В настоящее время у большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук, что отрицательно сказывается на формировании навыка письма. И даже будучи уже в школе многие школьники ощущают дискомфорт, утомление и переутомление в мышцах руки. Это результат слабости, вялости мышц руки, связано с тем, что сейчас многие операции выполняют за человека машины — стиральные машины, пылесосы и др.
Вследствие этого, то, что нам облегчает жизнь, экономит время, лишает ребёнка возможности больше работать руками. Возникает противоречие между требованиями учителя выдерживать темп работы и недостаточными возможностями ребенка, так как мелкая моторика мышц рук не натренирована, силы, нервная энергия детей истощаются. Такие дети замедляют общий темп работы, требуют от педагога особого внимания, поэтому развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка в период дошкольного детства.
В условиях реализации стандарта, направленного на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [6, с.29], большую работу ведем в ДОО по физическому развитию воспитанников, поиск новых форм, средств и методов развития мелкой моторики.
Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со зрительной системой.
Необходимо тренировать и совершенствовать крупную и мелкую моторику рук, у дошкольников уже с раннего возраста. Считаем, что самое ценное в оздоровительном плане — пальчиковые игры. Целью педагогической деятельности является развитие у старших воспитанников тонких движений пальцев рук, подготовка к овладению письмом, посредством пальчиковых игр с предметами.
Проблеме подготовки руки к письму в педагогике уделяется особое внимание и предлагается комплекс мер, способствующих развитию движений пальцев рук. Успешно овладеть письмом в школе можно при условии, если ребенок в дошкольном возрасте выработал и усвоил ряд приемов, которые подготовили и облегчили его к процессу письма, благодаря развитию мелкой моторики. Основным факторов психического развития ребенка предусматривается обучение и его собственная деятельность. Обучение и деятельность неразрывны, и вместе становятся источником развития ребенка. охватываются зоной ближайшего развития ребенка. С одной стороны, обучение выступает средством формирования деятельности, а с другой — деятельность является основным средством обучения [3, с.44]
Так как ум ребенка находится на кончиках пальцев, то пальчиковые игры улучшают психические процессы, помогают выработать усидчивость и терпение, развивают творческие способности и фантазию малыша. [3, с.1]
Большое значение в развитии мелкой моторики имеет создание в группе обстановки, постоянной разнообразной деятельности и положительного микроклимата. Свою работу выстраиваем в соответствии с принципом индивидуализации. Этот принцип официально заявлен в стандарте дошкольного образования как руководство к действию педагога. Такой подход, для каждого ребенка исходя из его потенциальных возможностей, дает эффективный положительный результат [1, с.14]
Для этого согласно ФГОС, в группе, создали предметно — развивающую среду, соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям и склонностям развития творческого потенциала каждого ребенка, гарантирующую охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Оформили картотеку пальчиковых игр в стихотворной форме, с применением различных предметов.
В «Центре сенсорного развития» находятся различные предметы для использования в пальчиковых играх (прищепки, пробки, шишки, орехи, карандаши). Все предметы находятся в свободном доступе, что дает возможность детям самостоятельно выполнять игры и упражнения, без вмешательства педагога.
У воспитанников старшего дошкольного возраста по развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук применяем комплекс пальчиковых игр с ученическими ручками, с различным бросовым материалом. Такие игры с предметами способствуют развитию обеих рук ребенка, акцент в работе делается на ведущую руку, а другая развивается как помощница ведущей руки с использование этих же упражнении [2, с.6]
Перед разучиванием игры создаем мотивацию: оказывается, ручкой не только можно писать, но и играть. На занятиях используем игры для снятия напряжения, спрашиваем: «Хотят ли ваши пальчики поиграть с ручкой?». И ручка временно превращается в игрушку. Этот прием удовлетворяет потребности воспитанников, так как игра является ведущим видом деятельности у дошкольников, доставляет удовольствие, уменьшает психологическую нагрузку и дает возможность переключиться на другой вид деятельности.
С помощью разнообразных комбинаций пальцев рук предлагаем изобразить животных, людей и предметы, предлагаем воспитанникам назвать упражнение, что дает возможность легко запомнить его. Например: Игра «Ослик».
Ослик хвостиком качал, (ручка между большим и указательным пальцами правой руки.)
Чуть его не потерял,
Ты качай, качай, качай, (Покачивают, имитируя движения маятника)
Но давай-ка не теряй.
Зрительный образ служит раздражителем, способствует развитию моторной памяти и воспитанию зрительно-моторного соотнесения. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у воспитанников формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь [4, с.1]
Пальчиковую гимнастику всегда начинаем с разогрева и разминки мышц кистей рук, способствующих повышению подвижности суставов, с помощью самомассажа, оказывающих тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояния мышц и суставов кистей рук. Массажерами могут являться различные предметы. Упражнения в играх считаем качественно выполненными лишь тогда, когда появляется легкая усталость кисти руки. Признаками переутомления считается сильная усталость, потливость. В таких случаях предостерегаем воспитанников: «Если у кого-то запотели ладошки, расслабьте руки, и прекратите гимнастику».
Во время утренней гимнастики и на занятиях физической культурой используем фрагментом пальчиковые упражнения, которые выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей в заключительной части. Самомассаж и упражнения пальчиковой гимнастики проводим сначала с одной рукой, а потом с другой с целью симметричного развития мышц пальцев рук, для равномерной циркуляции крови и поддержания энергетического баланса. После каждого упражнения проводим расслабление кисти руки.
Очень важно в организованной образовательной деятельности использовать гимнастику для пальчиков не только на одном занятии, а на нескольких. Повторяемые упражнения поддерживают мышцы и эмоции воспитанников в тонусе, что положительно сказывается на обменных процессах в период формирования организма дошкольника.
Изготовили «волшебные мешочки» с мелкими предметами, крупами, семенами. Такие игры развивают у детей зрительно — моторную координацию, тонкие движения пальцев, тактильные ощущения детей, психические процессы: мышление, воображение, внимание, необходимые при обучении в школе.
Для получения максимального эффекта пальчиковые игры подбираем таким образом, чтобы в них сочетались такие виды нагрузки, как сжатие и растяжение с расслаблением кисти, а также использовались изолированные движения каждого пальца. Умеренная дополнительная нагрузка при удержании ручки, или другого предмета во время упражнений положительно влияет на систему кровообращения, воспитывает дополнительный навык управления мышцами и координации движений [2, с.8]
Учитывая особенности детей данного возраста, развиваем мелкую моторику путем реализации проектной деятельности. Разработан и реализован проект «Веселые пальчики».
В своей работе используем разнообразные приемы: массаж с предметами (круговые движения, прямые движения вперёд и назад, попеременное сжимание предмета кончиками пальцев), Например, игра «Карандаш».
Карандаш в руках катаю, (перекатывание между пальцами или ладонями шестигранный карандаш)
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Кончики пальцев при этом необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла.
В условиях реализации стандарта, успех развития мелкой моторики у старших дошкольников возможен только при условии тесного взаимодействия педагогов и родителей. Ведь именно родители являются для ребенка образцом для подражания. В этом направлении ведём активную работу. Для родителей, которые хотят подготовить своего ребенка к письму в школе, применяем различные формы организации работы: анкетирование, родительские собрания, консультации, совместное проведение игровых тренингов.
С помощью родителей изготовили подставку для пальчикового театра, героев персонажей сказок для проведения сказок-инсценировок. Большая заинтересованность вызвала у родителей работа по изготовлению персонажей различного вида пальчикового театра.
Таким образом, вся работа, заставила родителей серьёзно взглянуть на необходимость развития мелкой моторики детей и повысила знания родителей в выборе пальчиковых игр.
Одним из важнейших условий развития мелкой моторики у дошкольников является построение системы взаимодействия всех педагогов ДОО.
На этапе завершении дошкольного детства стандарт предусматривает требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, представленные в виде целевых ориентиров. Одно из требований: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими [6, с.29]
В результате систематической работы по развитию у старших дошкольников мелкой моторики, посредством пальчиковых игр с предметами достигнуты значительные успехи у воспитанников: повысилась подвижность суставов и эластичность мышц, подъем мышечных движений, развитие психических процессов, активизировались биологические процессы организма и деятельность жизненно важных анализаторов, Создали возможность для своевременной переключаемости движений, вызвали у воспитанников положительные эмоции и стойкий интерес к игровой деятельности.
Литература:
- Безубцева, Г. В. Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5–7 лет / Г. В. Безубцева. — Москва: ГНОМИД, 2003. — 120с.
- Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6–8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей. / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова. — Москва; Аркти, 2016. — 88с.
- Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Санкт Петербург; «Союз», 2004. -224с.
- Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О. А. Новиковская. — Москва; АСТ, 2007. — 94с.
- Ткаченко, Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Т. А. Ткаченко. — Москва; ЭКСМО, 2010. — 48с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — М.:ТЦ Сфера, 2015. — 96 с.