные движения под музыку, требующие от детей точных действий. Полезны упражнения, в которых согласуются движения и речь. Это могут считалки. Учителю надо следить, чтобы слова сопровождались точным указательным движением руки. Считалки произносятся в разном темпе, и соответственно меняется быстрота движения руки. Остальные дети слушают и наблюдают, повторяют за учителем слова и движения. Шуточные считалки и скороговорки делают это упражнение веселым и интересным.

Поэтому систематический контроль взрослого за ребенком является условием предупреждения неправильного формирования двигательного стереотипа.

По словам С. М. Вайнерман, «В процессе организации обучения необходимо учитывать столы, за которыми сидят дети, они должны соответствовать их росту. Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же должна отстоять на 7–10 см от линии края стола. При письме туловище ребенка должно быть в прямом положении, не сгибая его ни вперед, ни в стороны, не опуская плечи, оба плеча должны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола. Голова несколько наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20–30 см от бумаги (для ребенка маленького роста это расстояние может быть чуть меньше). Ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни на полу или на подставке. Необходимо следить за тем, чтобы дети не подгибали ноги под стул, не клали одну ногу на другую, не вытягивали их чрезмерно вперед и не отставляли их в сторону». [5, с 24]

Литература:

  1. В. А. Сухомлинский Родительская педагогика [текст] / составили О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская // избранные педагогические сочинения: В 3 Т. — М.: Педагогика, 1981 — Т3–640с.
  2. В. Г. Беззубцева, Т. Н. Андриевская. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003. 120 с.
  3. Л.Н Блинова. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. — БГПИ., 1996, -136 с.
  4. З. Н. Богатырева. Чудесные поделки из бумаги. — М.: Педагогика, 1987, –184с.
  5. С. М. Вайнерман, А. С. Большов, Ю.Р Силкин. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. — М.: Владос, 2001
  6. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н.Б Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребенка. — М., 1988.
Основные термины (генерируются автоматически): письмо, линия, Мелкая моторика, психический процесс речи, ребенок, упражнение, детская рука, особая роль, правильное распределение, речевое развитие.


Ключевые слова

мелкая моторика, совершенствование моторики пальцев рук, психические процессы речи, техника письма, правильная координация движения тела, работы по развитию руки

Похожие статьи

Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста

Настоящая статья посвящена анализу и характеристике влияния мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста. Автором представлены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей. Кроме того, представлены отдельные асп...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

В статье поднимается проблема развития совокупности скоординированных действий ребенка младшего дошкольного возраста, направленных на выполнение мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Автором разработана система развития мышечной, зрительной и...

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через стимуляцию тактильных ощущений

В статье рассматриваются способы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, стимулирующих тактильные ощущения.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук

Рассматривается взаимосвязь речевого развития с развитием мелкой моторики рук. Авторами разработана модель развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук, отражающая межсистемные и внутрисистемные связи дош...

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности

В статье рассматривается эффективность занятий продуктивно-творческой деятельности в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Роль формирования речевого дыхания при коррекции задержки речевого развития у дошкольников

В статье рассмотрена роль речевого дыхания в развитии речи дошкольников. Представлены примеры игр по развитию речевого дыхания.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму

Статья посвящена проблеме подготовки детей к обучению в школе, в частности, подготовке руки старшего дошкольника к письму. Автором разработан комплекс упражнений, направленный на подготовку руки к письму через развитие мелкой моторики.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.

Играем — мелкую моторику развиваем!

В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.

Значение лепки в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье представлены сведения о сущности и значении мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста. Раскрыт психолого-педагогический потенциал лепки для комплексного развития детей. Описаны основные техники лепки из глины.

Похожие статьи

Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста

Настоящая статья посвящена анализу и характеристике влияния мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста. Автором представлены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей. Кроме того, представлены отдельные асп...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

В статье поднимается проблема развития совокупности скоординированных действий ребенка младшего дошкольного возраста, направленных на выполнение мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Автором разработана система развития мышечной, зрительной и...

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через стимуляцию тактильных ощущений

В статье рассматриваются способы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, стимулирующих тактильные ощущения.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук

Рассматривается взаимосвязь речевого развития с развитием мелкой моторики рук. Авторами разработана модель развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук, отражающая межсистемные и внутрисистемные связи дош...

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности

В статье рассматривается эффективность занятий продуктивно-творческой деятельности в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Роль формирования речевого дыхания при коррекции задержки речевого развития у дошкольников

В статье рассмотрена роль речевого дыхания в развитии речи дошкольников. Представлены примеры игр по развитию речевого дыхания.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму

Статья посвящена проблеме подготовки детей к обучению в школе, в частности, подготовке руки старшего дошкольника к письму. Автором разработан комплекс упражнений, направленный на подготовку руки к письму через развитие мелкой моторики.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.

Играем — мелкую моторику развиваем!

В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.

Значение лепки в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье представлены сведения о сущности и значении мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста. Раскрыт психолого-педагогический потенциал лепки для комплексного развития детей. Описаны основные техники лепки из глины.

Задать вопрос