Девиантное поведение подростков: факторы формирования и преодоления последствий негативных событий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №36 (326) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 05.09.2020

Статья просмотрена: 306 раз

Библиографическое описание:

Казакова, А. В. Девиантное поведение подростков: факторы формирования и преодоления последствий негативных событий / А. В. Казакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 36 (326). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/archive/326/73474/ (дата обращения: 16.04.2024).



«Подростковый возраст» — самое употребляемое словосочетание в речи взрослых людей, под которым подразумевается неадекватное с их точки зрения поведение ребенка в социуме. Этим словосочетанием зачастую объясняются резкие смены настроения, излишняя импульсивность, конфликтность ребенка и прочие странности поведения, отличные от принятых в обществе норм. Таким поведением подросток создает проблемы не только окружающим его людям, но и в первую очередь, самому себе.

Черствый, наглый, обидчивый, странный, замкнутый, — это та сторона, которой подростки видятся родителям, педагогам и окружающим его людям. Внутри же, ребенок чувствует переживания по поводу своей внешности, некрасивой фигуры или же первой любви. К этому же комплексу переживаний по поводу физиологических проблем, могут быть добавлены и социальные проблемы, например неблагополучие семьи, алкоголизм родителей, низкий доход семьи, в связи с которым, отсутствие красивой одежды, модного гаджета. Главной отличительной чертой во взаимодействии подростков с окружающим социумом является то, что как им кажется, их никто не понимает.

Исследования ученых, занимающихся проблемами развития мозга на возрастных этапах развития личности, в разное время имеет определенные гипотезы, научные объяснения и доводы по факту влияния этапов развития мозга на поведение человека. За последнее десятилетие наиболее устойчивым объяснением причин сбоев в регулировании эмоций и поведения у подростков является несбалансированность лимбической системы мозга и префронтальной коры (в сторону преобладания лимбической системы), то есть, лимбическая система запускает эмоциональное поведение, а контроль префронтальной коры мозга работает еще не так хорошо.

С физиологической точки зрения, в силу ряда причин, подростковый возраст считается самым «здоровым», периодом развития человека. На данном возрастном этапе у людей в большинстве своем хорошо развита иммунная система. Но при этом наблюдается, что подростковая смертность значительно выше, чем у детей или взрослых, по причине дорожно-транспортных происшествий. Убийства и самоубийства подростков находятся на втором и третьих местах. Серьезную психологическую травму психике подростка наносят ранняя половая жизнь, нежелательная беременность, венерические заболевания, девиантное (делинквентное) поведение, которое зачастую приводит к тюремному заключению. Причиной тому чаще всего является равнодушие взрослого к чаяниям и проблемам еще не созревшего «взрослого» ребенка.

Многочисленные исследования ученых говорят о том, что подростки, которые воспитываются в относительно благоприятной среде, наиболее безболезненно переживают переход из «возраста зависимости» в «возраст независимости». В настоящей статье автор подробно остановится на подростках с девиантным (отклоняющимся) поведением, причинах такого поведения и факторах преодоления подростками последствий негативных событий.

Среди множества существующих понятий и определений девиантного поведения, отметим такие как: «внутренний и внешний конфликт подростка в его микросреде и компенсаторными установками личности» (Б. Н. Алмазов, Н. В. Воскрутов), «отклонение от нормы» (Л. Ауэвлерт, В.Вахинг). В. Д. Менделевич предлагает понимать девиантное поведение как «систему поступков или отдельные поступки, противоречащих принятым в обществе нормам, которые проявляются в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного или эстетического контроля над собственным поведением» [2].

Основными видами девиантного поведения у подростков являются: аддиктивное, делинквентное, агрессивное и суицидальное поведение.

Понятие «аддиктивное поведение» указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения [Личко, Битенский, 1991], которое может привести в дальнейшем к формированию физической зависимости. Основу аддиктивного поведения составляет стремление к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния [Короленко, 1991]. В сочетании с неблагоприятными психологическим, биологическими, семейными и другими социальными факторами, аддиктивное поведение искажает образ жизни ребенка. Потребность в эмоциональном тепле и человеческой близости переносится на психоактивные вещества, которые заменяют ему естественные положительные переживания.

Суицидальное поведение относится к патологии поведения подростков и в данном возрастном периоде отличается многообразием: суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. Немаловажную роль в работе психолога в этом направлении играет просветительская работа психолога с педагогами, которых необходимо проинформировать о тех особенностях личности и поведения подростков, которые могут спровоцировать суицидальную попытку [4].

Делинквентное поведение — это повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки детей и подростков (несовершеннолетних), которые не влекут за собой уголовной ответственности [4].

Факт проживания ребенка в дисфункциональной семье, сам по себе не является причиной и обязательным условием для проявления саморазрушающего поведения, но является средой либо фоном, который может способствовать проявлению различных нарушений в поведении. В своих трудах Гурьева и Гиндикин описали механизмы влияния семейной среды на ребенка: «через подражание, через закрепление негативных реакций, через подкрепление окружающими психопатических реакций подростка». Соответственно, психологический климат в семье, взаимоотношения между ее членами, играют немаловажную роль в формировании девиантного поведения.

В ряде исследований подчеркивается, что школьные затруднения в обучении, также могут являться факторами риска отклоняющегося поведения. Также научно обосновано влияние взаимоотношений школьников с педагогами, статусное отношение в классе [1]. Следуя выводам ученых, можно сделать вывод, что неспособность ребенка занимать положение в классе, которое он желает, недостаточно развитые коммуникативные навыки, негативное отношение к ребенку педагогов либо сверстников, часто являются причиной проявления у ребенка недисциплинированности, снижения успеваемости, «буллинга» в отношении ребенка и как следствие, его уходу в асоциальную группу. Среди деструктирующих факторов, влияющих на проявление и формирование отклоняющегося поведения у подростков, необходимо выделить существующую практику «отсеивания» из образовательных учреждений «неблагополучных» учащихся. Самым широко используемым методом является перевод такого ребенка в вечернюю школу, которая уже давно является местом, где собраны «неугодные» ученики.

Отечественный психиатр А. Е. Личко в своих трудах [1991] заметил, что «основываясь на знаниях типа акцентуации характера подростка, можно со значительной вероятностью прогнозировать поведение в определенных ситуациях, в частности, те психогенные факторы, которые могут побудить к саморазрушающему поведению, а также в те формы, в которые оно может вылиться» [1].

Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог К.Леонггард, который является и автором известной классификации типов акцентуации личности. Наибольшее распространение в нашей стране получила классификация акцентуаций характера, разработанная А. Е. Личко. Ученый выделил 11 типов акцентуаций характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, сенситивный, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, психоастенический, эмоционально-лабильный, конформный типы.

Из выделенных Личко А. Е. типов акцентуации характера, склонными к проявлению суицидального поведения считаются подростки циклоидного, сенситивного, эмоционально-лабильного, эпилептоидного типов.

К аддиктивному поведению наиболее склонны: гипертимный, эмоционально-лабильный, шизоидный, эпилептоидный, неустойчивый типы.

Психоастеническая акцентуация вообще не располагает к саморазрушающему поведению, однако присущая таким подросткам нерешительность и страх ответственности способны нанести ущерб будущему социальному статусу [1].

Поскольку в большинстве своем подростки с девиантным (аддиктивным, делинквентным, агрессивным, суицидальным) поведением не верят в свои силы, имеют неадекватную самооценку, неприязненные взаимоотношения с учителями и к самому учебному процессу, психологу важно установить с ребенком доверительные, эмпатийные отношения. Для своевременного начала психологической работы необходимо выявлять детей, склонных к саморазрушающему поведению на ранних стадиях его проявления. К наиболее часто встречающимся эмпирическим признакам, свидетельствующим о дезадаптации подростка, относятся следующие: нарушение взаимоотношений со сверстниками, конфликтность с педагогами, нарушение норм и правил, установленных в учебном заведении, отсутствие профессионального интереса, несформированность внешней культуры поведения (неаккуратность, грубость, враждебность), лживость, неспособность критически оценивать свои поступки и поступки окружающих (друзей, сверстников) в соответствии с нормами морали и права.

Задача в работе специалиста с подростками состоит в том, чтобы помочь подрастающему человеку разобраться в себе, ответить на вопрос «кто он в большом неизведанном мире?», и «какое место в нем занимает?».

Многочисленные результаты исследований возрастных этапов развития человека, говорят о том, что вне зависимости от культуры, в которой он растет, подростковый период включает в себя определенные изменения:

– возросшая тяга к новому;

– пренебрежение опасности и склонность к риску;

– потребность утвердиться перед друзьями сильнее, чем потребность утвердиться в семье.

Таким образом, психологу необходимо правильно провести работу с подростком. А именно — целенаправленно, с учетом личностных особенностей клиента, разработать систему развивающих и коррекционных мероприятий. Главным принципом работы психолога в данном направлении является то, что при проведении коррекции должно решаться три задачи: коррекционная, профилактическая и развивающая [3].

В основе коррекционной работы с подростками, склонными к саморазрушающему поведению (девиантное, аддиктивное, агрессивное, суицидальное), необходимо выделить три основные мишени воздействия: межличностное общение, регуляция поведения, морально-нравственная сфера.

Для исправления нарушений в сфере межличностного общения, развития коммуникативных навыков специалистом могут быть использованы следующие методы: социально-психологический тренинг, тренинг межличностного общения, обучающие встречи, групповая игротерапия.

Коррекция поведения подростков, склонных к проявлению саморазрушения, осуществляется с помощью методов психологической релаксации, техник поведенческого направления, методов арт-терапии.

Морально-нравственная сфера может восстанавливаться при помощи методов сказкотерапии, тематических бесед, коррекционной работы с семьей, при условии согласия всех задействованных в ней членов семьи и отсутствия сопротивления с их стороны.

Факторами успешного преодоления последствий различных негативных событий в подростковом возрасте является благоприятное семейное окружение, удовлетворение семьей потребности ребенка в безопасности, эмоциональное благополучие, развитые коммуникативные способности, умение регулировать свое поведение.

Литература:

  1. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков. Л.,1983.
  2. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. М.,2001г.
  3. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2004г.
  4. Федосенко Е. В. Сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. СПб.: Речь, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): поведение, подросток, девиантное поведение, межличностное общение, суицидальное поведение, коррекционная работа, морально-нравственная сфера, отклоняющееся поведение, подростковый возраст, помощь методов.


Похожие статьи

Психологические особенности подростков девиантного...

Что такое девиантное поведение подростков? Прежде всего, под ним принято понимать любые формы поведения, не соответствующие принятым в том или ином обществе нормам и стандартам. Это определение отклоняющегося поведения чаще всего используют...

Похожие статьи

Психологические особенности подростков девиантного...

Что такое девиантное поведение подростков? Прежде всего, под ним принято понимать любые формы поведения, не соответствующие принятым в том или ином обществе нормам и стандартам. Это определение отклоняющегося поведения чаще всего используют...

Задать вопрос