Самооценка подростков с выраженной агрессивностью (на примере применения проективной методики «Рука Вагнера») | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (35) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 16.09.2021

Статья просмотрена: 205 раз

Библиографическое описание:

Палагина, А. О. Самооценка подростков с выраженной агрессивностью (на примере применения проективной методики «Рука Вагнера») / А. О. Палагина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 4 (35). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/205/6572/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данном исследовании проводится анализ данных, полученных при обследовании подростков с помощью методики диагностики самооценки (опросник Г. Н. Казанцевой) и проективного теста для исследования агрессивности личности «Рука Вагнера (Hand test)». Изначально, предполагалось, что подростки с высокой самооценкой в большей степени склонны к проявлению агрессивности. При определении группы с высокими показателями по агрессивности учитывался дополнительный фактор, влияющий на эмоциональное состояние подростков, а именно посещение ими кружков, секций или иных творческих объединений.

Ключевые слова: самооценка, агрессивность, тревожность, подростковый возраст, опросный метод, проективная методика проективный тест, дополнительные занятия, секции, кружки.

Самооценка — это ценность и значимость, которыми индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности и поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент «Я-концепции», самопознания и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов. Большинство теоретических работ и эмпирических исследований в области «Я-концепции» касаются самооценки личности [1, с. 233].

Существует определенный термин «Я-концепция», который представляет собой динамическую систему представлений человека о самом себе, включающие следующие основные положения: — осознание своих физических, интеллектуальных и прочих свойств; — самооценку; — субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Наиболее известным психологом, занимавшимся проблемой понимания «Я» был У. Джеймс, обосновавший свои утверждения на повседневных, неконтролируемых наблюдениях за собственными сознательными переживаниями, используя для этого свою модификацию метода интроспекции [2, с. 317]. Интроспекция — это метод самонаблюдения, изучения психических процессов на основе субъективного наблюдения над явлениями собственного сознания [2, с. 102].

В научной работе Шавшаевой Л. В., Аверьяновой О. Ю. отражены различные точки зрения на оценивание себя подростками: «Так, О. А. Идобаева отмечает, что каждому возрасту присуща своя специфика психологического благополучия. Ведущим индикатором психологического благополучия подростка, по ее мнению, является эмоциональное благополучие, зависящее от особенностей детско-родительских отношений, а также уровень коммуникативной компетентности подростков. С. А. Водяха отмечает, что на благополучие младших подростков и старшеклассников во многом влияют удовлетворенность отношений со сверстниками и с увеличением возраста это влияние возрастает» [7, с. 121].

Важным способом обеспечения устойчивости самооценки является поиск подростком одобрения себя и своего поведения со стороны окружающих людей. Пытаясь получить одобрение сверстников из значимой для них группы, они вынуждены действовать не столько по своему собственному разумению, сколько подчиняясь требованиям группы. При малейшем сопротивление им в лучшем случае грозит исключение из состава группы, а значит и потеря значимых для подростка связей со сверстниками. Цель такого поведения состоит в основном в уточнении и закреплении границ своего «Я», от множества «Я» окружающих людей [3, c.18].

Для определения самооценки подростка в работе использовался опросник Г. Н. Казанцевой, в котором было двадцать утверждений, связанных с повседневной жизнью подростка, в том числе обучение и общение. При ответах на вопросы возможна формулировка: «не знаю». Конечный результат распределялся по следующим уровням: низкая, средняя или высокая самооценка [24 с. 204].

С целью выявления агрессивности и тревожности личности была применена проективная методика «Рука Вагнера (Hand test)», которая впервые была опубликована в 1962 году Б. Брайклином, З. Пиотровским и Э. Вагнером. Идея данного теста принадлежит Э. Вагнеру [5, с. 82].

Авторы методики «Рука Вагнера (Hand test)» предполагают, что агрессивность как интерактивная характеристика, определяется соотношением побуждающих и тормозящих агрессию мотивов. Вероятность агрессивного поведения возрастает в тех случаях, когда доминантные и агрессивные тенденции (агрессивность, директивность) перевешивают тенденции социальной кооперации (доброжелательность, общительность, зависимость, страх) [6, с. 82]. В теоретическом обосновании авторы исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых. Испытуемым предлагается краткая инструкция к выполнению тестирования: «Внимательно рассмотрите предлагаемые Вам изображения и скажите, что, по Вашему мнению, делает эта рука?». Во всех возможных случаях при обследовании важно снижать неопределенность ответа, наполнять смыслом все высказывания типа «кто-то, что-то, кому-то». Стимульный материал методики представляет собой десять карточек, следующих друг за другом в определенном порядке. На девяти из них расположены контурные изображения кисти руки в разных позициях. Десятая карточка — пустая (на ней ничего не изображено) [5, с. 84].

При обработке полученных результатов каждый ответ испытуемого относят к одной из девяти категорий: агрессивность, директивность, тревожность, коммуникация, зависимость, демонстративность, физическая дефицитарность (ущербность), активность и пассивность. Максимальное число баллов у испытуемого в среднем составляет 40, при этом по каждой карточке возможно от одного до четырех вариантов ответа.

В исследовании приняли участие 12 подростков, из которых 7 мальчиков и 5 девочек в возрасте от 12 до 14 лет. Большинство представителей данной выборки занимаются в различных спортивных секциях или кружках, а также посещают художественную школу, то есть подростки являются успевающими по программам общей образовательной школы. При этом, некоторые из них одновременно посещают несколько направлений дополнительного образования: изобразительное искусство, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах; секции по баскетболу, футболу, плаванию, гимнастике, шашкам и шахматам; кружки по журналистике, вышиванию, прикладному творчеству.

При обобщении полученной информации по посещению подростками различных развивающих направлений была выявлена группа из троих ребят, которые не посещают дополнительные занятия, то есть 25 % от общего числа. Большую часть составляет группа из девяти человек (75 %), тех подростков, кто занимается в секциях, кружках и студиях.

По результатам диагностики самооценки подростков выявлена группа с высоким уровнем (17 %) и со средним уровнем (83 %). Для подростков с высокими показателями самооценки характерна личностная незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности. Высокая самооценка показывает на существенные искажения в формировании личности и нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих [1, с.80].

Высокая самооценка определена у одной девочки, не посещающей кружки и у мальчика, который занимается в нескольких различных направлениях. Для испытуемой с высокой самооценкой характерно проявление агрессивности. У подростка с высокой самооценкой уровень агрессивности низкий. Предположение о влиянии высокой самооценки личности на проявление агрессивности не подтвердилось.

У большинства участников проведенного исследования средний уровень по оцениванию себя, что является адекватным соотношением самооценки с возможностями и способностями. Подростки со средними показателями достаточно критично относятся к себе и стремятся реально смотреть на свои успехи и неудачи, стараются ставить перед собой достижимые цели [1, с.80]. Для группы подростков со средним уровнем самооценки не характерно возрастание агрессивности и тревожности в общении.

На основе анализа полученных данных по тесту «Рука Вагнера» выявлен низкий уровень агрессивности у большинства подростков 83 % (10 чел.) и только у 17 % (2 чел.) — высокий уровень агрессивности.

Высокий уровень агрессивности выявлен у девочки с высокой самооценкой. Показатели по категориям ответов «коммуникация» низкие; «активность» и «пассивность» средние; «директивность» высокие. На момент обследования девочка оставила кружки из-за загруженности по школьной программе и занимается дополнительно английским языком с репетитором.

У мальчика с высоким уровнем агрессивности выявлена средняя самооценка, а показатели по категориям: «коммуникация», «активность» и «директивность» слабо выражены. При этом подросток не посещает дополнительные занятия в секциях, но планирует записаться в спортивную секцию и периодически играет в спортивные игры с друзьями в каникулярный период.

При количественном анализе полученных ответов по тесту «Рука Вагнера» показатели распределились по категориям и определены позиции по каждой категории ответов, отраженных в таблице 1.

Таблица 1

Категории ответов по тесту «Рука Вагнера»

п/п

Категории

Количество ответов

Соотношение

ответов (%)

Позиции по возрастанию

1

Агрессивность

29

7

5

2

Коммуникация

118

29

2

3

Активность

138

34

1

4

Пассивность

44

10

4

5

Демонстративность

45

11

3

6

Тревожность

7

2

7

7

Зависимость

7

2

8

8

Директивность

14

3

6

9

Ущербность

9

2

9

Итого: 9 категории ответов

411

100 %

Большая часть ответов подростков находится в следующих категориях: «активность» и «коммуникация». Далее следуют ответы по категориям «пассивность» и «демонстративность». На пятой позиции располагаются ответы по категории «агрессивность». Ответы по категориям: «тревожность», «зависимость», «директивность» и «ущербность» слабо выражены и в общей сумме составляют лишь 9 %, что является несущественным фактором для включения в общий анализ полученных результатов.

У всех испытуемых коэффициент ожидаемой агрессии высокий. Тревожность в данной группе не выражена. Коэффициенты общей психической активности и личностной адаптации подростков являются достаточными для адаптированности в обществе.

Большое количество ответов по категории «активность» свидетельствует о достаточном уровне психической активности. У всех испытуемых выражена потребность в общении со сверстниками. Сформирована благополучная личностная позиция и отсутствие трудностей адаптации в социальном окружении. Установки на социальное сотрудничество преобладают над агрессивными тенденциями в поведении. Качественный анализ по показателям проективного теста «Рука Вагнера» у подростков, посещающих кружки и не посещающие дополнительные занятия сведен в таблицу 2.

Таблица 2

Категории ответов по тесту «Рука Вагнера» по двум группам подростков

п/п

Категории

Посещение кружков, секций

Соотношение

ответов (%)

Отсутствие дополнительных увлечений

Соотношение

ответов (%)

1

Агрессивность

21

7*

8

7*

2

Коммуникация

87

29 *

31

27*

3

Активность

90

30

48

43

4

Пассивность

33

11*

11

10*

5

Демонстративность

40

13

5

4

6

Тревожность

7

3

0

0

7

Зависимость

4

1

3

3

8

Директивность

11

4*

3

3*

9

Ущербность

6

2

3

3

Итого:9 категорий ответов

299 (73 %)

100 %

112 (27 %)

100 %

В таблице показатели, отмеченные знаком (*) не имеют существенных различий между группами подростков, посещающих кружки или не посещающих дополнительные занятия.

По результатам проведенного анализа было выявлено, что у подростков, не посещающих кружки, секции и дополнительные занятия высокие показатели по категориям: «активность», «директивность» и «зависимость» и не выражена категория ответов «тревожность».

При сопоставлении полученных данных между двумя группами подростков, которые посещают кружки и различные секции (75 %), то есть ¾ от общей выборки и те, что не посещают дополнительные занятия (25) %, оставшаяся часть выборки — ¼ группы были выявлены особенности в ответах по категориям «демонстративность» и «зависимость».

Ответы по категории «демонстративность» преобладают у подростков, посещающих различные секции и кружки, то есть существует тенденция к реализации способностей и направленность на получение признания и успеха в определенной сфере деятельности.

В группе подростков, не посещающих дополнительные занятия выражены показатели по категории «зависимость», что указывает на отсутствие самостоятельности и выявлены у одной испытуемой; а у двоих подростков высокие показатели по категории ответов «директивность», что выражается в возрастании уровня притязаний на успех.

Таким образом, по итогам исследования можно сделать вывод о влиянии дополнительных занятий на эмоциональное состояние подростков, а также на направленность к достижению результата и уверенности в своих силах. В связи с тем, что большинство подростков занимаются в различных кружках, секциях и творческих объединениях, то внимание было обращено на подростков, не посещающих различные развивающие направления.

В группе ребят, состоящей из трех человек, не посещающих дополнительные занятия: — у двоих подростков была выявлена высокая самооценка и выражены показатели по категориям ответов теста «Рука Вагнера», а именно «директивность» и «активность»; — у одной девочки средняя самооценка с высокими показателями по категориям ответов: «зависимость» и «активность».

Следовательно, посещение различных дополнительных развивающих занятий благоприятно влияет на эмоциональное состояние подростков, то есть у подростков, не посещающих кружки и секции уровень агрессивности возрастает. Формирование адекватной самооценки у подростков напрямую не зависит от посещения секций и кружков, а указывает на личностную незрелость личности, неумение анализировать свои ошибки и замечания со стороны других людей.

Литература:

1. Гольева Г. Ю., Михайлусова К. А. Исследование уровня самооценки младших подростков// Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016.- Т.7.- С. 76–80. — URL: http://e- koncept.ru /2016/56093.htm. (дата обращения 25.08.2021г.).

2. Краткий психологический словарь/авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е., испр. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 318с.

3. Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии// Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 17–19.

4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практич. Пособие/ Е. И. Рогов. — 4-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 412с.

5. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Диагностический Комплект психолога. Методическое руководство. Изд. 5-е дополн. И перераб. — М.: Изд-во АПКиПРО РФ. 2016. — 140с.

6. Уласень Т. В. Диагностические возможности применения теста «Руки» Вагнера в учреждениях интернатного типа// Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2014, Т.13, № 3. — С.81–84.

7. Шавшаева Л. В., Аверьянова О. Ю. Дидактические основы психологического благополучия учащихся подросткового возраста// Научно-методический журнал Большой Конференц-Зал: дополнительное образование — векторы развития. Вып. № 2. 2018. — С. 119–125.

Ключевые слова

подростковый возраст, тревожность, агрессивность, самооценка, кружки, опросный метод, проективная методика проективный тест, дополнительные занятия, секции
Задать вопрос