Ключевые слова: подвижные игры, старший дошкольный возраст, крупная моторика, мелкая моторика, развитие речи, подготовка к школе, игры и упражнения.
Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях современного темпа и образа жизни анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствуетотревожных тенденциях. По данным Е. Н. Вавиловой, НА. Ноткиной, М. А. Правдовой, Ю. К. Чернышенко, В. И. Усакова от 30 % до 40 % детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития, следовательно, и общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений — снижение двигательной активности детей(Ю. Ф. Змановский, М. А. Рунова, С. Б. Шарманова, А. И. Федоров, а для ребенка — дошкольника потеря в движениях— это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья и всестороннего развития ребенка стоит на первом месте. Если учесть, что разностороннее развитие моторики, как мелкой, так и крупной, является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса и в наше время.
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». — писал В. А. Сухомлинский [14, c. 46].
Ученные и практики, такие как: В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. К. Анохина, И. М. Сеченова, И. П. Павлов, доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Подвижная игра с правилами — это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «Лови!», «Беги!» «Стой!» и др.
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.
Характерная особенность подвижной игры — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
На основании данных полученных в результате диагностики общей (мелкой и крупной) моторики детей старшего дошкольного возраста МБДОУ г. Иркутска детского сада № 167, нами был разработан комплекс подвижных игр «Моторчики» направленных на развитие мелкой и крупной моторики. Комплекс базируется на сочетании подвижных игр и игр с применением спортивного инвентаря, мелких предметов, пальчиковых, массажных, игровых и специальных упражнений для подготовки руки к письму, а также комплекс занятий по релаксации, который включал в себя:
– рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;
– рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;
– выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок;
– подвижные игры;
– Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук;
– Игровые действия и упражнения с использованием спортивного инвентаря (ленты, мячи) и мелких предметов (семена, бусинки, крупные пуговицы, бумага, песок, камешки, шнурки и т. д.);
– Упражнения для нормализации мышечного тонуса и обучения релаксации.
Систематически в течение 4 месяцев (с мая по август 2019г.) нами проводились занятия по предложенному выше комплексу «Моторчики».
Данные формы были распределены в течение дня так, чтобы было обеспечено их разумное чередование и интеграция
Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной, в любое удобное и свободное время. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми осуществляется тесная взаимосвязь с родителями и специалистами.
Календарно-тематический план проведения комплекса «Моторчики»
№п/п |
Блок упражнений |
Название упражнений |
Дата проведения |
1. |
Специальные упражнения для подготовки руки к письму. |
– рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки; – рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам; – выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок. – пальчиковую гимнастику для мелко моторного развития ребенка |
Июнь 2019 г. |
2. |
Игры с применением спортивного инвентаря и мелкими предметами. |
Упражнения с мячом; Дидактическая игра «кто скорее свернет ленту» Упражнение «Бусы»; Картина из бусин. |
Июль 2019 г. |
3. |
Подвижные игры |
«Совушка»; «Хитрая лиса»; Перемена мест; Салки с ленточкой; Попрыгунчики-воробушки; Охотники и соколы; Лягушки в болоте; Лягушки и цапли; День и ночь; Паук и мухи; Ключи; Мы — веселые ребята; Охотники и утки; Волк во рву; Горелки; Воробьи и кошки; |
Июль-август 2019 г. |
4. |
Нормализация мышечного тонуса и обучение релаксации |
Упражнения «Огонь и лед»; «тряпичная кукла»; «стираем белье»; «пляж». |
Июнь — август 2019 г. |
По окончанию проведенного исследования мы отметили значительную положительную динамику развития моторики у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из этого можно сделать вывод, что систематические и регулярные занятия по развитию крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста приводят к повышению уровня моторного развития. Предложенный нами комплекс «Моторчики» оказался эффективным. Исходя из полученных данных в группах, где наблюдались старшие дошкольники с низким уровнем развития общей моторики (и мелкой и крупно) после внедрения предложенного нами комплекса «Моторчики» таких детей не наблюдается, все они имеют теперь средний уровеньразвития общей моторики. Также среди исследуемой группы значительно вырос уровень детей с высоким уровнем моторного развития. В группе среднего уровня также произошли изменения, дошкольники хоть и остались в той же категории, но с большим балом.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что комплекс«моторчики» при регулярном использовании может дать значительно более высокие показатели моторного развития дошкольников
Литература:
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология/ Г. С. Абрамова.- М.: Академический Проект, 2013.- 542с.
- Батуев, А. С. Высшая нервная деятельность/ А. С. Батуев. — СПб.: Питер, 2012. — 380 с.
- Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность/ Н. А. Бернштейн. — М.: Смысл, 2017. — 182с.
- Вайнерман, С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству/ С. М. Вайнерман. — М.: Владос, 2001.- 232 с.
- Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка/ Л. А. Венгер. — М.: Речь, 2018.- 126 с.
- Карабанова, О. А. Возрастная психология: Конспект лекций/ О. А. Карабанова. — М.: Айрис-пресс, 2015. — 240–248 с.
- Кольцова, М. М. О формировании высшей нервной деятельности ребенка / М. М. Кольцова. — М.: Педагогика, 2013. 100- 143 с.
- Кольцова, М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка»/ М. М. Кольцова. — М.: Педагогика, 2013. 126- 214 с.
- Комарова, Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников / Т. С. Комарова.- М.: Просвещение, 2016. –152–256 с.
- Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования/ Т. С. Комарова. — М.: Речь, 2014.- 328с.
- Комарова, Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников/ Т. С. Комарова.- М.: Просвещение, 2016. — 152–247с.
- Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. — М.: Просвещение, 2018. — 314 с.
- Леонтьев, А. А. Исследования детской речи. Основы теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. — М.: Просвещение, 2013. — 96–210 с.
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.consultant.ru
- Приказ Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
- Берелехис, А. А. Функции ролевой игры // Ork-club journal. — 2018. -.№ 1 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.orkclub.ru/ shtml(дата обращения 21.06.2018).
- Берелехис, А.А., Берелехис О. Индивидуальный подход в ролевой игре // Ork-clubjournal. — 2018. — № 7 [Электронный ресурс]. — URL:http://www.orkclub.ru/shtml,(дата обращения 14.03.2018)
- Волков В. Ю., Волкова Л. М. Физическая культура: курс дистанц. обучения по ГСЭ 05 «Физ. культура» / С.-Петерб. гос. политехн. ун-т, Межвуз. центр по физ. культуре. СПб., 2003. Доступ из локальной сети Фундамент. Б-ки СПбГПУ.