Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие общей моторики детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и комплекса упражнений «Моторчики»

Педагогика
12.03.2020
1562
Поделиться
Библиографическое описание
Смирнова, Е. П. Развитие общей моторики детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и комплекса упражнений «Моторчики» / Е. П. Смирнова, Л. А. Кочкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/301/64287/.


Ключевые слова: подвижные игры, старший дошкольный возраст, крупная моторика, мелкая моторика, развитие речи, подготовка к школе, игры и упражнения.

Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях современного темпа и образа жизни анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствуетотревожных тенденциях. По данным Е. Н. Вавиловой, НА. Ноткиной, М. А. Правдовой, Ю. К. Чернышенко, В. И. Усакова от 30 % до 40 % детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития, следовательно, и общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений — снижение двигательной активности детей(Ю. Ф. Змановский, М. А. Рунова, С. Б. Шарманова, А. И. Федоров, а для ребенка — дошкольника потеря в движенияхэто потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья и всестороннего развития ребенка стоит на первом месте. Если учесть, что разностороннее развитие моторики, как мелкой, так и крупной, является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса и в наше время.

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». — писал В. А. Сухомлинский [14, c. 46].

Ученные и практики, такие как: В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. К. Анохина, И. М. Сеченова, И. П. Павлов, доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Подвижная игра с правилами — это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «Лови!», «Беги!» «Стой!» и др.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.

Характерная особенность подвижной игры — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

На основании данных полученных в результате диагностики общей (мелкой и крупной) моторики детей старшего дошкольного возраста МБДОУ г. Иркутска детского сада № 167, нами был разработан комплекс подвижных игр «Моторчики» направленных на развитие мелкой и крупной моторики. Комплекс базируется на сочетании подвижных игр и игр с применением спортивного инвентаря, мелких предметов, пальчиковых, массажных, игровых и специальных упражнений для подготовки руки к письму, а также комплекс занятий по релаксации, который включал в себя:

– рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;

– рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;

– выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок;

– подвижные игры;

– Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук;

– Игровые действия и упражнения с использованием спортивного инвентаря (ленты, мячи) и мелких предметов (семена, бусинки, крупные пуговицы, бумага, песок, камешки, шнурки и т. д.);

– Упражнения для нормализации мышечного тонуса и обучения релаксации.

Систематически в течение 4 месяцев (с мая по август 2019г.) нами проводились занятия по предложенному выше комплексу «Моторчики».

Данные формы были распределены в течение дня так, чтобы было обеспечено их разумное чередование и интеграция

Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной, в любое удобное и свободное время. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми осуществляется тесная взаимосвязь с родителями и специалистами.

Календарно-тематический план проведения комплекса «Моторчики»

п/п

Блок упражнений

Название упражнений

Дата проведения

1.

Специальные упражнения для подготовки руки к письму.

– рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;

– рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;

– выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

– пальчиковую гимнастику для мелко моторного развития ребенка

Июнь 2019 г.

2.

Игры с применением спортивного инвентаря и мелкими предметами.

Упражнения с мячом;

Дидактическая игра «кто скорее свернет ленту»

Упражнение «Бусы»;

Картина из бусин.

Июль 2019 г.

3.

Подвижные игры

«Совушка»;

«Хитрая лиса»;

Перемена мест;

Салки с ленточкой;

Попрыгунчики-воробушки;

Охотники и соколы;

Лягушки в болоте;

Лягушки и цапли;

День и ночь;

Паук и мухи;

Ключи;

Мы — веселые ребята;

Охотники и утки;

Волк во рву;

Горелки;

Воробьи и кошки;

Июль-август 2019 г.

4.

Нормализация мышечного тонуса и обучение релаксации

Упражнения «Огонь и лед»;

«тряпичная кукла»;

«стираем белье»;

«пляж».

Июнь — август 2019 г.

По окончанию проведенного исследования мы отметили значительную положительную динамику развития моторики у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из этого можно сделать вывод, что систематические и регулярные занятия по развитию крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста приводят к повышению уровня моторного развития. Предложенный нами комплекс «Моторчики» оказался эффективным. Исходя из полученных данных в группах, где наблюдались старшие дошкольники с низким уровнем развития общей моторики (и мелкой и крупно) после внедрения предложенного нами комплекса «Моторчики» таких детей не наблюдается, все они имеют теперь средний уровеньразвития общей моторики. Также среди исследуемой группы значительно вырос уровень детей с высоким уровнем моторного развития. В группе среднего уровня также произошли изменения, дошкольники хоть и остались в той же категории, но с большим балом.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что комплекс«моторчики» при регулярном использовании может дать значительно более высокие показатели моторного развития дошкольников

Литература:

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология/ Г. С. Абрамова.- М.: Академический Проект, 2013.- 542с.
  2. Батуев, А. С. Высшая нервная деятельность/ А. С. Батуев. — СПб.: Питер, 2012. — 380 с.
  3. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность/ Н. А. Бернштейн. — М.: Смысл, 2017. — 182с.
  4. Вайнерман, С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству/ С. М. Вайнерман. — М.: Владос, 2001.- 232 с.
  5. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка/ Л. А. Венгер. — М.: Речь, 2018.- 126 с.
  6. Карабанова, О. А. Возрастная психология: Конспект лекций/ О. А. Карабанова. — М.: Айрис-пресс, 2015. — 240–248 с.
  7. Кольцова, М. М. О формировании высшей нервной деятельности ребенка / М. М. Кольцова. — М.: Педагогика, 2013. 100- 143 с.
  8. Кольцова, М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка»/ М. М. Кольцова. — М.: Педагогика, 2013. 126- 214 с.
  9. Комарова, Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников / Т. С. Комарова.- М.: Просвещение, 2016. –152–256 с.
  10. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования/ Т. С. Комарова. — М.: Речь, 2014.- 328с.
  11. Комарова, Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников/ Т. С. Комарова.- М.: Просвещение, 2016. — 152–247с.
  12. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. — М.: Просвещение, 2018. — 314 с.
  13. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи. Основы теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. — М.: Просвещение, 2013. — 96–210 с.
  14. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.consultant.ru
  15. Приказ Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
  16. Берелехис, А. А. Функции ролевой игры // Ork-club journal. — 2018. -.№ 1 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.orkclub.ru/ shtml(дата обращения 21.06.2018).
  17. Берелехис, А.А., Берелехис О. Индивидуальный подход в ролевой игре // Ork-clubjournal. — 2018. — № 7 [Электронный ресурс]. — URL:http://www.orkclub.ru/shtml,(дата обращения 14.03.2018)
  18. Волков В. Ю., Волкова Л. М. Физическая культура: курс дистанц. обучения по ГСЭ 05 «Физ. культура» / С.-Петерб. гос. политехн. ун-т, Межвуз. центр по физ. культуре. СПб., 2003. Доступ из локальной сети Фундамент. Б-ки СПбГПУ.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
подвижные игры
старший дошкольный возраст
крупная моторика
мелкая моторика
развитие речи
подготовка к школе
игры и упражнения
Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 171-173):
Часть 3 (стр. 151-219)
Расположение в файле:
стр. 151стр. 171-173стр. 219

Молодой учёный