Личность в осложненных условиях жизненной среды на примере охранного предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №36 (326) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 06.09.2020

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Мясникова, М. А. Личность в осложненных условиях жизненной среды на примере охранного предприятия / М. А. Мясникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 36 (326). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/archive/326/73509/ (дата обращения: 27.04.2024).



В настоящее время проблема агрессивности и тревожности у людей одна из самых значительных проблем современной психологии. Агрессивность и тревожность — важные свойства, приобретенные в ходе эволюции и необходимые для адаптации к окружающей среде. Данные свойства личности достаточно хорошо изучены по отдельности, гораздо меньше известно о том, есть ли связь между ними.

Теоретико-методологическими основаниями данного исследования служат принципы и подходы, изложенные в трудах отечественных и зарубежных философов, психологов и социологов, по проблеме агрессивности (З. Фрейд, В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. Басс, А. Дарки,Р. Бэрон, Д. Ричардсон, В. Н. Князев, Я. Л. Коломинский), по проблеме тревожности (Ч. Спилбергер, Н. Д. Левитов, В. П. Астапов, А. В. Петровский Э. Фромм, А. Бандура и другие).

Цель исследования — определить наличие или отсутствие связи между тревожностью и агрессивностью личности

Объект исследования — тревожность и агрессивность личности

Предмет исследования — взаимосвязь показателей тревожности и агрессивности сотрудников в охранном предприятии

Гипотеза исследования:

«Можно предположить, что существует связь между тревожностью и агрессивностью личности. Чем выше тревожность личности, тем выше агрессивность».

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо как и то и другое одновременно.

Тревога — это последовательность когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций, актуализирующихся в результате воздействия на человека различных стрессоров, в качестве которых могут выступать как внешние раздражители (люди, ситуации), так и внутренние факторы (актуальное состояние, прошлый жизненный опыт, определяющий интерпретации событий и предвосхищение сценариев их развития и т. д.). Тревога выполняет несколько важнейших функций: предупреждает человека о возможной опасности и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности на основе активного исследования окружающей действительности.

Таким образом, тревожность представляет собой фактор, опосредующий поведение человека либо в конкретных, либо в широком диапазоне ситуаций.

Термин «агрессия» часто ассоциируется с негативными эмоциями — такими как злость; с мотивами — такими, как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками — такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Однако злость вовсе не является необходимым условием нападения на других, агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения.

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Выделим главные определения агрессии:

– Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности, или обществу.

– Агрессия — реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.

Необходимо различать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия — это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность — относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.

В исследовании принимали участие сотрудники Частного охранного предприятия (ЧОП) «Альфа». 11 женщин и 33 мужчины. Средний возраст у женщин — 43 года и стаж — 2,5 года. У мужчин средний возраст — 38 лет и стаж — 5 лет.

По результатам тестирования по методике «Опросник враждебности Басса-Дарки» можно сделать ряд выводов.

Мы рассматривали уровень враждебности сотрудников ЧОП «Альфа» по 8 шкалам: физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, негативизм, раздражение, подозрительность, обида и чувство вины. Рассмотрим теперь каждую шкалу по-отдельности в количественном соотношении между сотрудниками.

Физическая агрессия сильная у 14 мужчин и 1 женщины (34 % от всей выборки), умеренная физическая агрессия у 17 мужчин и 8 женщин (57 %), слабая физическая агрессия у 2 мужчин и 2 женщин (9 %).

Вербальная агрессия слабая только у 2 мужчин (5 %), умеренная — у 16 мужчин и 9 женщин (57 %) и сильная вербальная агрессия у 16 мужчин и 2 женщин (41 %).

Косвенная агрессия сильная у 13 мужчин и 2 женщин (34 %), умеренная — у 17 мужчин и 9 женщин (59 %), слабая косвенная агрессия у 3 мужчин (7 %).

Негативизм сильно выражен у 17 мужчин и 2 женщин (43 %), умеренный — у 10 мужчин и 4 женщин (32 %), слабый — у 6 мужчин и 5 женщин (25 %).

По шкале «Раздражение» у 4 мужчин 5 женщин (20 %) слабый уровень, у 18 мужчин и 6 женщин (55 %) умеренный и у 11 мужчин (25 %) очень сильно выражен.

Подозрительность: сильная у 9 мужчин (20 %), умеренная у 17 мужчин и 7 женщин (55 %), слабая у 7 мужчин и 4 женщин (25 %).

Обида: сильная у 7 мужчин и 2 женщин (20 %), умеренная — у 19 мужчин и 8 женщин (61 %), слабая у 7 мужчин и 1 женщины (18 %).

Чувство вины: сильное у 13 мужчин и 1 женщины (32 %), умеренное у 16 мужчин и 8 женщин (55 %) и слабое у 4 мужчин и 2 женщин (14 %).

Итак, из выше указанных данных видно, что у большинства испытуемых по всем шкалам агрессивности высокие и средние показатели. Но при расчете индекса агрессивности и индекса враждебности мы пришли к выводу, что высокие показатели все же относятся к норме.

Здесь нужно брать во внимание, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения, могут быть поняты только в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности, поэтому опросник Басса-Дарки мы применили как дополнительный инструмент в рамках нашего исследования чтобы подтвердить результаты исследования с помощью других методик. К одной из таких методик относится методика «Агрессивное поведение» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев).Результаты исследования представлены ниже.

В данной методике мы рассмотрели склонность к прямой вербальной агрессии, к косвенной вербальной агрессии, к косвенной физической агрессии и склонность к прямой физической агрессии.

Прямая вербальная агрессия на высоком уровне у 16 мужчин и 2 женщин (41 %), на среднем уровне у 10 мужчин и 3 женщин (30 %), низкий уровень у 7 мужчин и 6 женщин (30 %).

Прямая физическая агрессия на высоком уровне у 8 мужчин (18 %), на среднем уровне у 7 мужчин и 1 женщины (18 %), на низком уровне 18 мужчин 10 женщин (64 %).

Косвенная вербальная агрессия на высоком уровне у 12 мужчин и 4 женщин (36 %), на среднем уровне у 12 мужчин и 2 женщин (32 %), на низком уровне у 8 мужчин и 5 женщин (30 %).

Косвенная физическая агрессия на высоком уровне у 5 мужчин (11 %), на среднем уровне у 9 мужчин и 2 женщин (25 %), на низком уровне у 18 мужчин и 9 женщин (61 %).

Таким образом, согласно ключу, сдержанными в проявлении агрессии оказались 25 мужчин и 11 женщин (82 %), а несдержанными — 8 мужчин (18 %).

Итак, мы проанализировали две методики на проявление агрессии и агрессивного поведения. В целом, можно сказать, что большая часть испытуемых из выборки не имеют склонности к агрессивному поведению и сдержаны в проявлении агрессии.

Третья методика, которую мы использовали в своем исследовании это Шкала тревоги Спилбергера-Ханина.Здесь мырассмотрим тревожность в контексте реактивной (ситуативной) и личностной.

По шкале «Реактивная тревожность» у 6 мужчин и 1 женщины (16 %) низкий уровень тревожности, умеренная тревожность у 12 мужчин и 9 (48 %) женщин, высокая реактивная тревожность у 15 мужчин и 1 женщины (36 %).

Личностная тревожность на низком уровне у 3 мужчин и 1 женщины (9 %), умеренная личностная тревожность у 11 мужчин и 7 женщин (41 %), высокая личностная тревожность у 19 мужчин и 3 женщин (50 %). Очень высокая тревожность прямо может быть связана с наличием невротического конфликта, эмоциональными срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Итак, исходя из данных по трем методикам нашего исследования можно сделать вывод, что акты агрессивного поведения присутствуют у большинства сотрудников ЧОП «Альфа», участвующих в исследовании. При этом проявление агрессии может быть как на физическом, так и на вербальном уровне, как прямой, так и косвенной. Также мы определили, что многие участники из выборки имеют склонность к устойчивой личностной тревожности. Мы можем предположить, что на личность испытуемых откладывают отпечаток издержки профессии, так как приходится работать в условиях постоянного стресса.

Теперь нам необходимо проверить есть ли связь между проявлением агрессии и тревожности у испытуемых, что и является целью нашего исследования. Для этого мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена является непараметрическим аналогом классического коэффициента корреляции Пирсона, но при его расчете учитываются не связанные с распределением показатели сравниваемых переменных (среднее арифметическое и дисперсия), а ранги. Например, необходимо определить связь между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представление человека о своем «Я реальном» и «Я идеальном». В нашем исследовании мы сравнили две шкалы: «прямая вербальная агрессия» и «личностная тревожность». Ниже представлены результаты ранговой корреляции.

Проверка правильности составления матрицы на основе исчисления контрольной суммы:

https://chart.googleapis.com/chart?cht=tx&chl=\sum%7bx_%7bij%7d%7d%20=%20\frac%7b(1%2Bn)n%7d%7b2%7d%20=%20\frac%7b(1%2B44)44%7d%7b2%7d%20=%20990

Сумма по столбцам матрицы равны между собой и контрольной суммы, значит, матрица составлена правильно.

Поскольку среди значений признаков х и у встречается несколько одинаковых, т. е. образуются связанные ранги, то в таком случае коэффициент Спирмена вычисляется как:

https://chart.googleapis.com/chart?cht=tx&chl=p%20=%201%20-%20\frac%7b\sum%7b6d%5e%7b2%7d%7d%20%2B%20A%20%2B%20B%7d%7bn%5e%7b3%7d-n%7d

где

https://chart.googleapis.com/chart?cht=tx&chl=A%20=%20\frac%7b1%7d%7b12%7d\sum%7b(A_%7bj%7d%5e%7b3%7d%20-%20A_%7bj%7d)%7d

https://chart.googleapis.com/chart?cht=tx&chl=B%20=%20\frac%7b1%7d%7b12%7d\sum%7b(B_%7bk%7d%5e%7b3%7d%20-%20B_%7bk%7d)%7d

j — номера связок по порядку для признака х;

А j — число одинаковых рангов в j-й связке по х;

k — номера связок по порядку для признака у;

В k — число одинаковых рангов в k-й связке по у.

A = [(8 3– 8) + (7 3– 7) + (4 3– 4) + (6 3– 6) + (3 3– 3) + (5 3– 5) + (4 3– 4) + (5 3– 5)]/12 = 119.5

B = [(2 3– 2) + (2 3– 2) + (2 3– 2) + (5 3– 5) + (3 3– 3) + (4 3– 4) + (2 3– 2) + (2 3– 2) + (2 3– 2) + (2 3– 2) + (2 3– 2) + (4 3– 4)]/12 = 26

D = A + B = 119.5 + 26 = 145.5

https://chart.googleapis.com/chart?cht=tx&chl=p%20=%201%20-%20\frac%7b6\cdot%2012943.5%20%2B%20145.5%7d%7b44%5e%7b3%7d%20-%2044%7d%20=%200.0861

Связь между признаком Y и фактором X слабая и прямая

Оценка коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Значимость коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Для того чтобы при уровне значимости α проверить нулевую гипотезу о равенстве нулю генерального коэффициента ранговой корреляции Спирмена при конкурирующей гипотезе H i . p ≠ 0, надо вычислить критическую точку:

https://chart.googleapis.com/chart?cht=tx&chl=T_%7bkp%7d%20=%20t(\alpha%20,%20k)\cdot%20\sqrt%7b\frac%7b1%20-%20p%5e%7b2%7d%7d%7bn%20-%202%7d%7d

где n — объем выборки; p — выборочный коэффициент ранговой корреляции Спирмена: t(α, к) — критическая точка двусторонней критической области, которую находят по таблице критических точек распределения Стьюдента, по уровню значимости α и числу степеней свободы k = n-2.

Если |p| < Т kp — нет оснований отвергнуть нулевую гипотезу. Ранговая корреляционная связь между качественными признаками не значима. Если |p| > T kp — нулевую гипотезу отвергают. Между качественными признаками существует значимая ранговая корреляционная связь.

По таблице Стьюдента находим t(α/2, k) = (0.05/2;42) = 2.009

https://chart.googleapis.com/chart?cht=tx&chl=T_%7bkp%7d%20=%202.009\cdot%20\sqrt%7b\frac%7b1%20-%200.0861%5e%7b2%7d%7d%7b44%20-%202%7d%7d%20=%200.31

Поскольку T kp > p, то принимаем гипотезу о равенстве 0 коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Другими словами, коэффициент ранговой корреляции статистически — не значим и ранговая корреляционная связь между оценками по двум тестам незначимая.

Итак, по результатам ранговой корреляции можно сделать вывод, что не смотря на то, что агрессивность и тревожность как личностные характеристики одновременно присутствуют у большинства испытуемых из выборки, связь между этими характеристиками не подтверждена.

Литература:

  1. Агапов П. В. Социальная агрессия: традиции исследования проблемы: (от К. Лоренца к Э. Фромму)
  2. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги: Прикладная психология. 1999 — № 1.
  3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 2001.
  4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2008
  5. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. — СПб.: Речь, 2005
  6. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги: Вопросы психологии. 1969 — № 1.
  7. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал № 5. 2007
  8. Рубинштейн С. Л. Основы психологии / Рубинштейн, С.Л — СПб: Питер, 2007. — 800 с
  9. Сельчанок К. В. Психология человеческой агрессивности. Хрестоматия. М., Харвест АСТ., 2001.
  10. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги, 1983 // Тревога и тревожность/ Под ред. В. М. Астапова. СПб.: Питер, 2001.
  11. Фрейд З. Введение в психоанализ. М.,Наука, 1989.
  12. Фрейд З. Запрещение, симптом и страх// Тревога и тревожность/ Под ред. В. М. Астапова. СПб.: Питер, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): мужчина, женщина, ранговая корреляция, проявление агрессии, высокий уровень, агрессивное поведение, агрессивность личности, методика, нулевая гипотеза, ЧОП.


Похожие статьи

Самооценка подростков с выраженной агрессивностью...

Вероятность агрессивного поведения возрастает в тех случаях, когда

Предположение о влиянии высокой самооценки личности на проявление агрессивности не подтвердилось.

У мальчика с высоким уровнем агрессивности выявлена средняя самооценка, а показатели по...

Похожие статьи

Самооценка подростков с выраженной агрессивностью...

Вероятность агрессивного поведения возрастает в тех случаях, когда

Предположение о влиянии высокой самооценки личности на проявление агрессивности не подтвердилось.

У мальчика с высоким уровнем агрессивности выявлена средняя самооценка, а показатели по...

Задать вопрос