На обложке
изображена Джудит Батлер (1956), американский философ,
представительница постструктурализма, оказавшая существенное влияние на вопросы
феминизма, квир-теории, политической философии и этики.
Джудит родилась
в Кливленде (Огайо, США), в семье евреев русского и венгерского
происхождения. Она училась в Беннингтонском колледже, а затем изучала
философию в Йельском университете, где получила степень бакалавра,
а позднее доктора. Батлер преподавала в Уэслианском университете,
Университете Джорджа Вашингтона и Университете Джонса Хопкинса. Сейчас она
является профессором риторики и сравнительной литературы в Калифорнийском
университете в Беркли.
Батлер известна
в первую очередь как автор перфомативной теории гендера. Впервые она развила
эту идею в эссе «Перфомативные акты и создание гендера». Она
обращается к фразе Симоны де Бовуар: «Женщиной не рождаются, а становятся».
И отмечает, что женщина или мужчина — это не только факт биологии, но
и определенная ситуация и культурный контекст. Иными словами,
социальный конструкт. Более того, гендер перфомативен, то есть проявляется
только в действии, в акте. Гендер является результатом или следствием
многократных перформативных действий (актов), осуществленных в определенном
культурном контексте, а видимость его естественности создается этим
многократным повторением. Эта мысль красной нитью проходит в, пожалуй, самом
главном труде Батлер — «Gender Trouble» («Гендерное беспокойство»).
В своей концепции
Батлер опирается на теорию речевых актов Джона Остина. Первоначальное
определение перформатива как речевого акта построено на противопоставлении двух
типов высказываний: констативов — тех, что выполняют только функцию
описания, и перформативов — высказывания, осуществляющие действие.
Например, перформативным является высказывание: «Я называю корабль «Королева
Елизавета». Перфомативы не могут быть истинными или ложными, а значит нет
и «подлинной» женщины или «подлинного мужчины».
Важный момент для
теории Батлер — это субверсия гендерного порядка. Если гендер есть не что
иное, как совокупность действий, многократно выполняемых индивидами, то можно
не участвовать в таких действиях, чтобы противостоять гендерным границам.
Батлер отмечает, что бросить вызов гендерному порядку можно через пародию
показателей пола. Принимая традиционные маркеры женского пола и используя
их по-новому, женщины могут создавать новые значения для пола через свои тела.
Таким образом, они сопротивляются патриархальным требованиям к своей
внешности. Если гендер — это перформативный акт, а женский гендер —
не более чем комбинация социально сконструированных «женских» качеств,
разыгрываемых женщинами, то молодые женщины могут обратить вспять бессилие,
обычно приписываемое женщинам, придав новое значение традиционным женским
атрибутам.
Однако Джудит
Батлер подверглась критике со стороны академического феминистского сообщества.
Например, американский философ Марта Нуссбаум написала эссе «Профессор
пародии», целиком посвященное критике Батлер. Нуссбаум указывает на неоправданно
утяжеленный язык работ Батлер, отмечает логические неточности в ее
работах, а иногда и вовсе обвиняет в непрофессионализме. Часть
радикальных феминисток отмечают тот факт, что Батлер игнорирует биологические
основания.
И все же работы
Батлер сыграли важнейшую роль в развитии феминистской мысли и феминизма
третьей волны, а также для квир-теории. Она по сей день остается очень
значимой фигурой феминизма.