Кинезиологические упражнения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 25.04.2023

Статья просмотрена: 2201 раз

Библиографическое описание:

Любимова, А. А. Кинезиологические упражнения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста / А. А. Любимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/464/101904/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор рассказывает о пользе кинезиологических упражнений в коррекционной работе.

Ключевые слова: кинезиология, упражнения, дети .

Как поддержать познавательную активность ребёнка и улучшить мыслительную деятельность? Как развить умственные способности, не перегружая излишней информацией? Ответом на эти вопросы стала кинезиология.

Старение организма начинается со старения мозга. Сохраняя мозг в состоянии молодости, мы не даём стариться всему телу. Существует множество определений, что такое кинезиология, но если выделить характерные черты, можно сказать, что кинезиология. это наука о развитии мозга через движение.

Развитие головного мозга у ребёнка начинается ещё в пренатальном периоде, активно продолжая после его рождения. По исследованиям физиологов, правое полушарие головного мозга — гуманитарное, образное, творческое — отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга — математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое — отвечает за восприятие — слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Стандарт дошкольного образования ставит педагогом задачи, связанные с укреплением психического и физического здоровья. За последние годы увеличилось количество детей, имеющих быструю утомляемость и рассеянность внимания, которые уже в раннем возрасте имеют проблемы со здоровьем, нарушения в области мышления, речи.

Все вышеуказанные факторы обуславливают поиск путей решения. Одним из перспективных средств решения выступает такая педагогическая находка, как кинезиология.

Основной целью кинезиологии является помощь детям, развитие их высших психических функций с помощью кинезиологических упражнений.

Кинезиологические упражнение — это совокупность, движений позволяющих задействовать оба полушария мозга. Упражнениями пользовались ещё в древности Гиппократ и Аристотель.

Упражнения в кинезиологии бывают таких видов:

Телесные: нормализуют гипертонус и гипотонус, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

(“Перекрестное марширование” Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге).

2. Глазодвигательные: позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

( “Взгляд влево вверх” . Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.)

3. Упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга).

4. Дыхательные — развивающие самоконтроль, ритмику организма.

(“Дышим носом” Исходное положение — лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое).

5. Упражнения для релаксации — способствующие снятию напряжения, подходят рекомендуются гиперактивным детям.

( “Путешествие на облаке” Сядьте удобнее и закройте глаза. Два — три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными).

При использовании кинезиологических упражнений в практике, важно помнить основные правила:

— упражнения лучше проводить в маленьких подгруппах или индивидуально;

— важно начинать с самого простого, увеличивая сложность и темп;

— заниматься ежедневно;

— соблюдать эмоциональную комфортную обстановку для ребёнка.

Кинезиологические упражнения применимы во всех образовательных областях. Через познавательное развитие — идёт ориентировка в пространстве, счёт, геометрические фигуры, социально-коммуникативное развитие — это взаимодействие друг с другом, работа в парах, физическое развитие развивает координацию движений, мелкая и крупную моторику, а через художественно-эстетическое развитие проходит рисование ладонями, пальцами, ступнями, рисование с использованием песочного стола, развитие чувства ритма. В речевое развитие входит вся работа логопеда: развитие связной речи, разучивание стихотворений, формирование слоговой структуры, автоматизация звуков.

Упражнения можно активно использовать во время динамических пауз, в рамках проведения утреннего круга в детском саду, в любой педагогической деятельности и в дома.

Использование кинезиологических упражнений актуально для всех педагогов: воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, музыкальные руководители и физкультурные инструктора.

И родители с детьми, конечно же, могут выполнять все эти упражнения дома.

Применяя в практике кинезиологические упражнения, отмечаются следующие результаты: снижается тревожность, дети становятся спокойнее и увереннее; развивается устная речь; формируется логическое мышление; улучшаются коммуникативные навыки; улучшаются внимание, память, воображение; ребёнок развивает усидчивость, концентрацию и творческое мышление.

Каждый ребёнок уникален, и эти упражнения помогают раскрыть его потенциал.

Литература:

  1. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001
  2. Деннисон Пол И., Деннисон Гейл И. Гимнастика мозга. Руководство для педагогов и родителей. М., 1999.
  3. Ханнафорд К. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ. М., 1999 г
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, левая рука, правая рука, головной мозг, координация движений, облако, пар движений, правая ноздря, противоположная нога, ребенок.


Похожие статьи

Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре в детском саду

В статье автор рассматривает комплекс упражнений и игр, которые стимулируют развитие интеллекта ребёнка.

Роль арт-терапии в развитии творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности применения арт-терапии в развитии творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Статья посвящена сказкотерапии и ее основным функциям при работе с детьми. Особое внимание уделяется трем функциям сказок: диагностической, терапевтической и прогностической. Автором рассматривается методы использования сказкотерапии как специалистам...

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Нейропсихологический подход к проблеме дисграфии младших школьников

В статье произведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике возможности использования нейропсихологических методик для коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста страдающих дисграфией.

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

В предоставленной статье рассмотрены важность арт — терапии для младших дошкольников, арт — терапевтические техники и способы, применяемые в работе педагога — психолога в детских дошкольных учреждениях.

Использование песочной терапии в коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста

В статье авторы рассказывают, как пескотерапия влияет на коррекционную работу с детьми с ОВЗ.

Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией

В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.

Похожие статьи

Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре в детском саду

В статье автор рассматривает комплекс упражнений и игр, которые стимулируют развитие интеллекта ребёнка.

Роль арт-терапии в развитии творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности применения арт-терапии в развитии творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Статья посвящена сказкотерапии и ее основным функциям при работе с детьми. Особое внимание уделяется трем функциям сказок: диагностической, терапевтической и прогностической. Автором рассматривается методы использования сказкотерапии как специалистам...

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Нейропсихологический подход к проблеме дисграфии младших школьников

В статье произведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике возможности использования нейропсихологических методик для коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста страдающих дисграфией.

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

В предоставленной статье рассмотрены важность арт — терапии для младших дошкольников, арт — терапевтические техники и способы, применяемые в работе педагога — психолога в детских дошкольных учреждениях.

Использование песочной терапии в коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста

В статье авторы рассказывают, как пескотерапия влияет на коррекционную работу с детьми с ОВЗ.

Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией

В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.

Задать вопрос