Таланты детей находятся на кончиках их пальцев.
М. Монтессори
В данной статье рассматриваются способы развития мелкой моторики посредствам лепки у детей с ОВЗ.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, интеллектуальная недостаточность, развитие мелкой моторики, лепка
Чтобы научить малыша говорить, нужно не только развивать его артикуляционный аппарат (дыхание, губы, язык), но и развивать мелкую моторику. Развитие мелкой моторики тесно связано с познавательной, волевой и эмоциональной сферой психики. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики [3].
Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь [1]. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается выраженная в разной степени общая моторная неловкость, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы сильнее всего отражаются на двигательном развитии детей. Это касается общей, мелкой, и артикуляционной моторики. У них в значительной степени страдает координация движений обеих рук, зрительный контроль при выполнении движений. Недостаточность зрительно — двигательной координации, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения в дальнейшем отрицательно влияют на процесс овладения ребенком всеми видами деятельности (бытовой, практической, познавательной) [2].
Моторика — сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение рук и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба).
А. Р. Лурия отмечал, что развитие мелкой моторики у детей, тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.
Н. А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.
Историко-педагогический анализ научно-исследовательской литературы показывает, что данная проблема изучалась как отечественными (Н. М. Аксарина, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. М. Кольцов, Э. Р. Пилюгина), так и зарубежными исследователями.
Эта традиция в силу своей эффективности продолжается и в современной практической педагогике. Разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М. С. Воронцова, С. В. Светлова и др.), автомоторные игры с предметами (Н. Н. Павлова, В. В. Цвынтарный).
Несмотря на многочисленные исследования, выявляющие значение развития у детей мелкой моторики, а также многочисленные издания развивающих упражнений для этой цели, на мой взгляд, недостаточно разработано диагностических заданий, позволяющих выявлять уровень и особенности развития у дошкольников тонких движений кистей и пальцев рук. Развитие мелкой моторики не заканчивается в младенчестве, а продолжается в дошкольном возрасте.
Важное значение в процессе развития ребенка c ОВЗ имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику, мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития интеллектуальных способностей детей с ОВЗ [4].
Психическое развитие ребенка со сниженным интеллектом гораздо больше зависит от педагогических условий, в которых он находиться, нежели развитие детей в норме. Только при наличии адекватной коррекционно-развивающей помощи он может овладеть необходимым «инструментарием» познаний [2].
По результатам диагностики на начало года было выявлено отставание в развитии общей и, особенно, мелкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (графические навыки), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами.
Была поставлена цель: организовать систематическую работу по развитию мелкой моторики у детей посредством лепки, как во время НОД, так и свободной деятельности детей.
И следующие задачи:
- Создавать условия для развития мелкой моторики.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Занятия изобразительной деятельностью (лепкой) осуществляются по подгруппам (пять — шесть человек) и индивидуально. Работа проводится как во время НОД так и другое свободное от занятий время.
Интерес детей к пластилину при умелом руководстве со стороны взрослых дают положительные результаты. Потенциал в развитии детей с легкой умственной отсталостью и задержкой психического развития в дошкольном возрасте довольно высок, однако современными средствами обучения и воспитания он раскрывается в недостаточной мере. Специально организованная изобразительная деятельность имеет значительные возможности не только для коррекции имеющихся у детей этих категорий вторичных отклонений, но и для стимуляции их психического и социального развития.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Она способствует развитию мелкой моторики рук. Пластилин, тесто, глина — эти материалы очень податливы в детских руках. Пластилин можно мять, сжимать, рвать, раскатывать, скатывать, сплющивать, такими незатейливыми манипуляциями пальчики рук начинают осязать «всеизменяемость» этого материала. «Вот мы скатали шарик, и тут же его расплющили, раскатали между ладошками и вот уже колбаска, сплющив колбаску и перед нами уже плоская фигура. Предмет меняется прямо на глазах ребенка. Все это вовлекает детей в мир сказочного волшебства. Можно рвать мять отщипывать, а потом все соединить в один большой кусок. Это так увлекательно для наших детей. И плюс большая польза — пальчики становятся более послушными, ловкими. Но весь этот процесс — происходит не за одну минуту. Не за одно занятие.
Предложение заняться лепкой может исходить от ребенка или от воспитателя. Любители лепить сами берут материалы и работают (создание доступной среды в группе). Большое внимание надо уделять и привлекать ребят — тех, у которых это не получается во время занятий или по причине не умения не любят это дело. Любое проявление инициативы и самостоятельности детей должно использоваться и поощряться. Элементы лепки включаются в другие занятия, например, по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром, в занятия по ФЭМП.
Любое занятие по развитию ручной умелости на первом этапе обучения должно проводиться в форме эмоционально насыщенной, привлекательной для детей игры, в которой тесно взаимодействует ребенок и взрослый. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается несформированность предпосылок к изобразительной деятельности: крайне низкий уровень развития сенсорно — перцептивной сферы и аналитико-синтетической деятельности, представлений о себе и окружающем мире; отсутствие интереса к деятельности и потребности в ней; несформированность предметной деятельности и самых элементарных операционно-технических умений. В связи с этим бывает невозможно решить собственно изобразительные задачи: слепить [2].
В свободной деятельности дети, не ограничивается ни какими «рамками». Если ребенку в данный момент хочется просто мять пластилин, или отщипывать кусочки, пусть в свободной деятельности этим и занимается. Главное в этом процессе, чтобы он не делал (в рамках разумного) с пластилином его пальчики работают. Дети с ОВЗ в силу своей моторной неловкости не умеют соединять детали и делать объемные фигуры из пластилина, в свободной деятельности им предлагается отщипывать пластилин мелкими кусачками. С этой целью нами был подобран дидактический материал: ряд картинок с незаконченным рисунком; «божья коровка», «гриб мухомор», «цветочная композиция», «покорми цыплят», «дождик» и ребенок уже не просто отщипывает от пластилина мелкие кусочки, а целенаправленно «рисует» пластилином, заполняя недостающие элементы рисунка. Важно при этом, что бы дети соблюдали элементарные правила лепки: не разбрасывали пластилин по столу, не роняли на пол.
На втором этапе обучения детям с ОВЗ мы предлагаем определенную тему, используя объемную и конструктивную лепку. Используем нетрадиционные приемы лепки такие как «пластилинография» (от «графия»- рисовать, изображать), рельефный способ — представляет собой объёмное лепное изображение на плоскости, модульный способ, напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из одинаковых деталей.Во время совместной деятельности лепим эпизод, или один объект из сказки. По сказкам К. Чуковского «Муха Цокотуха» мы предложили ребятам пофантазировать, какие же сапожки принесли ей блошки. И один из вечеров в детском саду закончился выставкой детских работ «Сапожки». Любая изобразительная продукция детей должна получать одобрение взрослых.
В конце года были подведены итоги и проведена повторно диагностика развития мелкой моторики. В результате была отмечена положительная динамика развития мелкой моторики у детей.
Результаты диагностики зафиксированы в таблице.
Всего обследовано детей 13
|
Графические навыки |
Технические навыки |
Навыки самообслуживания. |
|
Начало года |
Н.С. |
9 |
7 |
4 |
С. |
4 |
5 |
6 |
|
В.С. |
0 |
1 |
3 |
|
Конец года |
Н.С. |
4 |
4 |
1 |
С. |
8 |
8 |
9 |
|
В.С |
1 |
1 |
3 |
|
Развитие мелкой моторики идет легко «играя» с пластилином.
Подводя итог, делаем вывод: Эффективным средством развития мелкой моторики является обучение лепке. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусную и наиболее доступную для самостоятельного освоения и развития мелкой моторики.
Отсюда можно сделать следующий вывод. Если в процессе лепки использовать различные методы и приёмы обучения, то развитие мелкой моторики рук у дошкольников будет проходить более успешно.
Литература:
- Екжанова Е. А. изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. — СПб.: Сотис, 2002.-256с.
- Беряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — 2-е изд., перераб. И доп. — СПб.: КАРО, 2009.- 272с.
- Кушнир, Г. В. Особенности занятий по изобразительной деятельности с детьми с ЗПР / Г. В. Кушнир // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 2. — С. 23–24
- Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта у дошкольников. — М; ТЦ Сфера, 2001.-48с.