Современный мир меняется стремительно: запросы общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и быть успешным. А чтобы воспринимать и усваивать большой объем информации, ребенку нужно развивать психические процессы, такие как мышление, память, внимание, речь. В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения. Снижается интеллектуальный уровень, падают возможности обучения. При этом объем знаний, который должны усвоить дети, увеличивается.
Людей можно разделить на 3 типа: у кого преобладает правое полушарие — творческие люди, и у кого преобладает левое полушарие — это те люди, у кого мышление логическое, рациональное, и людей, у которых доминируют оба полушария. Недаром левши, у которых правое полушарие находится в приоритете, развито более сильно, они люди более творческие, поэтому и мышление у них нестандартное. Давайте проведем тест. Сожмем руки в замочек и посмотрим, какой палец оказался сверху? Если палец правой руки, значит у вас доминирует левое полушарие, а если палец левой руки, тогда правое.
Педагоги, нейрофизиологи, врачи и доктора наук исследуют техники, способствующие улучшению возможностей нашего мозга, тем самым развитию речи у людей. Я хотела бы Вас познакомить с одним очень эффективным и, что важно в наше время, простым в использовании методом развития не только речи, но и межполушарного взаимодействия! Это кинезиологические упражнения. Прикладная кинезиология» — вид альтернативной медицины, основанный в 1964 году Джорджем Гудхартом в США. Пол Деннисон — основатель образовательной кинезиологии.
Кинезиология происходит от греческого слова «кинезис» — движение, и «логос» — наука, то есть наука о движении.
Вы зададите вопрос, а почему именно эти упражнения? Ответ прост: кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.
Цель кинезиологических упражнений: развитие межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной и речевой деятельности.
Задачи:
— Развитие общей и мелкой моторики;
— Развитие памяти, внимания, воображения, мышления;
— Развитие речи;
— Устранение дислексии;
— Снятие эмоциональной напряженности;
— Создание положительного эмоционального настроя;
— Повышение стрессоустойчивости организма;
— Возможность радостного творческого учения;
— Формирование учебных навыков и умений.
В своей практике я использую их относительно недавно, но уже видны результаты. Улучшается связная речь детей, улучшается память и концентрация внимания, снизилась утомляемость, активизируются познавательные процессы.
Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, ориентировка в пространстве, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Я хочу вас познакомить и попробовать вместе с вами выполнить ряд кинезиологических упражнений.
- «Пальчики здороваются»: каждый палец, начиная с мизинца, касается большого пальца по очереди.
- «Колечко»: поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец.
- «Кулак-ребро-ладонь»: изобразить ладонь в виде «кулака», затем «ребром», затем «ладонью» вниз.
- Ухо-нос»: правой рукой за нос, а левой рукой за правое ухо, на счет раз поменять положение рук (левая рука касается носа, а правая рука левого уха).
- Горизонтальная и вертикальная восьмерка»: нарисовать в воздухе в горизонтальной и вертикальной плоскости цифру восемь три раза.
- Симметричные рисунки»: рисовать одновременно двумя руками.
- «Первая строчка»: поочередно обводить правой и левой рукой, а затем двумя руками.
Эти и многие другие упражнения я включила в свои занятия.
Рекомендации по применению кинезиологических упражнений:
— Упражнения можно проводить в любое время, ежедневно, без пропусков;
— Упражнения проводятся в доброжелательной обстановке;
— Требуется точное выполнение движений и приёмов;
— Упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
— Перед интенсивной умственной нагрузкой;
— Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5–10 минут до 20–35 минут в день;
— Каждое упражнение выполняют по 1–2 минуты, в различном порядке и сочетании.
В результате использования кинезиологических упражнений улучшается физическая форма детей, повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться значительных успехов в коррекции познавательной и речевой деятельности дошкольника, сформировать устойчивый познавательный интерес, повысить работоспособность, продуктивность деятельности, расширить, систематизировать объём знаний и представлений о предметах окружающего мира.
Литература:
- «Гимнастика мозга» Пол Е. Деннисон, Гейл Е. Деннисон, 2015 г
- Ресурсы интернета
- Тренажер по развитию межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков О. А. Давыдова