Воспитание здорового и всесторонне развитого ребёнка — одна из самых актуальных проблем в практике развития и воспитания, это говорит о необходимости изучения эффективных способов её реализации. Особое беспокойство вызывает недооценённая роль физического воспитания в процессе формирования целостной личности ребенка. Физическое развитие все чаще рассматривается как несущественное направление, решающее только задачи оптимизации телесных функций детей, причем не очень эффективно. В то же время, как отмечают ученые, недостаток двигательной активности, слабость мышц, ограниченность двигательных умений и навыков ведут не только к потере ребенком физического здоровья, но и к невозможности полноценного формирования его интеллектуальной составляющей.
Связь между умственным и физическим развитием очевидна и доказана российскими учеными. Научные труды А. Валлона, Л. С. Выготского. М. М. Кольцовой свидетельствуют о том, что физические упражнения играют важнейшую роль в формировании психических функций ребенка. В исследованиях других ученых также установлена тесная взаимосвязь между показателями физической подготовленности и уровнем развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. А в работах Н. И. Дворкиной выявлено наличие достоверных связей между отдельными показателями психических и физических качеств [1].
Дошкольный возраст — лучшее время, чтобы заняться развитием мозга и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов. Очень важным для генерации считается период от 3 до 8 лет. В это время у ребенка формируется кинетическое, звуковое и зрительное смыслоразличие. Мозг человека состоит из левого и правого полушария, они участвуют в протекании психических функций и каждое играет свою роль.
Правое полушарие отвечает за воображение, человек с развитым правым полушарием имеет хорошее воображение, умеет фантазировать, любит мечтать, и, как следствие, — сочинять и учить наизусть. Дети с более развитым правым полушарием лучше реализуют себя в танцах, воспринимают музыку, любят рисовать. Дети с развитым левым полушарием более склонны к языковым способностям, быстрее обучаются письму и чтению, лучше обрабатывают информацию, делают выводы.
С первых дней жизни полушария головного мозга развиты одинаково, но в процессе развития, обучения одно из полушарий развивается активнее другого. Первостепенную роль принимает на себя сильное, соответственно, функциональность другого блокируется. Как следствие, ребенок испытывает дезориентацию в пространстве, он труднее обучается письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. Для человека важна одинаковая работа двух полушарий. Если связи между полушариями головного мозга не сформированы, информация будет обрабатываться неправильно, и у ребенка могут возникнуть трудности в обучении.
Чтобы проверить, насколько развиты связи между полушариями, можно провести несложный тест. Ребенку необходимо завести руку за спину, а взрослый кисточкой дотронется до любого пальца, кроме большого. Большим пальцем руки ребенок должен показать, до какого места кисточка прикоснулась к коже. Необходимо провести 10 попыток, и если ребенок сделал больше 3 ошибок, то это говорит о слабом развитии межполушарных связей [2].
Полушария мозга хорошо поддаются развитию. Развитие межполушарных связей активизирует работу полушарий, улучшает память, восприятие речи, вызывает у ребенка устойчивый интерес, активно концентрирует его внимание, позволяет быстро переключиться с одного вида деятельности на другой, тем самым быстро вовлекая его в деятельность.
За работу полушария отвечает противоположная сторона тела. Движения левой рукой или ногой, активизируют правое полушарие, а работая правой ногой или рукой — левое. Если выполнять движения одновременно двумя руками, то мы сможем развивать межполушарные связи [5].
Кинезиологические и нейропсихологические упражнения формируют и развивают межполушарное взаимодействие у детей дошкольного возраста, регулируют работу полушарий головного мозга и способствуют развитию мышления ребенка.
Кинезиологические упражнения — это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие
Нейропсихологические игры — это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями, что позволяет контролировать и регулировать поведение, межполушарное взаимодействие.
Для развития используют специальные упражнения и игры, которые задействуют работу обоих полушарий. Это называется мозговой гимнастикой, достаточно нескольких минут занятий в день.
На взаимодействие мозговых полушарий положительным образом влияют:
— пальчиковая гимнастика;
— кинезиологические упражнения;
— самомассаж;
— дыхательные упражнения;
— дидактические задания;
— творчество;
— прослушивание классических музыкальных композиций;
— логоритмика [4].
Развитие межполушарных связей происходит при выполнении очень интересных игр и упражнений:
1. Телесные движения — развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
«Уши — нос». Одной рукой необходимо взять себя за кончик носа, а второй за мочку уха. Эти движения необходимо чередовать между собой, максимально увеличивая скорость.
«Я — хороший». Одной рукой гладим себя по животу, а второй по макушке, выполняя круговые движения, затем меняем руки.
«Художник». Сидя на полу, упереться рукам в пол позади себя, оторвать прямые ноги от пола и нарисовать ими круг в воздухе.
«Колечки». Сначала на одной руке большой палец соединяем поочередно с другими, начиная с указательного, потом на другой.
«Незнайка». Пожимаем плечами, как будто чего-то не знаем. То правым плечом, то левым, то одновременно обоими [3].
2. Растяжки — нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
«Дерево» Сидя на корточках, опустить голову и обхватить колени руками. Затем медленно подняться на ноги, выпрямить туловище и вытянуть руки вверх. Подул ветер: ребенок раскачивает тело, имитируя дерево.
«Буратино». Прыгнуть на левой ноге, подняв правую руку вверх, прыгнуть на правой ноге, подняв левую руку вверх.
3. Дыхательные упражнения — улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность
«Свеча». Необходимо сесть за стол и представить, что перед вами стоит большая свеча. Глубоко вдохнуть и одним выдохом постараться задуть воображаемую свечу. А затем представить перед собой 5 маленьких свечек, сделать глубокий вдох и задуть эти свечи маленькими порциями выдоха поочередно.
«Вдох — выдох» Лёжа на спине, вытянуть руки вдоль туловища, положить ладони на пол, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги должны стоять прямо, не быть перекрещены. Также нельзя шевелить ногами. Упражнение выполняется только по команде взрослого «вдох-выдох». Вовремя команды взрослого «ВДОХ» ребенок делает глубокий вдох через нос (рот закрыт), затем во время команды взрослого «ВЫДОХ» ребенок делает выдох через широко открытый рот (шумно).
4. Глазодвигательные упражнения — позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие
«Моргание». Принять любую устойчивую позу. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать). Упражнение выполнять от 30 до 60 сек. Затем расслабить глаза.
«Расслабить глаза». Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, в правый нижний угол, в левый верхний угол, в правый верхний угол, в левый нижний угол, удерживать голову неподвижно, стараться поворачивать глаза в самые крайние положения [6].
Регулярно выполняя такие упражнения, мы поможем ребенку стимулировать мозговую деятельность и развивать речь. Используя данные игровые приемы, мы помогаем ребенку расслабиться и настроиться на продуктивные занятия. Дети становятся уверенней в себе, более спокойными, лучше обобщают и систематизируют усвоенный материал.
В результате освоения кинезиологических и нейропсихологических упражнений у детей:
— развиваются когнитивные способности и высшие психические функции;
— происходит коррекция поведенческих и эмоциональных проблем;
— улучшается межполушарное взаимодействие на всех уровнях;
— формируются пространственные представления;
— развивается умение анализировать в рамках первичных математических представлений;
— развивается символическое и абстрактное мышление;
— улучшается регуляторный компонент;
— развивается схема и образ тела, нормализуется общий и психический тонус;
— подготавливается и облегчается процесс чтения и письма.
Таким образом, упражнения на развитие и активизацию межполушарного взаимодействия имеют широкий спектр действия и несут в себе большие возможности развития интеллекта, физического и психического здоровья. Использование комплексов в повседневной деятельности и на занятиях принесет пользу ребенку и взрослому.
Литература:
1. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка / М. М. Кольцова. — Москва: Педагогика, 1973. — 144 с.
2. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / А. В. Семенович. — Москва: Издательский центр «Академия», 2020. — 232 с.
3. Сиротюк, А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: АРКТИ, 2019. — 60 с.
4. Сиротюк, А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников / А. Л. Сиротюк. — Москва: ТЦ Сфера, 2018. — 48 с.
5. Трясорукова, Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей / Т. П. Трясорукова. — Москва: Феникс, 2022. — 119 с.
6. Шанина, Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. Учебное пособие — Москва, 2019. — 39 с.

