Развитие общей моторики детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и комплекса упражнений «Моторчики» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 12.03.2020

Статья просмотрена: 1454 раза

Библиографическое описание:

Смирнова, Е. П. Развитие общей моторики детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и комплекса упражнений «Моторчики» / Е. П. Смирнова, Л. А. Кочкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/301/64287/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: подвижные игры, старший дошкольный возраст, крупная моторика, мелкая моторика, развитие речи, подготовка к школе, игры и упражнения.

Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях современного темпа и образа жизни анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствуетотревожных тенденциях. По данным Е. Н. Вавиловой, НА. Ноткиной, М. А. Правдовой, Ю. К. Чернышенко, В. И. Усакова от 30 % до 40 % детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития, следовательно, и общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений — снижение двигательной активности детей(Ю. Ф. Змановский, М. А. Рунова, С. Б. Шарманова, А. И. Федоров, а для ребенка — дошкольника потеря в движенияхэто потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья и всестороннего развития ребенка стоит на первом месте. Если учесть, что разностороннее развитие моторики, как мелкой, так и крупной, является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса и в наше время.

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». — писал В. А. Сухомлинский [14, c. 46].

Ученные и практики, такие как: В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. К. Анохина, И. М. Сеченова, И. П. Павлов, доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Подвижная игра с правилами — это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «Лови!», «Беги!» «Стой!» и др.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.

Характерная особенность подвижной игры — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

На основании данных полученных в результате диагностики общей (мелкой и крупной) моторики детей старшего дошкольного возраста МБДОУ г. Иркутска детского сада № 167, нами был разработан комплекс подвижных игр «Моторчики» направленных на развитие мелкой и крупной моторики. Комплекс базируется на сочетании подвижных игр и игр с применением спортивного инвентаря, мелких предметов, пальчиковых, массажных, игровых и специальных упражнений для подготовки руки к письму, а также комплекс занятий по релаксации, который включал в себя:

– рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;

– рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;

– выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок;

– подвижные игры;

– Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук;

– Игровые действия и упражнения с использованием спортивного инвентаря (ленты, мячи) и мелких предметов (семена, бусинки, крупные пуговицы, бумага, песок, камешки, шнурки и т. д.);

– Упражнения для нормализации мышечного тонуса и обучения релаксации.

Систематически в течение 4 месяцев (с мая по август 2019г.) нами проводились занятия по предложенному выше комплексу «Моторчики».

Данные формы были распределены в течение дня так, чтобы было обеспечено их разумное чередование и интеграция

Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной, в любое удобное и свободное время. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми осуществляется тесная взаимосвязь с родителями и специалистами.

Календарно-тематический план проведения комплекса «Моторчики»

п/п

Блок упражнений

Название упражнений

Дата проведения

1.

Специальные упражнения для подготовки руки к письму.

– рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;

– рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;

– выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

– пальчиковую гимнастику для мелко моторного развития ребенка

Июнь 2019 г.

2.

Игры с применением спортивного инвентаря и мелкими предметами.

Упражнения с мячом;

Дидактическая игра «кто скорее свернет ленту»

Упражнение «Бусы»;

Картина из бусин.

Июль 2019 г.

3.

Подвижные игры

«Совушка»;

«Хитрая лиса»;

Перемена мест;

Салки с ленточкой;

Попрыгунчики-воробушки;

Охотники и соколы;

Лягушки в болоте;

Лягушки и цапли;

День и ночь;

Паук и мухи;

Ключи;

Мы — веселые ребята;

Охотники и утки;

Волк во рву;

Горелки;

Воробьи и кошки;

Июль-август 2019 г.

4.

Нормализация мышечного тонуса и обучение релаксации

Упражнения «Огонь и лед»;

«тряпичная кукла»;

«стираем белье»;

«пляж».

Июнь — август 2019 г.

По окончанию проведенного исследования мы отметили значительную положительную динамику развития моторики у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из этого можно сделать вывод, что систематические и регулярные занятия по развитию крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста приводят к повышению уровня моторного развития. Предложенный нами комплекс «Моторчики» оказался эффективным. Исходя из полученных данных в группах, где наблюдались старшие дошкольники с низким уровнем развития общей моторики (и мелкой и крупно) после внедрения предложенного нами комплекса «Моторчики» таких детей не наблюдается, все они имеют теперь средний уровеньразвития общей моторики. Также среди исследуемой группы значительно вырос уровень детей с высоким уровнем моторного развития. В группе среднего уровня также произошли изменения, дошкольники хоть и остались в той же категории, но с большим балом.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что комплекс«моторчики» при регулярном использовании может дать значительно более высокие показатели моторного развития дошкольников

Литература:

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология/ Г. С. Абрамова.- М.: Академический Проект, 2013.- 542с.
  2. Батуев, А. С. Высшая нервная деятельность/ А. С. Батуев. — СПб.: Питер, 2012. — 380 с.
  3. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность/ Н. А. Бернштейн. — М.: Смысл, 2017. — 182с.
  4. Вайнерман, С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству/ С. М. Вайнерман. — М.: Владос, 2001.- 232 с.
  5. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка/ Л. А. Венгер. — М.: Речь, 2018.- 126 с.
  6. Карабанова, О. А. Возрастная психология: Конспект лекций/ О. А. Карабанова. — М.: Айрис-пресс, 2015. — 240–248 с.
  7. Кольцова, М. М. О формировании высшей нервной деятельности ребенка / М. М. Кольцова. — М.: Педагогика, 2013. 100- 143 с.
  8. Кольцова, М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка»/ М. М. Кольцова. — М.: Педагогика, 2013. 126- 214 с.
  9. Комарова, Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников / Т. С. Комарова.- М.: Просвещение, 2016. –152–256 с.
  10. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования/ Т. С. Комарова. — М.: Речь, 2014.- 328с.
  11. Комарова, Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников/ Т. С. Комарова.- М.: Просвещение, 2016. — 152–247с.
  12. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. — М.: Просвещение, 2018. — 314 с.
  13. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи. Основы теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. — М.: Просвещение, 2013. — 96–210 с.
  14. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.consultant.ru
  15. Приказ Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
  16. Берелехис, А. А. Функции ролевой игры // Ork-club journal. — 2018. -.№ 1 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.orkclub.ru/ shtml(дата обращения 21.06.2018).
  17. Берелехис, А.А., Берелехис О. Индивидуальный подход в ролевой игре // Ork-clubjournal. — 2018. — № 7 [Электронный ресурс]. — URL:http://www.orkclub.ru/shtml,(дата обращения 14.03.2018)
  18. Волков В. Ю., Волкова Л. М. Физическая культура: курс дистанц. обучения по ГСЭ 05 «Физ. культура» / С.-Петерб. гос. политехн. ун-т, Межвуз. центр по физ. культуре. СПб., 2003. Доступ из локальной сети Фундамент. Б-ки СПбГПУ.
Основные термины (генерируются автоматически): подвижная игра, старший дошкольный возраст, ребенок, упражнение, игра, спортивный инвентарь, крупная моторика, моторное развитие, мышечный тонус, общая моторика.


Похожие статьи

Играем — мелкую моторику развиваем!

В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрено понятие, значение, виды и особенности использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет средствами подвижных игр

В статье показана необходимость активизации двигательной деятельности детей 2–3 лет, приведены методические рекомендации по организации подвижных игр, которые включают в себя поэтапное формирование двигательной активности детей раннего возраста.

Подвижные игры как средство формирования двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.

Использование координационных лесенок при работе с дошкольниками: развитие ловкости, скорости и координации движений

В статье автор исследует тренажер координационная лесенка и упражнения, выполняемые на ней, для детей дошкольного возраста.

Роль пальчиковых игр в формировании мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

В статье поднимается проблема развития совокупности скоординированных действий ребенка младшего дошкольного возраста, направленных на выполнение мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Автором разработана система развития мышечной, зрительной и...

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях

В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития тво...

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В статье представлен упражнения, которые направлены на развитие мелкой моторики у детей с ТМНР.

Похожие статьи

Играем — мелкую моторику развиваем!

В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрено понятие, значение, виды и особенности использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет средствами подвижных игр

В статье показана необходимость активизации двигательной деятельности детей 2–3 лет, приведены методические рекомендации по организации подвижных игр, которые включают в себя поэтапное формирование двигательной активности детей раннего возраста.

Подвижные игры как средство формирования двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.

Использование координационных лесенок при работе с дошкольниками: развитие ловкости, скорости и координации движений

В статье автор исследует тренажер координационная лесенка и упражнения, выполняемые на ней, для детей дошкольного возраста.

Роль пальчиковых игр в формировании мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

В статье поднимается проблема развития совокупности скоординированных действий ребенка младшего дошкольного возраста, направленных на выполнение мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Автором разработана система развития мышечной, зрительной и...

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях

В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития тво...

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В статье представлен упражнения, которые направлены на развитие мелкой моторики у детей с ТМНР.

Задать вопрос