Развитие интеллекта и речи детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования кинезиологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (479) август 2023 г.

Дата публикации: 14.08.2023

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Яценко, А. М. Развитие интеллекта и речи детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования кинезиологии / А. М. Яценко, Н. Н. Брусенская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/archive/479/105373/ (дата обращения: 16.12.2024).



Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья зачастую имеют проблемы в речевом и познавательном развитии. Для развития данных функций предлагалось несколько видов развивающих технологий. Однако наиболее эффективной оказалась кинезиология.

Кинезеология — наука о развитии умственных способностей через специально организованные двигательные упражнения. То есть, осуществляет развитие по принципу от движения к интеллекту.

Ключевые слова: кинезиология, интеллект, технология, развитие, дыхание, упражнения, межполушарное взаимодействие, речь, глазодвигательные, телесные, пальчиковые, массаж, моторика.

Хотелось бы начать со слов известного педагога В. А. Сухомлинского «Речь ребенка находится на кончиках пальцев» . И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Что мы и наблюдаем в кинезиологии. Развивая не только мелкую моторику, но и общую двигательную (перекрестную), тем самым ускоряя все процессы в головном мозге, что способствует более быстрому развитию речи и интеллекта [6;7].

Как сказал Русский писатель, учёный-японист, литературовед, переводчик, общественный деятель Борис Акунин , «Из всех наслаждений, отпущенных человеку, самое изысканное — шевелить мозгами».

Разработанная система кинезиологических упражнений, направленных на формирование у дошкольников полноценной речи, интеллектуальных способностей, может быть использована в работе с детьми как учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателями групп и родителями. При таком тесном сотрудничестве всех участников педагогического процесса возможно полноценное развитие детей [9].

  1. Кинезиологические упражнения:

При разучивании кинезиологических упражнениях, способствующих развитию мелкой моторики, вначале разучиваем технику движений. А затем, используем их в стихотворном сопровождении. В результате чего улучшается межполушарное взаимодействие, стимулируется работа головного мозга, развивается речь, активизируется словарь, развивается воображение, мышление. Например: упражнение «кулак-ребро-ладонь» может сопровождаться любым стихотворением (любым четверостишьем).

В какие занятия целесообразно включать кинезиологические упражнения? Практически в любое занятие всех пяти образовательных областей.

Постепенно от занятия к занятию увеличивается время и сложность упражнений. Учим выполнять движения сначала правой рукой, затем левой, далее двумя руками вместе. При затруднениях предлагаем ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»; «заяц-коза-вилка» и т. д.), произносимыми вслух или про себя [2]. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5–10 до 20–30 минут в день.

Кинезиологические упражнения:

1) повышают стрессоустойчивость,

2) синхронизируют работу полушарий,

3) улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику,

4) способствуют улучшению памяти и внимания,

5) облегчают в дальнейшем процесс чтения и письма,

6) формируют пространственные представления,

7) снижают утомляемость,

8) повышают способность к произвольному контролю.

  1. Дыхательные упражнения.

Дыхание — самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью [4].

  1. Глазодвигательные упражнения.

Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.

  1. Телесные упражнения. — При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы [3].

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движений во время мыслительной деятельности простираются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания.

При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.

– Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи — (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук), а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга [5].

– Массаж — особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха — голове.

– Упражнения для релаксации — способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Ведь, по сути, все упражнения носят характер игры, что обеспечивает детям психологический комфорт, способствует полноценному развитию.

Широко использую в своей практике следующие приемы, которые вызывают у дошкольников особый интерес и положительные эмоции:

– плетение кос (из веревочек);

– шнуровки разных видов;

– собирание счетных палочек пальцами одной и другой руки;

– прокатывание по лабиринтам одновременно обеими руками;

– рисование в воздухе симметричных предметов, зеркальное рисование.

Для эффективной результативности работы учитывались определенные условия:

– Упражнения проводятся утром.

– Упражнения проводятся ежедневно, без пропусков.

– Упражнения проводятся в доброжелательной обстановке.

– Упражнения проводятся стоя, в ходьбе и сидя за столом.

– От детей требуется точное выполнение движений и приемов;

– Упражнения проводятся по специальным комплексам.

Несколько важных моментов в проведении подобных упражнений:

Нецелесообразно прерывать кинезиологичекими упражнениями творческую деятельность детей.

Если детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой и в виде динамической паузы.

В интегрированных занятиях кинезиологические упражнения можно использовать на протяжении всего занятия.

По исследованиям ученых кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающий эффект.

Литература:

  1. Деннисон П. Гимнастика мозга / перевод С. М. Масгутовой. — М.: Частное образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997.
  2. Крупенчук О. И. Витязева О. В. / Движение и речь Кинезиология в коррекции детской речи / Литера, 2022–48с.
  3. Любимова Н. В./ Кинезиология, или природная мудрость тела — СПб: Невский проспект. — 2005. — 192 с.
  4. Озерецкий Н. И. Метрическая скала для исследования моторной одаренности у детей /. — Орехово-Зуево, 1923. — 24 с.
  5. Рузина М. С. Пальчиковые и телесные игры для малышей — СПб.: Речь, 2003.
  6. Сиротюк А. Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. -М.: Аркти, 2003. — 156 с.
  7. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2008.48 с.
  8. Стальская Е. И., Корнеева Ю. С., Ромицына Е. Г /Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками // Северная Двинамай-июнь).
  9. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие — М., 1999г.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, головной мозг, мелкая моторика, движение, занятие, мыслительная деятельность, развитие, ребенок.


Похожие статьи

Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через стимуляцию тактильных ощущений

В статье рассматриваются способы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, стимулирующих тактильные ощущения.

Сенсомоторное развитие как основа развития и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями

Автор в статье дает определение сенсомоторному развитию, обосновывает необходимость формирования сенсомоторной сферы у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Выделяет и рассматривает направления коррекционной работы над сенсомоторной сферой у...

Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция в детской клинике предполагает применение комплекса методик с целью преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Данная работа посвящена рассмотрению специфики нейропсихологии детского возр...

Гностическая деятельность младших школьников с задержкой психического развития

Данная статья описывает изучение зрительного и слухового гнозиса у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Гнозис — это способность воспринимать, осознавать и понимать информацию, получаемую через зрительные и слуховые каналы. В р...

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук

Рассматривается взаимосвязь речевого развития с развитием мелкой моторики рук. Авторами разработана модель развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук, отражающая межсистемные и внутрисистемные связи дош...

Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии

В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...

Лечебная гимнастика: путь к здоровью и душевному равновесию

В статье рассмотрены лечебная физическая культура при заболеваниях и повреждениях нервной системы, благотворное влияние ЛФК на нормализацию жизни людей, укрепление здоровья.

Инновационные педагогические технологии в системе физического воспитания и оздоровления детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве

Для детей с ОВЗ актуально применение на уроках физической культуры специальных оздоровительных методик обучения, которые учитывают функциональную связь между мышечной системой и мозговыми структурами, с деятельностью органов чувств и висцеральных орг...

Похожие статьи

Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через стимуляцию тактильных ощущений

В статье рассматриваются способы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, стимулирующих тактильные ощущения.

Сенсомоторное развитие как основа развития и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями

Автор в статье дает определение сенсомоторному развитию, обосновывает необходимость формирования сенсомоторной сферы у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Выделяет и рассматривает направления коррекционной работы над сенсомоторной сферой у...

Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция в детской клинике предполагает применение комплекса методик с целью преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Данная работа посвящена рассмотрению специфики нейропсихологии детского возр...

Гностическая деятельность младших школьников с задержкой психического развития

Данная статья описывает изучение зрительного и слухового гнозиса у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Гнозис — это способность воспринимать, осознавать и понимать информацию, получаемую через зрительные и слуховые каналы. В р...

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук

Рассматривается взаимосвязь речевого развития с развитием мелкой моторики рук. Авторами разработана модель развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук, отражающая межсистемные и внутрисистемные связи дош...

Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии

В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...

Лечебная гимнастика: путь к здоровью и душевному равновесию

В статье рассмотрены лечебная физическая культура при заболеваниях и повреждениях нервной системы, благотворное влияние ЛФК на нормализацию жизни людей, укрепление здоровья.

Инновационные педагогические технологии в системе физического воспитания и оздоровления детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве

Для детей с ОВЗ актуально применение на уроках физической культуры специальных оздоровительных методик обучения, которые учитывают функциональную связь между мышечной системой и мозговыми структурами, с деятельностью органов чувств и висцеральных орг...

Задать вопрос