В последнее время увеличилось количество детей с различными нарушениями, физического и психического плана. У детей с ОВЗ отмечается общее моторное отставание, что приводит к торможению мыслительных процессов, снижению концентрации внимания, выносливости, координационных способностей, проблемы с речевым развитием. В результате, у них проявляется низкая работоспособность, повышенная утомляемость, низкий уровень произвольности психических процессов. Педагоги находятся в постоянном поиске новых эффективных форм оздоровления и развития таких детей.
Информацию о мире вокруг них дети получают посредством восприятия. Мысли, тело и эмоции составляют некий тандем, где важен баланс между элементами. Только в том случае будет усваиваться информация в полном объеме, ребенок будет развиваться интеллектуально и физически. У детей с ограниченными возможностями здоровья это равновесие нарушено, и одним из продуктивных методов формирования новых связей выступают кинезиологические упражнения.
Кинезиология — это наука, которой уже более двухсот лет. Она изучает развитие межполушарных связей с помощью движений. Чем гармоничнее эти связи, тем лучше развивается ребенок в интеллектуальном и физическом плане.
Кинезиологические упражнения — э то определенный комплекс движений, который усиливает межполушарные связи. Данные упражнения важны практически для людей всех возрастов, но особенно для детей, имеющих отставания в речевом или общем развитии, гиперактивных детей, детей с расстройствами психики и т. д.
Дети, которые систематически выполняют такого рода движения, лучше концентрируются, становятся более сообразительными, энергичными, у них улучшаются речевые и двигательные навыки, они начинают контролировать негативное поведение, раздражительность, возбудимость и низкую произвольность.
Существуют различные виды таких упражнений:
— Растяжки
— Дыхательные упражнения
— Телесные упражнения
— Глазодвигательные упражнения
— Упражнения на развитие мелкой моторики
— Массаж ушных раковин
— Релаксирующие упражнения
Каждый вид выполняет свою роль и по-особому воздействует на организм.
Растяжки способствуют нормализации гипотонуса и гипертонуса.
Дыхательные упражнения отвечают за развитие произвольности и самоконтроля, а также способствуют улучшению ритмики организма.
Телесные упражнения направлены на снятие мышечных зажимов, неконтролируемых навязчивых движений и способствуют развитию прочных межполушарных связей.
Глазодвигательные упражнения служат для развития координации движения глаз и языка, создают условия для расширения восприятия и улучшения поля зрения за счет формирования межполушарных связей.
Упражнения на развитие мелкой моторики отвечают за формирование тонкой мускулатуры рук и способствуют созреванию речевых центров.
Массаж ушных раковин или аурикулярный массаж регулирует мыслительную деятельность, он служит для развития внимания, повышения работоспособности.
Упражнения для релаксации направлены на снятие напряжения и служат для расслабления.
В дошкольных образовательных учреждениях кинезиологические упражнения используются в различных видах деятельности. Так на занятиях по развитию речи активно применяются разнообразные пальчиковые игры, направленные на повышение моторики мелких мышц и ловкости пальцев.
Во время изобразительной деятельности детям предлагается рисовать другой рукой или обеими в зеркальном отображении, рисовать с закрытыми глазами, обводить контур в одном, а затем в другом направлении каждой рукой по очереди.
На занятиях познавательного цикла детям предлагаются папки с зеркальным отображением предметов. Им предлагается по очереди обвести каждую деталь одной рукой, затем другой и потом двумя. Желательно, если эти движения будут иметь стихотворное или музыкальное сопровождение.
На занятиях физической культурой дети выполняют упражнения, которые направлены на координацию между конечностями, головой и глазами. Это чаще всего ассиметричные движения; движения, которые выполняются с закрытыми глазами; а также движения, выполняемые по очереди ногой или рукой, а затем одновременно и ногой, и рукой.
Данная гимнастика решает целый ряд задач:
— улучшает мелкую и крупную моторику;
— снижает утомляемость;
— стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;
— уменьшает утомляемость;
— увеличивает продуктивную работоспособность;
— благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;
— воспитывает уверенность в себе при публичных выступлениях.
Начинать выполнять гимнастику для мозга необходимо в 4–5 лет, то есть в среднем дошкольном возрасте. В старшем возрасте упражнения усложняются и становятся незаменимой частью подготовки к школе.
Для детей с ОВЗ необходимо предусмотреть выполнение комплекса упражнений несколько раз в неделю в спокойной обстановке. Желательно, чтобы данные занятия были индивидуальными, так как важна точность выполнения. Заниматься можно и в домашних условиях с родителями. Тренировки строятся от простых упражнений к сложным. Во время выполнения упражнений должна звучать музыка, и царить доброжелательная атмосфера.
Выполнять кинезиологические упражнения желательно каждый день, но без принуждения. Выполнять ее можно на улице, дома, в детском саду и т. д.
Постепенно задания усложняются. Это будет зависеть от индивидуальных особенностей ребенка. Обязательно нужно следить за качеством выполнения упражнений. Лучше сделать меньше, но качественно. Для сохранения интереса детей упражнения можно комбинировать и менять местами. Достаточно включить в одну тренировку 5–6 качественно выполненных задания. Каждое задание необходимо повторить 6–8 раз.
Для усложнения заданий применяются различные приемы:
— ускорение темпа;
— подключение визуализации (мысленного представления какой-то картинки);
— подключение к двигательным упражнениям дыхательных;
— исключение зрительно-речевого контроля (выполнение упражнений со слегка прикушенным языком, с закрытыми глазами);
— подключение к движениям рук движений языка или глаз.
Итак, значение упражнений на развитие межполушарного взаимодействия для детей с ОВЗ трудно переоценить. Такие тренировки позволяют улучшить эмоциональное состояние ребенка, сделать его более стрессоустойчивым и общительным, научат проявлять свои творческие способности в процессе игры, а потом и в учебной деятельности.
Литература:
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста /под ред. Л. Цветковой М.- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 296 с. — ISBN 5–89395–482–3. — Текст непосредственный.
- Архипов, Б. А. Комплексная методика психомоторной коррекции / Б. А. Архипов, Е. А. Воробьева, А. В. Семенович, Л. С. Назарова, В. М. Шегай.- М: 1998.-80 с. — Текст непосредственный.
- Деннисон, П.И., Деннисон, Г. И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.-85 с.- Текст непосредственный.
- Сазонов, В.Ф., Кириллова, Л.П., Мосунов, О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. — Рязань, 2000. — 48 с. — Текст непосредственный.