Играем — мелкую моторику развиваем! | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коновалова, Г. А. Играем — мелкую моторику развиваем! / Г. А. Коновалова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 59-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11347/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.

Ключевые слова: развитие мелкой моторики, формирование речи ребенка, игровые мотивации, пластилинография, снятие мышечного напряжения

Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В. А. Сухомлинский

Развитие мелкой моторики ребенка — тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков ребенка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

В своей работе широко использую распространенный и любимый детьми дошкольного возраста вид творчества — лепку из пластилина. Пока с одним ребенком занимаюсь постановкой звука или автоматизацией, другому — предлагаю пластилин. Польза от лепки для детей огромна. Этот вид творчества хорошо сказывается на нервной системе ребенка, развивается мелкая моторика рук, формируется пространственное мышление, ребенок познает форму предметов, их цвета. Лепка оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное и психическое состояние ребенка. С помощью лепки ребенок может создать свой мир, каким он его видит и ощущает.

Лепка — это один из самых популярных видов творчества, при котором ребенок включает по максимуму свое чувство осязания. Он создает что-то свое, и не только видит это, но и щупает, держит в руках, может изменять, если понадобится.

Благодаря лепке происходит умственное развитие ребенка, она влияет на здоровье и эмоциональное состояние ребенка, помогает развитию личности.

Лепка оказывает следующие действия на развитие ребенка:

– увеличивает чувствительность, помогает сенсорно воспринимать форму, вес, фактуру, цвет;

– формирует мышление, стимулирует воображение;

– развивает мелкую моторику, которая в свою очередь принимает активное участие в развитии речи, влияет на координацию движений, тренирует память и помогает ребенку мыслить логически;

– помогает синхронизировать действия обеими руками;

– приводит к укреплению связи между полушариями мозга, благодаря чему развивается внимание;

– развивается эстетический вкус;

– через лепку ребенок может выражать, доступным ему способом, свои эмоции.

Кроме того, постоянные занятия такими спокойными играми, как лепка, нормализуют сон, помогают успокоить слишком активного малыша, понижают возбудимость, ребенок становится более спокойным и реже раздражается.

Из пластилина можно не только лепить, им можно рисовать картины. Благодаря объемной фактуре пластилина, картины выглядят особенно выразительно.

Плоскостное изображение пластилином подобно живописи масляными красками, но наносится пластичный материал не кистями, а стеками или размазывается по картонной основе пальцами рук. Ручной способ нанесения пластилина более эффективен, потому что согретый пальцами материал ровно под давлением соединяется с основой.

Начинать осваивать технологию работы с пластилином лучше всего с небольших картин, на которых изображены простые предметы.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для друзей.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации. Педагог может предложить детям обыграть свою поделку, задать наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.

Для детей старшего дошкольного возраста существуют пластилиновые картины. А что же придумать для малышей?

Деткам от полутора лет можно предложить картинки-заплатки.

Как должен ребенок «латать» дырочки? Взрослый скатывает колбаску из пластилина (ребенок около 2-х лет уже может сделать это сам). Затем малыш должен отщипнуть кусочек и скатать шарик. Этот шарик нужно положить и прижать на листе.

При скатывании пластилина в шарик можно приговаривать такой стишок (деткам он очень нравится):

Мы катаем, мы катаем

Круглый шарик получаем.

Картинки с заплатками можно использовать не только для пластилина, но и для красок. Для детей старше двух лет подобные картины-заплатки можно использовать для восковых мелков или карандашей.

Еще из пластилина можно лепить буквы, цифры, выкладывать геометрические фигуры. А можно скатать шарики красного, синего и зеленого цветов, и предложить ребенку с помощью разноцветных пластилиновых шариков изобразить звуковые схемы слогов, слов.

Использование на индивидуальных логопедических занятиях игр с пластилином позволяет повысить эффективность логопедического воздействия на детей дошкольного возраста, сформировать у них интерес к организованной образовательной деятельности, создать положительную мотивацию, развить мелкую моторику рук.

Литература:

  1. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, 2006г.
  2. Корчинова О. В. Детское прикладное творчество. — Изд.: Феникс, 2005г.
  3. Данкевич Е. В., Жакова О. В. Лепим из пластилина. — СПб.: Издательский дом «Кристалл», 2001г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, дошкольный возраст, лепка, пластилин, вид творчества, мелкая моторика рук, мышечное напряжение, палец рук, пространственное мышление.

Ключевые слова

пластилинография, развитие мелкой моторики, формирование речи ребенка, игровые мотивации, снятие мышечного напряжения

Похожие статьи

Развитие общей моторики детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и комплекса упражнений «Моторчики»

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через стимуляцию тактильных ощущений

В статье рассматриваются способы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, стимулирующих тактильные ощущения.

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.

Песочная терапия, развитие мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста

В данной статье представлен опыт работы с детьми по программе «Песочная терапия», раскрыты различные игровые формы работы с песком.

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В статье представлен упражнения, которые направлены на развитие мелкой моторики у детей с ТМНР.

Песочная игротерапия для дошкольников

В статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста, средствами песочной игротерапии.

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...

Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии

В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.

Похожие статьи

Развитие общей моторики детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и комплекса упражнений «Моторчики»

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через стимуляцию тактильных ощущений

В статье рассматриваются способы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, стимулирующих тактильные ощущения.

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.

Песочная терапия, развитие мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста

В данной статье представлен опыт работы с детьми по программе «Песочная терапия», раскрыты различные игровые формы работы с песком.

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В статье представлен упражнения, которые направлены на развитие мелкой моторики у детей с ТМНР.

Песочная игротерапия для дошкольников

В статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста, средствами песочной игротерапии.

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...

Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии

В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.