«Волшебная сила пальчиков»: взаимосвязь развития руки ребенка и становления речи дошкольника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (326) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 05.09.2020

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Яременко, Л. В. «Волшебная сила пальчиков»: взаимосвязь развития руки ребенка и становления речи дошкольника / Л. В. Яременко, Е. В. Нерозина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 36 (326). — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/archive/326/73451/ (дата обращения: 19.10.2024).



Цель: — повысить интерес родителей в выявлении оптимальных условий для речевого развития дошкольников посредством развития мелкой моторики рук.

Задачи: — показать взаимосвязь формирования речи дошкольников с развитием мелкой моторики; — определить основные методы, формы использования игр и пособий в процессе речевого развития дошкольников.

Хотя эта тема имеет достаточно разработанную теоретическую базу, вопрос «развития мелкой моторики» всегда остается актуальным как для родителей, так и для нас, педагогов.

Много лет, работая в детском саду, сделали заключение, что формирование речи детей в детском саду и дома будет эффективнее, если:

– работники детских учреждений осознают значимость процесса развития мелкой моторики рук и осуществляют работу комплексно, закрепляя полученные умения и навыки в различных видах деятельности;

– процесс развития руки ребенка осуществляется с учетом его возрастных особенностей и строится на основе ведущей деятельности данного возрастного периода — игре, с постепенным усложнением компонентов данной деятельности, используя как классическое, так и нетрадиционное оборудование.

Работу строили так, чтобы показать взаимосвязь развития речи детей младшего возраста с развитием мелкой моторики. Начали с индивидуальной диагностики каждого ребёнка. [3]

Сначала провели сравнение результатов диагностического обследования детей младшего возраста и на основании этого строили свою дальнейшую работу.

В исследовании приняло участие — 26 детей (100 %). Диагностика речевого развития детей показала, что 70 % вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития речи, 28 % — средний, а 2 %- высокий.

Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 65 % вновь пришедших детей имеют низкий, 31 % — средний, а 4 % — высокий уровень.

Для решения данной проблемы были использованы разные виды игр по развитию мелкой моторики со словесным сопровождением и без него, используя как классическое, так и нетрадиционное оборудование. [1]

В ходе работы по совершенствованию речевых умений детей дошкольного возраста, через развитие мелкой моторики следует, прежде всего, учитывать, что в этом процессе принимают участие не только педагоги, но и родители, поэтому целесообразно объединить усилия, для достижения лучшего результата. Так, родители могли бы совершенствовать способы общения с ребенком через тактильно-двигательное восприятие, так как оно лежит в основе чувственного познания.

Поэтому с родителями использовались различные формы работы, обобщенные темой: «Развитие мелкой моторики рук, как залог успешного развития речи ребенка в детском саду и дома»: практикумы, консультации, информационные листы, родительские собрания, буклеты, памятки». [2]

Родители узнали содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей, а также о том, какая работа должны проводиться в семье для закрепления этих навыков.

Особое внимание обратили на формирование развивающей предметно — пространственной среды. С каждым годом развивающую среду изменяли, в зависимости от возраста, интересов и потребностей детей.

Работу по развитию движений рук проводили регулярно, старались, чтобы предложенные задания, приносили ребенку радость, не допускали скуки и переутомления, старались вызвать у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогали концентрировать внимание на учебной задаче. А это все — достоинства игрового метода. На этапе становления речевого развития детям сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, поэтому мы остановились на том, что объяснение должно быть предельно кратким: каждое лишнее слово отвлекает от зрительного восприятия. Как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно — чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, стараемся показать предмет, даем возможность потрогать его, рассмотреть.

Начинать работу по развитию мелкой моторики рук, лучше не с самих занятий, а с подготовки к ним. Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приёмы обучения, занялись подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку «Наши пальчики играют». Наиболее эффективным средством для этого является массаж каждого пальчика и кисти рук. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев одной руки, затем другой. После чего растираем ладонь одной руки большим пальцем другой руки. Сначала на своем примере, затем на примере руки ребёнка объясняем последовательность и правильность выполнения движений. После чего вводим пальчиковую гимнастику. [4]

Работу по развитию движений пальцев и кистей рук следует проводить систематически не более 5 минут по несколько раз в день. Используем различные упражнения на развитие тактильных ощущений.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, используем разнообразные приемы:

  1. Обрывание бумаги разной плотности и фактуры;
  2. Сминание пальцами комочков из бумаги;
  3. Перебирание сортировка круп и семян;
  4. Выкладывание из крупы на фоновой бумаге различных изображений;
  5. Выполнение аппликаций из природного материала;
  6. Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей;
  7. Шнуровка на различных предметах;
  8. Сматывание шерстяной пряжи в клубки;
  9. Завязывание и развязывание бантов, узлов;
  10. Застегивание пуговиц, молний, крючков;
  11. Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;
  12. Конструирование из палочек;
  13. Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом;
  14. Изготовление бус из разноцветных скрепок;
  15. Игры с песком;
  16. Физические упражнения, основанные на хватательных движениях;
  17. Игры, с конструкторами требующие закручивать шурупы, гайки;
  18. Лепка из соленого теста, пластилина, глины;
  19. Рисование различными материалами;
  20. Плетение из бумаги и тесьмы ковриков, полосок.
  21. Игры с эластичными кольцами;
  22. Манипуляции с пороговыми ковриками.

Особую роль в развитии мелкой моторики руки играет рисование и лепка. Именно с них начинается творческая деятельность ребёнка. В процессе создания изображения происходит совместное развитие руки и глаза, так как на всех этапах необходим зрительный контроль. В лепке стараясь как можно точнее передать форму изображаемого предмета, ребёнок активно задействует все десять пальцев. Это приводит к координации как движений обеих рук, так и работы обоих полушарий головного мозга. Перед лепкой читаем сказки, загадываем загадки, а юные скульпторы творят наиболее понравившийся персонаж. Особо хочется отметить работу с природным и бросовым материалом, где также используем различные подручные средства. Например: выкладывание из ценников на липкой основе дорожки, используя решётки для раковины, которые состоят из множества ячеек. Ребёнок указательным и средним пальцами, как ножками, ходит по этим клеткам. Заданий может быть множество, с каждым разом они усложняются.

В конце года снова провели диагностическое обследование детей: из 26 детей (100 %) диагностика речевого развития детей показала, что 65 % пришедших детей имеют средний уровень развития речи, 28 % — высокий, а 7 %- низкий.

Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 67 % вновь пришедших детей имеют средний, 32 % — высокий, а 4 % — низкий уровень.

Результативность

Полученные результаты педагогической диагностики в конце учебного года, свидетельствуют о положительной динамике, как развития мелкой моторики рук, так и речевых способностей детей дошкольного возраста. Вследствие чего можно сделать обобщающий вывод: система совместной работы с родителями, педагогами дополнительного образования, оказалась очень результативной:

– речь стала понятной, чёткой, появилась хорошая дикция;

– дети научились вести диалог, рассказывать и пересказывать;

– повысился словарный запас детей;

– дети научились договариваться между собой, помогать друг другу, уступать.

Литература:

  1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А. Е. Белая. — М.: Астрель,2003.
  2. Благодатская О. А. Опыт работы по взаимодействию воспитателя с семьёй/ О. А. Благодатская — Дошкольная педагогика. № 4, 2007. — с.51–54.
  3. Диагностика готовности ребёнка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы.-М.: Мозаика-Синтез,2008.-112с.
  4. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка/ М. М. Кольцова. — М.:Просвещение,1973
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, мелкая моторика рук, ребенок, развитие, детский сад, работа, диагностическое обследование детей, дошкольный возраст, младший возраст, нетрадиционное оборудование.


Похожие статьи

«Малыши-крепыши»: опыт реализации интегративной развивающей программы нового поколения

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект «Семейный калейдоскоп»

Игровая технология автоматизации звуков: ее значимость в работе с детьми с общим недоразвитием речи

«Испокон века книга растит человека». Книга в развитии личности современного дошкольника

«Помощь сказочному лесу»: методическая разработка образовательной деятельности

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования

«Я — житель интернета»: явление интернет-зависимости у детей и подростков

Преподаватель-лидер: особенности поведения и способы взаимодействия с обучающимися колледжа

Формирование речи и социализация воспитанников со сложной структурой дефекта на примере взаимодействия воспитателя и логопеда (из опыта работы)

Воспитание оптимизма у ребенка-дошкольника

Похожие статьи

«Малыши-крепыши»: опыт реализации интегративной развивающей программы нового поколения

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект «Семейный калейдоскоп»

Игровая технология автоматизации звуков: ее значимость в работе с детьми с общим недоразвитием речи

«Испокон века книга растит человека». Книга в развитии личности современного дошкольника

«Помощь сказочному лесу»: методическая разработка образовательной деятельности

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования

«Я — житель интернета»: явление интернет-зависимости у детей и подростков

Преподаватель-лидер: особенности поведения и способы взаимодействия с обучающимися колледжа

Формирование речи и социализация воспитанников со сложной структурой дефекта на примере взаимодействия воспитателя и логопеда (из опыта работы)

Воспитание оптимизма у ребенка-дошкольника

Задать вопрос