Инновационные педагогические технологии в системе физического воспитания и оздоровления детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве
Авторы: Екимова Марина Михайловна, Копылова Валентина Анатольевна, Койра Ирина Владимировна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.
Дата публикации: 26.05.2017
Статья просмотрена: 1153 раза
Библиографическое описание:
Екимова, М. М. Инновационные педагогические технологии в системе физического воспитания и оздоровления детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве / М. М. Екимова, В. А. Копылова, И. В. Койра. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2 (9). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2504/ (дата обращения: 16.12.2024).
Для детей с ОВЗ актуально применение на уроках физической культуры специальных оздоровительных методик обучения, которые учитывают функциональную связь между мышечной системой и мозговыми структурами, с деятельностью органов чувств и висцеральных органов, между мышечной системой и эмоциональной сферой ребёнка.
Ключевые слова: инклюзивное образование, двигательная активность, инновационные методики
Приоритетом стандарта второго поколения при работе с детьми ОВЗ обеспечить формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, что является социальной политикой РФ. Это связано с тенденцией к увеличению детей с ограниченными возможностями, а также с увеличением интеграции, в которых необходимо соблюдение прав и свобод по отношению к лицам с ограниченными возможностями.
В нашей стране с каждым годом начинает развиваться инклюзивное образование, оно востребовано как в школах, так и детских садах.
Благодаря инклюзивному образованию дети с ОВЗ получают индивидуальный подход к обучению более гибкий и адаптированный к их возможностям. В результате этих изменений обучение станет более эффективным и результативным, от этого выиграют все дети.
В результате совместного обучения детей с ОВЗ и обычных детей между ними устанавливаются крепкие дружеские взаимоотношения. Обычные дети учатся взаимодействовать с особенными детьми
Особенными, в хорошем смысле слова, становятся и здоровые дети, проходящие через инклюзивное образование с детьми ОВЗ. Они научаются сочувствовать, сопереживать и понимать, они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для нашего общества, они становятся более толерантными.
Перед учителями физической культуры встала задача, как привлечь детей с ОВЗ к активному образу жизни. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.
Правильное физическое воспитание детей укрепляет и закаливает организм, повышает сопротивляемость к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является эффективным средством профилактики, гармоничного роста и развития детей.
Двигательная активность и развитие речевой функции, тесно связаны с функциями головного мозга, что даёт ребёнку правильно развиваться. У детей существует связь между мышечной системой и мозговой, мышечной системой и эмоциональной сферой ребёнка, органами чувств.
Поэтому на уроках физкультуры необходимо (через игру) применять массаж ушей, рук, ног, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в течение всего учебного дня.
Для детей с ОВЗ сегодня актуальным стало применение на уроках физической культуры инновационные, оздоровительные методики обучения: Су-джок, массаж кистей рук, стоп, ушных раковин, дыхательной гимнастики Стрельникова, упражнения для мелкой моторики, логоритмика и ритмопластика.
Пример стихотворений, используемые при проведении массажа, нетрадиционных методах гимнастики.
Мышка мыла деткам лапки –каждый пальчик по порядку.
Вот помылила большой, сполоснув потом водой.
Не забыла и «указку» — смыв с нею и грязь, и краску.
Средний мылила усердно — самый грязный был наверно.
Безымянный терла пастой- кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла — очень он боялся мыла. [1]
Массаж выполняется на внутренней стороне ладони, сначала орех (спичка, гимнастическая палка, су-джок) перекатывается по часовой стрелке, а потом — против; аналогично выполняется массаж стопой ноги.
Массаж стоп — ходьба по коврику с пуговицами
Хлопаем в ладошки, пусть попляшут ножки,
Пусть попляшут ножки по ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке…. Устали наши ножки,
Устали наши ножки. Вот наш дом, где мы живем:
«Ножки накрест» — опускайся и команды дожидайся.
А когда скажу «Вставай» — им рукой не помогай.
Ножки вместе, ножки врозь, ножки прямо, ножки вкось.
Ножки здесь и ножки там. Что за шум и что за гам? [1]
(При проговаривании стихотворения массируются уши, тыльная и внутренняя стороны кисти рук, голеностоп).
Мыли свои ушки, мыли свои лапки,
Наряжались зайчики, надевали тапочки. [1]
(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами — большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами,
Вниз до мочек добежали. с постепенным продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)
И к макушкам вновь придём. [1]
Профилактические дыхательные упражнения
Подуй на одуванчик, как дует этот мальчик.
Подуй, подуй сильнее, станешь здоровее. [1]
(Сначала глубоко подышать. Делать длинный выдох, будто хочешь сдуть с одуванчика пух. Затем, сделать глубокий вдох носом).
Мы как учителя физической культуры, ставим перед собой задачу раскрыть возможности каждого ребёнка и дать им поверить в свои силы.
Мы убеждены, что учителю необходимо простроить свою деятельность так, чтобы ребёнок мог почувствовать себя успешной личностью. В ребёнка нужно вложить не только знания об окружающем его мире, но и научить его самого видеть главное и добиваться своей цели, выбирать для этого доступные способы и возможности в соответствии с возрастом.
Научить ребенка самостоятельно заботиться о своем здоровье, организовать свой активный отдых средствами физической культуры, вести здоровый образ жизни.
Воспитать устойчивою мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, научить получать радость от этой деятельности.
Литература:
- Авилова С. А., Калинина Т. В. Игровые и рифмованные формы физических упражнений. / Волгоград издательство «Учитель», 2008г. — с 13–14,18–19 /
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. / Е. И. Рогов– М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.- 384 с.
- Симанский А. Э. Развитие творческого мышления детей./ А. Э. Симанский -Я.:Академия развития, 1997. -188 с.
- Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей./ Л. Ф. Тихомирова — Я.:Академия развития, 1996.- 192 с.
- Фатеева Л. П. 300 подвижных игр для младших школьников./ Л.П Фатеева. — Я.: Академия развития, 1998.- 224 с
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь./ В. В. Цвынтарный — СПб.: Лань, 1996. 31с.
- Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей./ Л. В. Черемошкина — Я.: Академия развития, 1997.- 240 с.
Похожие статьи
Речевое развитие детей с нарушениями речи через музыкальную деятельность в системе дошкольного, школьного и профессионального образования
В статье рассмотрены подходы и технологии музыкально-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования.
Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями
В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...
Организация работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития по формированию навыков взаимодействия
Применение эффективных практик организации развивающего ухода позволило кардинально изменить подход к социальному обслуживанию детей с ТМНР. И, если создать условия для специального обучения, определенную коррекционно-развивающую среду, то воспитанни...
Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития
В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...
Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами
Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...
Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста
Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...
Развитие интеллекта и речи детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования кинезиологии
Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья зачастую имеют проблемы в речевом и познавательном развитии. Для развития данных функций предлагалось несколько видов развивающих технологий. Однако наиболее эффективной оказалась кинезиология. Кине...
Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...
Похожие статьи
Речевое развитие детей с нарушениями речи через музыкальную деятельность в системе дошкольного, школьного и профессионального образования
В статье рассмотрены подходы и технологии музыкально-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования.
Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями
В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...
Организация работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития по формированию навыков взаимодействия
Применение эффективных практик организации развивающего ухода позволило кардинально изменить подход к социальному обслуживанию детей с ТМНР. И, если создать условия для специального обучения, определенную коррекционно-развивающую среду, то воспитанни...
Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития
В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...
Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами
Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...
Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста
Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...
Развитие интеллекта и речи детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования кинезиологии
Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья зачастую имеют проблемы в речевом и познавательном развитии. Для развития данных функций предлагалось несколько видов развивающих технологий. Однако наиболее эффективной оказалась кинезиология. Кине...
Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...