Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

XLV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2023)

Дата публикации: 27.02.2023

Статья просмотрена: 823 раза

Библиографическое описание:

Литвинова, Ю. В. Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития / Ю. В. Литвинова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 26-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/481/17816/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является основой оздоровления всего общества. Люди могут мыслить сидя неподвижно, но для того, чтобы закрепить мысли, необходимо движение. Любая мысль заканчивается движением, считал И. П. Павлов. Поэтому многим людям легче думать при повторяющихся физических действиях.

Сущность изменения модели образовательного процесса заключается в необходимости обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе. Необходимым условием для этого является не обучение дошкольника, а его развитие.

В последнее время наблюдается увеличение количества детей с трудностями в обучении, имеющие отличительные особенности: незрелость и негрубые нарушения познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, замедленный темп психического развития, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, замедленное запоминание, затруднения в умении обобщать, сравнивать. У ребят данной категории наблюдается общая моторная неловкость, двигательная заторможенность и расторможенность, склонность к частым заболеваниям, аллергическим проявлениям и навязчивым движениям. Все вместе это нарушения высших психических функций и функциональных систем, которые состоят из нескольких звеньев. Каждое звено выполняет определённую функцию и обеспечивает работу определённых мозговых структур. В ходе недоразвития одного звена, нарушается работа всей функциональной системы, но каждый раз по-разному в зависимости от того, какое звено пострадало. Отсюда следует, что у одних детей проблемы с речевой функцией и произносительной стороной речи, у других проблемы с письмом, с чтением, с решением задач, со счётом.

Специалисты Е. И. Аркин, Н. А. Берштейн, Д. Б. Эльконин утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждая связь тонкой моторики с развитием мозга. Чем лучше развита способность к движениям, тем больше потенциал к обучению и развитию интеллектуальных способностей.

В настоящее время педагоги — психологи, воспитатели, учителя — дефектологи, учителя — логопеды внедряют в сферу образования элементы нейропсихологии, которая занимается трудностями в обучении детей с задержкой психического развития (ЗПР). В своей работе опираюсь на один из новых подходов, который относится к здоровьесберегающим технологиям — это метод кинезиологии или «гимнастика для мозга». Данный подход позволяет помочь детям с ЗПР справиться с нестабильным эмоциональным состоянием, развивает речь, высшие психические функции, интеллектуальные способности, активизирует мыслительную деятельность.

Кинезиология — это наука о движении, о развитии умственных способностей и достижении физического здоровья через двигательные упражнения. Начало этой науки можно проследить еще в Древней Греции, в индийской йоге, в фольклорных пальчиковых играх Древней Руси. Основную роль в возникновении речевых нарушений, по мнению нейрофизиологов и кинезиологов, играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. Одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность полушарий к интеграции.

Основной задачей кинезиологии является, возвращение человеку его природных естественных ресурсов, путём снятия стрессовых зажимов в теле и создания баланса между мышлением (интеллектом), эмоциями (чувствами) и телом (ощущениями), что и обеспечивает возможность позитивного и радостного обучения, спонтанности и творчества, даёт возможность человеку эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже самыми сложными интеллектуальными действиями. Человеческий мозг представляет собой «объединение» функционально ассиметричных левого и правого полушарий. Информация, которая закладывается в правом полушарии, становится базовой для функций левого полушария.

Всем известно, что левое полушарие намного дольше зреет, чем правое. Успех становления функций в левом полушарии во многом зависит от того, хорошо ли были сформированы предпосылки в правом. Проблема правого же полушария более актуальна, чем левого.

Каждое полушарие познает окружающий мир своим особым способом. Правое полушарие, которое отвечает за рефлекторное восприятие мира в целом, создает определенные образы и способно распознавать их в новой ситуации и получать информацию от органов чувств, запоминать ее. Левое же полушарие, аналитическое, содержит центр речи и отвечает за логику, может выделять часть из общего, анализируя фрагменты. Помимо всего левое полушарие отвечает за осознанную деятельность, за постановку цели, и является центром критического суждения.

Основная причина трудностей в учебе и в развитии интеллекта заключается в отсутствие слаженности в работе левого и правого полушария.

Таким образом, можно сделать вывод, несмотря на то, что оба полушария созревают к разному возрасту, они развиваются одновременно. В первую очередь, делается упор на правое полушарие, затем на левое. Для того чтобы вовремя заложенная информация в правом полушарии дальше становилась основой для функций левого полушария, необходимо иметь хорошие межполушарные связи.

В настоящее время, кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, что в первую очередь позволяют развивать способности ребенка с ЗПР и корректировать проблемы. С помощью приемов кинезиологии у детей с ЗПР укрепляется здоровье, оптимизируются память, внимание, мышление, речь, слух, воображение, восприятие, повышается умственная работоспособность, улучшается психоэмоциональное состояние.

Кинезиологические упражнение — это определенный комплекс движений, которые позволяют активизировать межполушарное воздействие.

Цель кинезиологических упражнений:

– развитие межполушарного взаимодействия;

– развитие межполушарных связей;

– синхронизация работы полушарий;

– развитие мелкой моторики;

– развитие способностей;

– развитие памяти, внимания;

– развитие речи;

– развитие мышления;

– упражнения способствуют стрессоустойчивости организма.

Кинезиологических упражнений разработано немало. В своей работе применяю комплексы упражнений, которые удобно выполнять сидя. Эти упражнения хорошо бодрят, тонизируют, активизируют внимание и память, повышают способность концентрироваться на выполняемой работе.

Для результативности развивающей работы с детьми с ЗПР необходимо учитывать определенные условия: выполнять упражнения систематически, в спокойной, доброжелательной обстановке, добиваться от детей правильного, точного выполнения движений.

Сначала все упражнения мы делаем вместе, после этого дети выполняют самостоятельно по памяти, соревнуясь со сверстниками. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. Вот несколько кинезиологических упражнений, которые я использую в своей работе с детьми с ЗПР:

  1. «Колечки». Данное упражнение заключается в том, что ребенок поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. После многократного повторения, упражнение усложняется. Ребенок одной рукой, например, левой делает колечки, соединяя последовательно с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец, а правой рукой последовательно соединяет с большим пальцем мизинец, безымянный, средний и указательный пальцы.
  2. «Кулак-ребро-ладонь». Вначале, ребенка знакомят с тремя положениями руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Воспитанник выполняет пробу вместе со взрослым, затем по памяти в течение 8–10 повторений. Пробы выполняется сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе. Если ребенок затрудняется выполнять данное упражнение, ему предлагается помогать себе командами («кулак — ребро — ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
  3. «Ухо — нос». Необходимо левой рукой взять себя за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. По сигналу одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук, т. е. правой рукой взять себя за кончик носа, а левой — за противоположное ухо.
  4. «Лезгинка». Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6–8 раз).
  5. «Чашка — блюдце». Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.
  6. «Зайчики». Одна рука сжата в кулак, другая показывает зайчика (два пальца подняты), поочередно менять положения пальцев. Можно усложнить данное упражнение. Одна рука показывает два ушка у зайчика, вторая — одно.

В ходе систематических занятий у детей с ЗПР улучшается память, концентрация внимания, устанавливаются межполушарные связи. Данные упражнения позволяют выявлять скрытые способности ребенка и расширяют границы возможностей его мозга. У детей наблюдается прогресс в развитии способностей к обучению, а также к управлению своими эмоциями.

Благодаря двигательным упражнениям происходит активизация межполушарного взаимодействия, что способствует детской стрессоустойчивости при обучении в школе.

Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством, он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.

Похожие статьи

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития

Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи

Использование сказкотерапевтических приёмов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Применение ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха

Применение развивающих пособий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Метод танцевально-двигательной терапии в групповом консультировании младших школьников с повышенным уровнем тревожности

Похожие статьи

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития

Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи

Использование сказкотерапевтических приёмов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Применение ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха

Применение развивающих пособий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Метод танцевально-двигательной терапии в групповом консультировании младших школьников с повышенным уровнем тревожности