В статье автор рассказывает о личном опыте применения нейрогимнастики и постепенном внедрении ее в свою работу.
Ключевые слова: нейрогимнастика, дети, развитие, формирование, упражнения.
Я работаю воспитателем 11 лет. Три года назад я столкнулась с проблемой: у моего маленького сына был сильнейший спазм шейных мышц, никакие массажи и остеопаты не могли нам помочь. Специалисты в поликлинике разводили руками и продолжали направлять на общеукрепляющий массаж.
Изучая информацию в интернете и общаясь с разными специалистами в этой области, я познакомилась с реабилитологом, который помогает детям с различными двигательными проблемами и делает это с помощью нейрогимнастики. После второго занятия с моим сыном стали происходить чудеса: мышечный спазм медленно стал уходить, все зажимы исчезли, как будто их и не было. Нам понадобилось всего семь занятий, чтобы забыть об этой проблеме.
Увидев результат у своего ребенка, я стала более подробно изучать эту методику и заметила, что детям в детском саду на занятиях не хватает внимания, усидчивости, способности концентрироваться на одном виде деятельности. Я решила попробовать нейрогимнастику в детском саду в игровой форме. Упражнения организованы в виде игр и развлечений — это позволяет детям проводить время весело и интересно и способствует лучшему усвоению материала.
Также нейрогимнастика помогает развивать зрительное восприятие, координацию движений, моторику рук и укреплять мышцы.
У детей улучшилось поведение на занятиях, они стали спокойнее и внимательнее. Ребята стали активнее и больше проявлять интерес к окружающему миру.
Нейрогимнастика задействует все зоны мозга, упражнения направлены на стимуляцию обоих полушарий. Это способствует развитию памяти, внимания, мышления. Также планирую комбинировать нейрогимнастику с другими видами деятельности: утренней гимнастикой в художественной деятельности и на прогулке.
Нейрогимнастика позволяет очень мягко влиять на работу мозга.
Благодаря нейрогимнастике у детей развивается взаимодействие между полушариями мозга и познавательные навыки.
Основные виды упражнений нейрогимнастики
Дыхательные упражнения снижают гиперактивность, помогают детям лучше осознавать свое тело и справляться со своими эмоциями, нормализуют дыхание, насыщают организм кислородом.
«Пинг-понг»
Это упражнение выполняется в паре. Представьте, что ваш стол — игровое поле, и мысленно разделите его на две половины (или используйте цветной скотч). Положите на середину шарик для настольного тенниса или просто смятый листок бумаги. Задача каждого игрока — сдуть шарик на сторону противника, чтобы он упал на пол.
Двигательные упражнения с растяжкой помогают ребенку лучше осознать свое тело, наладить синхронную работу обоих полушарий мозга, улучшают координацию движений, ориентацию в пространстве.
«Часики»
Упражнение выполняется стоя или сидя. Правая рука — на груди чуть ниже левой ключицы; левая — на животе. Круговыми движениями ребенок массирует грудные мышцы слева; затем меняет руки и повторяет то же самое с правой стороны. Можно при этом приговаривать: «часики тик-так».
«Канатоходец»
Разложите на полу веревку; предложите ребенку представить, будто он канатоходец в цирке, а канат натянут в воздухе. Нужно пройти по веревке, аккуратно переставляя и плотно прижимая к ней стопы.
Артикуляционные упражнения полезны детям с задержкой речи. Они улучшают произношение, речь и развивают речевые навыки.
Когнитивное развитие улучшает память, внимание, логическое мышление. Упражнения помогают концентрации внимания.
Глазодвигательные упражнения развивают зрительное восприятие. Они особенно полезны при чтении и письме.
Занятия проходят в комфортной и дружелюбной атмосфере. Необходимо точное выполнение каждого упражнения.
Простые упражнения подходят для детей всех возрастов, начиная с одного года. Они служат отличной профилактикой болезни Альцгеймера.
Упражнения включают синхронные и асинхронные движения. Например, можно рисовать симметричные фигуры обеими руками одновременно или касаться носа одной рукой, а подбородка — другой, затем поменять руки.
Асинхронные движения требуют большей концентрации и усилий.
Для детей средней группы детского сада (4–5 лет) я предлагаю такие упражнения:
«Дорисуй рисунок»
Предложите ребенку половину рисунка и попросите симметрично дорисовать вторую. Для начала можно использовать листок в клетку; со временем усложните задачу — предложите рисунок на простом белом листе.
«Обведи и зачеркни»
На листе нарисованы две фигуры, и они между собой перепутаны.
Ребенок должен найти одну фигуру, которую нужно обвести, а вторую — зачеркнуть. Эти упражнения тренируют внимание и способность следовать инструкции.
«Большой — мизинец»
Ребенок сжимает пальцы в кулак. На левой руке нужно распрямить большой палец, на правой — мизинец. Затем меняет руки: на левой распрямляет мизинец, а на правой — большой палец. Это упражнение способствует развитию речи и мелкой моторики.
Заниматься нейрогимнастикой необходимо 5–10 минут в день, не более 3–5 упражнений. Это укрепляет центральную нервную систему и помогает обоим полушариям мозга работать эффективно и слаженно.
Рис. 1. Рисование двумя руками для дошкольников
Я сделала вывод, что применение нейрогимнастики в дошкольном образовании стимулирует развитие мозговой активности детей, улучшает познавательные процессы и формирует различные навыки. Я продолжу активно использовать нейрогимнастику в своей работе, применяя её в разных видах деятельности, и изучать приемы и техники этой методики.
Литература:
- Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ Сфера. 2001.
- Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей.