Сформировать творческую личность — это одна из важных задач педагогики. Наиболее эффективным средством для этого является художественная деятельность. Интересы детей, использование разнообразных тем занятий, создание доброжелательной обстановки на занятиях — всё это способствует развитию детского творчества. Занятия по художественной деятельности решают такие задачи как: развитие воображения, приобщение к окружающему миру, самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.
Все виды творчества (лепка, рисование, аппликация) тесно связаны между собой. Поэтому, составляя тематическое планирование, необходимо объединять эти занятия одной темой. Такая связь повышает интерес детей к творческой деятельности и к игре.
Одной из важнейших задач обучения творчеству является развитие мелкой моторики рук. «Мелкая моторика рук — это скоординированные действия человека, которые он направляет на выполнение точных мелких движений». В область мелкой моторики входит огромное разнообразие движений. Это как простые движения, такие как захват игрушки, так и сложные, которые включают в себя и различные действия по самообслуживанию.
Дети с особенностями развития возможно больше всех других нуждаются в развитии мелкой моторики рук, поскольку даже самые простые действия иногда вызывают у них определённые трудности. Психологи и неврологи утверждают, что с мелкими движениями пальцев тесно связана нервная система человека, а также зрение, внимание, восприятие и память. Также учёные доказали связь развития мелкой моторики с развитием речи. Это объясняется тем, что речевой и моторный центры в головном мозге расположены близко друг к другу. Ребёнок выполняет мелкие движения пальцами рук, давит тем самым на кончики работающих пальцев, и в это время в кору головного мозга идут активирующие незрелые клетки коры сигналы. Этот процесс и отвечает за формирование речи, а также мышления. «Озвучивание» творчества позволяет ребёнку понимать и выделять качества изображаемого, планировать свои действия, учиться устанавливать последовательность действий.
«Воспитание умения правильно рассуждать в процессе творчества очень полезно для развития аналитического и обобщающего видения ребёнком предмета и всегда приводит к совершенствованию качества изображения. Чем раньше включается рассуждение в процессе анализа изображаемого предмета, тем систематичнее этот анализ, тем скорее и лучше достигается правильное изображение»
Есть множество способов, ускоряющих процесс развития мелкой моторики рук. Это и массаж ладошек, и пальчиковые игры, и собирание пазлов, конструктора, разнообразных мелких предметов и т. д. А также лепка.
Вне зависимости от уровня развития ребёнка, лепка подходит абсолютно всем при соблюдении определённых правил безопасности. Ребёнок должен понимать, что брать материал для лепки в рот ни в коем случае нельзя, а также засовывать его в уши, нос и т. д.
Материалов для лепки сейчас представлено огромное разнообразие. Но оптимальным материалом для работы с детьми с особенностями развития и отклонениями является заварное тесто. Воспитатель или родитель с лёгкостью сделает его сам по рецепту и подкрасит пищевым красителем. Для изготовления заварного теста для лепки понадобится: 1 чашка муки, 1 чашка воды, 1/4 чашка соли, 2 чайных ложки пищевой лимонной кислоты (в порошке), 1 столовая ложка растительного масла и пищевой краситель. Далее тесто ставится на средний огонь, варится и перемешивается, пока в конченом итоге не образует шар. Изготовить такое тесто можно вместе с ребёнком. Оставлять тесто на воздухе после занятий не рекомендуется, иначе оно затвердеет и будет уже непригодно для лепки. Тесто следует убирать в пищевую плёнку и хранить в холодильной камере. Срока годности оно не имеет. Использовать заварное тесто можно для разнообразных игр и заданий. С помощью теста можно изучать простейшие формы, цвета, лепить забавных героев недавно прочтённых сказок, ёлочные игрушки, цветы к праздникам и т. д. В лепке могут быть использованы различные предметы, усложняющие задание: семечки, горох, зёрна кофе, фасоль, мелкие монетки и т. д., но с очень большой осторожностью и соблюдением техники безопасности. Также можно проводить полностью тематические уроки, посвящённые конкретно одной сказке, изучению животных, птиц или растений. В основе изготовления почти всех элементов лепки, как из пластилина, так и из теста лежат шарик и колбаска. Это первое, что должен научиться делать ребёнок.
Совсем малышам можно предложить не только катать тесто, но и рвать его на кусочки, которыми можно заклеивать приготовленную заранее картинку с чёткими границами и крупными элементами или форму.
Также из теста делают отпечатки ног и ладоней малышей на память.
Изделия из теста можно сушить как в духовом шкафу, так и на открытом воздухе. Для высушивания изделия в духовом шкафу его нагревают до 55° C и сушат с открытой дверцей, чтобы фигурка не покрылась трещинками. Нужно обратить внимание, что мелкие детали сохнут быстрее, поэтому за процессом сушки в духовом шкафу необходимо постоянно следить. Сушить поделку воздухом гораздо сложнее. Это занимает от трёх до четырёх дней. На батарее сушить изделия из теста не рекомендуется — оно потрескается и начнёт крошиться. По этой же причине не стоит класть фигурки под прямые солнечные лучи. Чтобы изделие высохло равномерно, нужно время от времени переворачивать его. Также можно использовать оба способа высушивания сразу — сначала высушить один-два дня на воздухе, а досушить уже в духовом шкафу.
Если вы сделали тесто без добавления красителя, то когда оно высохнет, его можно раскрасить. Для этого подходят гуашь, акварель и акриловые краски. Если добавить в гуашь клей ПВА, то краска будет блестеть.
Для детей с особенностями развития самые простые варианты фигурок для начала работы с тестом это гусеницы, улитки, жучки, бабочки, змейки, рыбки, герой народной сказки Колобок и т. д. Всё, что имеет самую простую форму. Когда несложные элементы будут освоены, можно переходить к коллективным работам по мотивам сказок или панно с цветами.
У многих детей с особенностями развития отмечается скованность, недостаточный объём движений, недоразвитие мелкой моторики. Слабое различение мышечных ощущений приводит к плохой координации. Такие дети отличаются пониженной работоспособностью, устают очень быстро. Несовершенство координации сказывается на овладении трудовыми, учебными навыками и навыками самообслуживания. Без специальной работы педагогов и психологов у ребёнка с нарушениями моторные координации не формируются.
Моя задача как воспитателя помочь такому ребёнку. Поэтому я активно внедряю такую несложную, интересную и увлекательную для детей любого уровня развития художественную деятельность, направленную на развитие мелкой моторики, как работа с тестом.
На всех занятиях я развиваю активность и самостоятельность детей. Перед началом занятия мы с детьми вспоминаем, что интересного видели вокруг, что им понравилось, как можно изобразить тот или иной предмет. Каждое наше занятие по художественной лепке заканчивается коллективным просмотром созданных детьми предметов. Важно чтобы дети видели общий результат. В конце занятия я обязательно озвучиваю оценку их творчества, активно включаюсь в доступный им разговор, чтобы каждый ребёнок видел свою работу среди работ других детей. Оценивая изображения, созданные детьми, я обращаю их внимание на наиболее интересные работы, вызываю положительные эмоции. Это способствует повышению их интереса к художественной лепке из теста.
Литература:
- Игнатьев Е. И. «Психология изобразительной деятельности детей» — М., 1961.
- Конышева Н. М. «Чудесная мастерская», LINKA-PRESS, 1995.
- Румянцева Е. А. «Необычная лепка», Дрофа. Москва, 2008. Серия «Дошкольник. Изобразительная деятельность».
- Силивон В. А. «Лепилка», Минск:»Попурри», 2010.
- Журнал «Девчонки и мальчишки», Школа ремёсел № 11–2007 (с.12).
- Журнал «Радуга идей» № 3 (09) 2012 (с.22).
- https://ru.wikipedia.org.
- https://www.babyblog.ru/user/Zarema1991/73895.
- http://kladraz.ru/podelki-dlja-detei/lepka-iz-solenogo-testa.html.
- http://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-razvitija-melkoi-motoriki-ruk-u-detei-ranego-vozrasta-s-intelektualnoi-nedostatochnostyu.html.