Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья зачастую имеют проблемы в речевом и познавательном развитии. Для развития данных функций предлагалось несколько видов развивающих технологий. Однако наиболее эффективной оказалась кинезиология.
Кинезеология — наука о развитии умственных способностей через специально организованные двигательные упражнения. То есть, осуществляет развитие по принципу от движения к интеллекту.
Ключевые слова: кинезиология, интеллект, технология, развитие, дыхание, упражнения, межполушарное взаимодействие, речь, глазодвигательные, телесные, пальчиковые, массаж, моторика.
Хотелось бы начать со слов известного педагога В. А. Сухомлинского «Речь ребенка находится на кончиках пальцев» . И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Что мы и наблюдаем в кинезиологии. Развивая не только мелкую моторику, но и общую двигательную (перекрестную), тем самым ускоряя все процессы в головном мозге, что способствует более быстрому развитию речи и интеллекта [6;7].
Как сказал Русский писатель, учёный-японист, литературовед, переводчик, общественный деятель Борис Акунин , «Из всех наслаждений, отпущенных человеку, самое изысканное — шевелить мозгами».
Разработанная система кинезиологических упражнений, направленных на формирование у дошкольников полноценной речи, интеллектуальных способностей, может быть использована в работе с детьми как учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателями групп и родителями. При таком тесном сотрудничестве всех участников педагогического процесса возможно полноценное развитие детей [9].
- Кинезиологические упражнения:
При разучивании кинезиологических упражнениях, способствующих развитию мелкой моторики, вначале разучиваем технику движений. А затем, используем их в стихотворном сопровождении. В результате чего улучшается межполушарное взаимодействие, стимулируется работа головного мозга, развивается речь, активизируется словарь, развивается воображение, мышление. Например: упражнение «кулак-ребро-ладонь» может сопровождаться любым стихотворением (любым четверостишьем).
В какие занятия целесообразно включать кинезиологические упражнения? Практически в любое занятие всех пяти образовательных областей.
Постепенно от занятия к занятию увеличивается время и сложность упражнений. Учим выполнять движения сначала правой рукой, затем левой, далее двумя руками вместе. При затруднениях предлагаем ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»; «заяц-коза-вилка» и т. д.), произносимыми вслух или про себя [2]. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5–10 до 20–30 минут в день.
Кинезиологические упражнения:
1) повышают стрессоустойчивость,
2) синхронизируют работу полушарий,
3) улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику,
4) способствуют улучшению памяти и внимания,
5) облегчают в дальнейшем процесс чтения и письма,
6) формируют пространственные представления,
7) снижают утомляемость,
8) повышают способность к произвольному контролю.
- Дыхательные упражнения.
Дыхание — самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью [4].
- Глазодвигательные упражнения.
Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.
- Телесные упражнения. — При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы [3].
Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движений во время мыслительной деятельности простираются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания.
При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.
– Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи — (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук), а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга [5].
– Массаж — особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха — голове.
– Упражнения для релаксации — способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Ведь, по сути, все упражнения носят характер игры, что обеспечивает детям психологический комфорт, способствует полноценному развитию.
Широко использую в своей практике следующие приемы, которые вызывают у дошкольников особый интерес и положительные эмоции:
– плетение кос (из веревочек);
– шнуровки разных видов;
– собирание счетных палочек пальцами одной и другой руки;
– прокатывание по лабиринтам одновременно обеими руками;
– рисование в воздухе симметричных предметов, зеркальное рисование.
Для эффективной результативности работы учитывались определенные условия:
– Упражнения проводятся утром.
– Упражнения проводятся ежедневно, без пропусков.
– Упражнения проводятся в доброжелательной обстановке.
– Упражнения проводятся стоя, в ходьбе и сидя за столом.
– От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
– Упражнения проводятся по специальным комплексам.
Несколько важных моментов в проведении подобных упражнений:
Нецелесообразно прерывать кинезиологичекими упражнениями творческую деятельность детей.
Если детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой и в виде динамической паузы.
В интегрированных занятиях кинезиологические упражнения можно использовать на протяжении всего занятия.
По исследованиям ученых кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающий эффект.
Литература:
- Деннисон П. Гимнастика мозга / перевод С. М. Масгутовой. — М.: Частное образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997.
- Крупенчук О. И. Витязева О. В. / Движение и речь Кинезиология в коррекции детской речи / Литера, 2022–48с.
- Любимова Н. В./ Кинезиология, или природная мудрость тела — СПб: Невский проспект. — 2005. — 192 с.
- Озерецкий Н. И. Метрическая скала для исследования моторной одаренности у детей /. — Орехово-Зуево, 1923. — 24 с.
- Рузина М. С. Пальчиковые и телесные игры для малышей — СПб.: Речь, 2003.
- Сиротюк А. Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. -М.: Аркти, 2003. — 156 с.
- Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2008.48 с.
- Стальская Е. И., Корнеева Ю. С., Ромицына Е. Г /Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками // Северная Двинамай-июнь).
- Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие — М., 1999г.