Организация работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития по формированию навыков взаимодействия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Организация работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития по формированию навыков взаимодействия / Г. Н. Маркина, Л. В. Козлова, С. Ю. Лаптева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 153-155. — URL: https://moluch.ru/archive/498/108962/ (дата обращения: 15.11.2024).



Применение эффективных практик организации развивающего ухода позволило кардинально изменить подход к социальному обслуживанию детей с ТМНР. И, если создать условия для специального обучения, определенную коррекционно-развивающую среду, то воспитанники данной нозологической группы, в пределах когнитивного развития, обучаемы, хотя могут овладеть элементарными навыками в минимальной степени, и зависимы от взрослого. Вся работа с этим контингентом строится на постоянной помощи, поддержке со стороны педагога, а также требует ухода и сопровождения.

Ключевые слова: социальные коммуникации, группы долговременного ухода, воспитанники, развивающий уход, коррекционно-развивающая среда, тактильный контакт.

Педагоги, работающие с детьми с ТМНР, понимают, что никакое обучение, даже самым простейшим навыкам, невозможно без установления контакта с ребенком, без вовлечения его в процесс взаимодействия. Таким образом, навык взаимодействия лежит в основе навыков всех остальных функциональных сфер. Все социальные способности так же базируются на взаимодействии и социальных коммуникациях. Начинающим педагогам знакома картина, когда ребенок смотрит в сторону и не реагирует на взрослого, как бы он не выплясывал перед ним. Все планы и учебные конспекты, подготовленные ранее, сразу теряют свою значимость и смысл. Какое уж тут занятие, когда тебя попросту не замечают. Одним педагогам удается быстрее вовлечь ребенка в процесс взаимодействия, у других может и вовсе не получиться, особенно, если речь идет о группах долговременного ухода в специализированных реабилитационных центрах. Есть категория педагогов, которая приходит и живет вместе с этими детьми, вливаясь в их жизнь, не разделяя себя и воспитанника, как мы живем дома, со своими собственными детьми. Забывая, что находятся на работе, они полностью погружаются в интересы воспитанников, искренне желая понять и помочь. Они оказываются успешнее, так как им удается быстрее построить доверительные отношения с воспитанником. Ребенок, как дома, чувствует себя в безопасности, быстрее начинает испытывать положительные эмоции от присутствия взрослого и идет на контакт.

До появления понятия «развивающий уход» и реализации инновационных проектов в этой области, дети с ТМНР считались необучаемыми. Применение эффективных практик организации развивающего ухода позволило кардинально изменить подход к социальному обслуживанию этой категории детей. И, если создать условия для специального обучения, определенную коррекционно-развивающую среду, то воспитанники данной нозологической группы, в пределах когнитивного развития, обучаемы, хотя могут овладеть элементарными навыками в минимальной степени, и зависимы от взрослого. Вся работа с этим контингентом строится на постоянной помощи, поддержке со стороны педагога, а также требует ухода и сопровождения. Ежедневная кропотливая работа специалистов показала, что это дети с нераскрытым до конца потенциалом развития, а использование жизненно значимых, учебно-тренировочных ситуаций позволяет формировать желание общаться.

Вот некоторые из основных направлений работы по развитию навыков взаимодействия детей с ТМНР:

Развитие способности познавать себя. Что включает: установление телесного, зрительного и речевого контакта, умение справляться с собственным психофизическим напряжением. На первоначальном этапе работы можно использовать следующие упражнения для установления зрительного и телесного контакта: «Щекотки», «Прятки с платком», различные игровые приемы с игрушками, музыкальными инструментами.

Наверняка всем знакомо упражнение «Передвижной заборчик» для самостоятельно передвигающихся детей. Игра эффективна в работе с детьми с аутизмом. Эту же игру можно адаптировать для детей, передвигающихся на колясках. В этом случае один взрослый передвигает коляску по комнате, а другой изображает заборчик.

– Следующее направление — развитие умения концентрировать внимание на окружающих при обращениях. Для этого можно использовать следующие приемы: комментировать происходящее в текущий момент; применять тактильный контакт; давать ребенку время ответить на обращение; изменять тон голоса; показывать радость от общения с ребенком эмоциями.

Развитие умения воспринимать речь. Умение необходимо для понимания других людей и установления с ними контакта.

Важнейшую роль на занятиях по развитию общения играет развитие умения подражать или копировать. Подражание — особый вид поочередного совершения действий.

Упражнение «Соберем пирамидку».

Задание: сохранять ожидательный период минимум в течение 3 секунд и получать радость во время простой контактной игры.

Ребенок и педагог садятся за стол напротив друг друга. На столе пирамидка, которую нужно разобрать и собрать. Поочередно снимают кольцо педагог и воспитанник (при необходимости сопряженно), помощник сдерживает воспитанника при попытке совершения внеочередного действия. После того, как пирамидка разобрана, предлагается ее собрать в такой же последовательности (при условии, что ребенок не устал и проявляет интерес к происходящему). Действия сопровождаются фразами: «Сережа надевает колечко, я (имя педагога) жду», «Я надеваю колечко, Сережа ждет», «Сережа молодец».

Несмотря на ограниченный диапазон жестов и слов, имеющихся у ребенка с ТМНР, его можно обучить пользоваться определенными умениями для выражения социальных, эмоциональных и физических потребностей: умение требовать; умение просить о помощи; умение отказываться; умение здороваться и прощаться; умение делиться информацией.

Эффективна в работе по формированию навыков взаимодействия программа Floortim (букв. — время, проведенное на полу) — это когда мы вместе с ребенком сидим или лежим на полу и проводим занятие. Это особая философия двусторонней коммуникации, которая пронизывает все виды занятий с ребенком. Программа включает в себя два принципа одного развивающего процесса. Первый принцип — это принцип следования за ребенком. Второй заключается в том, чтобы, входя в мир ребенка и разделяя его мир, вовлекать его в совместное со взрослым пространство, поднимать его на следующий уровень развития, пример тому — история Сергея С.

Сергей очень любил пластмассовый конструктор. Перекладывал его из одного контейнера в другой. Он никого не замечал, ни на кого не смотрел, а если ему подкладывали какой-то другой предмет под руку, выбрасывал подальше. Сергей не шел на контакт со взрослым, да и с детьми тоже не контактировал. Что только не делали воспитатели, чтобы привлечь внимание Сергея: пели, шумели музыкальными инструментами, садились в поле зрения Сережи с игрушкой, после чего мальчик сразу начинал громко кричать. Если его гладили или обнимали, он просто отворачивался, пытаясь освободиться. Но однажды, сидя на полу рядом с качающимся Сергеем воспитатель поставила неваляшку в поле зрения Сергея. Яркого, красного цвета. Сергей хотел оттолкнуть игрушку, но она качнулась, издав мелодичный звук, и встала на место. Так несколько раз. На 5 раз Сергей подполз ближе, взял неваляшку и отбросил её. В следующий раз воспитатель подбросила неваляшку в поле зрения Сергея так, что он был вынужден опять ползти к ней. Сергей оттолкнул игрушку. В этот раз он задержал взгляд на игрушке чуть дольше обычного. Затем были разные игрушки, все заметили, что Сергей с интересом стал смотреть на музыкального мишку, который пел разные песенки. И вот однажды он достал игрушку, но не отбросил ее как обычно, а сел на пол и стал с ней играть. Сергей оттягивал лапы, прокручивал их, нажимал на кнопочки. Когда он привык к мишке и уже искал его глазами на полу, или на полке, игрушка оказалась на столе, так Сергей впервые оказался за столом и играл с игрушкой довольно длительное время, хотя до этого случая, он не проводил за столом и двух минут. Он меньше стал держать пальцы во рту, так как в манипуляциях с игрушками были задействованы обе руки, у него уменьшилась саливация. Диапазон интересов Сергея постепенно увеличивался, как и пространство, в котором он чувствовал себя комфортно.

Конечно, достижение положительных результатов требует терпения и порой довольно длительного времени, но эти результаты всегда радостное событие для всего социального окружения ребенка. Каждая новая, пусть даже маленькая ступенька, на которую поднимается ребенок, строится целой командой педагогов и родителей, благодаря их сплоченности, целеустремленности и огромной любви.

Таким образом, можно сделать вывод, что, работая с детьми с ТМНР системно, терпеливо и последовательно, педагоги и родители совместными усилиями могут обучить их эффективным способам общения и взаимодействия, а значит, и адаптировать ребенка к условиям окружающего мира.

Литература:

  1. А. В. Рязанова Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжёлыми и множественными нарушениями 2015г. Москва
  2. Светлана Морозова: Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. Владос, 2010 г.
  3. Ветрова М. А., Ветров А. О. Дети с тяжелыми множественными нарушениями обзор зарубежной литературы. Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), г. Москва, Российская Федерация 2022.
  4. Стенли Гринспен, Сирена Уидер: На ты с аутизмом. Москва Теревинф, 2016 г.
  5. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0–6 лет). Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACCH. Минск: Издательство БелАПДИ «Открытые двери», 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игрушка, коррекционно-развивающая среда, пол зрения, развивающий уход, развитие умения, Сереж, умение, длительное время, долговременный уход.


Ключевые слова

воспитанники, коррекционно-развивающая среда, социальные коммуникации, группы долговременного ухода, развивающий уход, тактильный контакт

Похожие статьи

Рекомендации по использованию методов диагностики и мониторинга воспитанности в школах-интернатах для обучающихся с ОВЗ

Своеобразие обучения детей с нарушением слуха требует особых условий, подбора специальных методов, средств, создание специальной среды с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ для их полноценного развития, обучения и воспитания. Процесс...

Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, наиболее важным являются следующие функции: коррекционно-развивающая, реабилитационная и компенсирующая, цель которых — восстановление психофизического, а также социального ста...

Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются проблемы формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра и пути их решения. Актуальность темы связана с характерными особенностями фор...

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях центра содействия семейному воспитанию

В статье представлен опыт работы по формированию навыков самообслуживания у воспитанников ЦССВ, имеющих тяжелые множественные нарушения развития.

Формирование социальных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством социальных историй

Статья содержит описание практического опыта работы по социализации в обучении, воспитании, коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Формирование и развитие навыков самообслуживания у детей с РАС

В статье рассматриваются методические подходы к формированию и развитию навыков самообслуживания у детей с расстройствами аутистического спектра в возрасте 4–5 лет. Освещаются основные трудности, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения, вклю...

Коррекционно-развивающая среда как механизм, обеспечивающий процесс социального взаимодействия родителей и детей

Коррекционно-развивающая среда представляет собой комплексный, системный, вариативный, пластически изменяющийся механизм постоянной психолого-педагогической помощи ребёнку с отклонениями в процессе становления социальной компетентности в играх, занят...

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Похожие статьи

Рекомендации по использованию методов диагностики и мониторинга воспитанности в школах-интернатах для обучающихся с ОВЗ

Своеобразие обучения детей с нарушением слуха требует особых условий, подбора специальных методов, средств, создание специальной среды с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ для их полноценного развития, обучения и воспитания. Процесс...

Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, наиболее важным являются следующие функции: коррекционно-развивающая, реабилитационная и компенсирующая, цель которых — восстановление психофизического, а также социального ста...

Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются проблемы формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра и пути их решения. Актуальность темы связана с характерными особенностями фор...

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях центра содействия семейному воспитанию

В статье представлен опыт работы по формированию навыков самообслуживания у воспитанников ЦССВ, имеющих тяжелые множественные нарушения развития.

Формирование социальных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством социальных историй

Статья содержит описание практического опыта работы по социализации в обучении, воспитании, коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Формирование и развитие навыков самообслуживания у детей с РАС

В статье рассматриваются методические подходы к формированию и развитию навыков самообслуживания у детей с расстройствами аутистического спектра в возрасте 4–5 лет. Освещаются основные трудности, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения, вклю...

Коррекционно-развивающая среда как механизм, обеспечивающий процесс социального взаимодействия родителей и детей

Коррекционно-развивающая среда представляет собой комплексный, системный, вариативный, пластически изменяющийся механизм постоянной психолого-педагогической помощи ребёнку с отклонениями в процессе становления социальной компетентности в играх, занят...

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Задать вопрос