Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 01.06.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Кульчицкая, С. В. Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста / С. В. Кульчицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 584-586. — URL: https://moluch.ru/archive/521/115068/ (дата обращения: 30.06.2024).



Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы стимуляции. Особое внимание уделено роли родителей и воспитателей в процессе стимуляции и коррекции сенсорной интеграции. Статья содержит описание специфических игр и занятий, способствующих улучшению сенсорных навыков, а также методов диагностики и коррекции нарушений сенсорной интеграции.

Ключевые слова: сенсорная интеграция, развитие дошкольников, когнитивное развитие, физическое развитие, социальное развитие, эмоциональное развитие, роль родителей, воспитатели, стимуляция сенсорных навыков, диагностика нарушений, коррекция сенсорной интеграции.

Сенсорная интеграция — сложный процесс, в ходе которого мозг синтезирует информацию, поступающую через разные чувственные пути, формируя единое восприятие окружения. Функция важна в раннем возрасте, когда происходит активное развитие мозга и формирование нейронных связей. Исследования указывают на воздействие качества сенсорной интеграции на когнитивные, социальные, эмоциональные и физические аспекты развития ребенка.

Необходимость понимания этих процессов в современной педагогике и психологии очевидна, так как подобные знания помогают оптимизировать обучение и корректировать отклонения в развитии. В России интерес к этой теме заметно усилился в последние десятилетия, хотя анализ российской научной литературы показывает недостаток глубоких работ, составляющих широкий спектр этой области. Большинство публикаций, таких как Е. А. Стрельниковой и М. Ю. Костроминой, ограничиваются описанием методик и их практическим применением.

Таким образом, глубокое изучение сенсорной интеграции в контексте развития дошкольников сохраняет свою актуальность и перспективность. Направление исследований может стимулировать создание новых образовательных стратегий и коррекционных программ, направленных на гармоничное развитие личности в раннем возрасте.

Введенная в 1960-е годы американским психологом А. Жан Айрс, сенсорная интеграция является процессом синтеза информации, поступающей из разнообразных ощущений. Данная процедура способствует адекватному восприятию, анализу и реагированию на мир, что особенно необходимо для детей дошкольного возраста, на стадии закладывания основ восприятия и интерпретации.

Зрение, слух, осязание, вкус и обоняние работают совместно, формируя полноценное изображение мира. Мозг ребенка использует эти данные для создания нейронных соединений, которые способствуют развитию на физическом, эмоциональном и умственном уровнях. Сенсорная интеграция оказывает заметное влияние на когнитивные способности, напрямую влияя на учебные способности и адаптацию в обществе. [2, с. 148–152]

Эффективность процесса улучшает способность детей к сосредоточению, повышает их возможности запоминания и воспроизведения информации. Например, у детей, успешно обрабатывающих зрительные и аудиальные стимулы, часто наблюдаются лучшие академические показатели.

Развитие языковых и речевых навыков тоже тесно связано с сенсорной интеграцией. Успешная обработка слуховых данных помогает детям различать необходимые звуки для формирования слов и фраз, а зрительное восприятие поддерживает умения в чтении и письме, облегчая распознавание букв и слов. Гармоничное развитие рецепторных способностей способствует развитию коммуникационных умений, что требуется для обучения и социализации ребенка.

Такая интеграция различных потоков подчеркивает весомость поддержания всестороннего сенсорного развития в дошкольные годы, создавая устойчивую базу для последующего образования и социальной адаптации.

Результативное взаимодействие сенсорных систем способствует лучшему контролю движений, повышая их точность и уверенность при выполнении разнообразных задач. Координация, основанная на обработке сенсорной информации, улучшает способность организовывать и управлять физическими действиями в ответ на внешние стимулы.

В качестве примеров упражнений и занятий, которые способствуют развитию сенсорных навыков и моторики, можно привести следующие:

– балансировочные игры (ходьба по линии, стояние на одной ноге);

– тактильные активности (игра с различными по текстуре материалами);

– визуомоторные задания (вставляние фигур в соответствующие отверстия, сборку мозаик или рисование):

– игры с мячом (бросание, ловля и катание мяча руками или ногами);

– аудиомоторные упражнения (танцы или выполнение движений под музыку, требующие синхронизации звуков с действиями).

Регулярное применение упражнений в рутине дошкольников помогает их физическому развитию, вдобавок улучшает общее чувственное восприятие, помогая адаптироваться к изменениям в окружающей среде. Описанные занятия делают детей скоординированными, ловкими и активными, что служит фундаментом для дальнейшего обучения и социальной интеграции.

Понимание и правильная трактовка сенсорной информации обеспечивают основу для формирования функциональных социальных умений. Дети, которые умело перерабатывают данные, полученные через осязание, зрение и слух, устанавливают более успешные контакты с окружающими. В результате укрепляются навыки взаимодействия, понимания и уважения чужих границ, необходимых для здоровых межличностных связей. [1, с. 92–100]

Способность адекватно реагировать на рецепторные стимулы определяет душевное состояние ребенка. Скажем, у тех, кто лучше адаптирован к обработке сенсорных входов, чаще наблюдается способность справляться с неожиданными изменениями, что помогает уменьшить стресс и тревожность. В свою очередь, поддерживается спокойствие и концентрация, неотложные для успешного общения в сложных жизненных ситуациях. Так, научиться контролировать свои реакции на внешние воздействия становится ключом к развитию эмоционального интеллекта.

Сенсорная интеграция —сложный процесс, и нарушения в нем могут приводить к серьезным затруднениям в повседневной деятельности ребенка. Важно своевременно заметить симптомы нарушений для начала коррекционных действий. Признаками могут быть избыточная или пониженная чувствительность к таким стимулам, как свет или звук. К тому же дети могут проявлять отторжение к определенным фактурам одежды или пищи, испытывать проблемы с координацией движений, избегать или искать слишком интенсивные физические контакты. [3, с. 250–255]

Для диагностики нарушений используются наблюдения за поведением, стандартизированные тесты и анализ реакций на сенсорные раздражители. Детские психологи и терапевты применяют эти методы для определения уровня сенсорной обработки и выявления специфических сложностей.

Коррекция нарушений зачастую охватывает сенсорно-интегративную терапию, нацеленную на помощь детям в адаптации к рецепторным стимулам и обучении их эффективной обработке. Данная терапия может содержать специализированные игры и активности, разработанные для улучшения обработки информации. Родители и учителя способны вносить изменения в домашнюю и школьную среды, направленные на снижение сенсорной нагрузки, что помогает ребенку адаптироваться и чувствовать себя более уверенно.

Адекватное и своевременное вмешательство в случае нарушений чувственной интеграции способствует улучшению жизни ребенка и его успешной социальной и учебной адаптации.

Практическое стимулирование сенсорной интеграции в силах сильно облегчить и улучшить развитие ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Использование сенсорных ящиков, заполненных различными материалами, (рис, бобы, песок, мелкие камни) позволяет детям исследовать и оттачивать свои тактильные ощущения. Рисование пальцами, лепка из пластилина или игра на музыкальных инструментах способствует развитию важных сенсорных навыков и координации. [4, с. 133–135]

Балансировка на балансировочной доске или игры на свежем воздухе (бег, прыжки или игра в мяч) помогают детям развивать вестибулярный аппарат и улучшать пространственное восприятие. Использование музыки и ритмических движений может эффективно стимулировать слуховую и моторную интеграцию.

В процессе сенсорной интеграции немаловажное место занимают родители и воспитатели. Они создают стимулирующую среду, но и активно участвуют в занятиях, тем самым поддерживая развитие ребенка. Родители могут обогащать повседневную среду ребенка, добавляя в нее элементы, которые побуждаю разные чувства. Немаловажна и поддержка воспитателей, особенно в образовательных учреждениях, где они должны внедрять специализированные программы и техники, направленные на улучшение сенсорной интеграции детей через игры и обучающие занятия.

Понимание процесса сенсорной интеграции и внедрение эффективных методов для стимуляции сенсорного развития обеспечивают полноценное развитие детей. Игры и занятия, вместе с активным участием родителей и воспитателей, создают необходимую основу для успешной адаптации детей в их растущем и изменяющемся мире. Своевременное распознавание и коррекция нарушений могут улучшить качество жизни ребенка и способствовать его гармоничному взрослению. Данная тема продолжает быть актуальной для дальнейших исследований и практических разработок в области педагогики и детской психологии.

Литература:

  1. Андриевская О. А. Сенсорная интеграция, как психокоррекционный метод в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими психологические, поведенческие и речевые нарушения // Таврический журнал психиатрии. 2015. № 4 (73). — с. 92–100
  2. Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития / Н. В. Бабкина, И. А. Коробейников. — М.: Наука, 2020. — с. 148–152
  3. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития / Г. И. Колесникова. — 2-е изд., стер. — М.: Юрайт, 2016. — с. 250–255
  4. Творогова А. В. Сенсорно-интегративный подход к формированию восприятия у дошкольников с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79–4. — с. 133–135
Основные термины (генерируются автоматически): сенсорная интеграция, игра, коррекция нарушений, ребенок, диагностик нарушений, дошкольный возраст, ранний возраст, сенсорная информация, сложный процесс, физическое развитие.


Похожие статьи

Задать вопрос