Глубокая переработка углеводородных ресурсов — инструмент упрочнения позиций Узбекистана на мировых энергетических рынках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №36 (326) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 07.09.2020

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Мирзахалилова, А. А. Глубокая переработка углеводородных ресурсов — инструмент упрочнения позиций Узбекистана на мировых энергетических рынках / А. А. Мирзахалилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 36 (326). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/archive/326/73464/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье отражены основные тенденции нефтегазового сектора мировой экономики и Республики Узбекистан в частности, а также рассмотрен действующий вектор развития отрасли государства в целях упрочнения своих позиций на мировом энергетическом рынке.

Ключевые слова: Узбекистан, мировой энергетический рынок, природный газ, нефтегазохимия, углеводородное сырье, высокая добавленная стоимость.

Сегодня одним из основных векторов модернизации экономики и развития инновационных технологий является переход на новую модель использования имеющихся запасов углеводородного сырья, которая включает в себя развитие нефте- и газохимии (НГХ), как способ упрочнения позиций Узбекистана на мировых энергетических рынках.

Вопрос остается актуальным, так как повышение глубины переработки углеводородов способствует появлению возможности занимать новые рынки продуктов с более высокой добавленной стоимостью, за счет чего повышается конкурентоспособность государства и его доля на международных рынках.

Главная цель переработки углеводородного сырья заключается в производстве нефте- и газопродуктов, основным образом это: различные виды топлив (автомобильное, авиационное, печное и др.) и сырье для химической промышленности.

Ведущие мировые компании, занимающиеся лицензионной деятельностью в области глубокой переработки углеводородов — это Axens, CBI Lummus, KBR, Exxon Mobil, Shell, Stone & Webster, UOP, Haldor Topsoe, Foster Wheeler, Conoco Philips и другие (см. таблица 1).

Таблица 1

Мировые лицензиары процессов глубокой конверсии углеводородного сырья

Процесс

Лицензиары

Каталитический крекинг

вакуумного газойля

Axens, CBI Lummus, KBR, Exxon Mobil, Shell, Stone & Webster, UOP, Haldor Topsoe

нефтяных остатков

Shevron Lummus, IFP, KBR, UOP

Гидрокрекинг

вакуумного газойля

Shevron Lummus, Axens, UOP

нефтяных остатков

UOP, Axens, KBR, Shevron Lummus

Коксование

замедленное

CBI Lummus, Foster Wheeler, Conoco Philips

непрерывное

Exxon Mobil

Производство смазочных масел III группы

Shevron Lummus, Exxon Mobil

XXI-й век часто упоминается в экономической литературе, как «золотой век газа». По данным ежегодного статистического отчета British Petroleum (BP) за 2019 год, общие извлекаемые запасы в мире оцениваются приблизительно в 197 трл. куб. м. На конец 2019 года мировое потребление газа составило более 3,8 трл. куб. м. [1], и по оценкам экспертов к концу 2035 года достигнет 5 трл. куб. м., это говорит о том, что через 15 лет потребность в углеводородном сырье, в виде природного газа, в мире увеличится почти на 40 %. При этом, стоит отметить, что ведущие газовые компании ориентируются не на добычу и экспорт сырья, а на его монетизацию, то есть конверсию в химическую продукцию, что является основным фактором роста доходов благодаря более высокой добавленной стоимости.

В рейтинге всех государств Республика Узбекистан находится в топ 20 стран по уровню добычи природного газа. При этом, стоит отметить, что по своей характеристике узбекский газ относится к «жирному», то есть в его составе высокое содержание этана, поэтому использование данного природой щедрого дара неразумным образом в современных условиях непозволительно, на что не раз обращал внимание в своих выступлениях Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиеёв. На ежегодном послании к Парламенту Республики, состоявшемся 24 января 2020 года, Президент страны отметил: «Для развития экономики высокими темпами нам необходимо последовательно продолжать активную инвестиционную политику. В нынешнем году будут освоены инвестиции в размере 23 миллиардов долларов с введением в строй 206 новых крупных производственных объектов. В частности, на базе Шуртанского газохимического комплекса будут введены мощности по выпуску жидкого синтетического топлива»... [5].

Согласно исследованиям американской многонациональной инженерно-строительной фирмы FLUOR динамика изменения стоимости готового продукта от глубины переработки углеводородов демонстрирует достижение существенного прироста стоимости за счет производства различных видов полимеров.

На данный момент в Республике Узбекистан функционируют два газохимических комплекса, которые составляют базу газохимии страны. Это:

1) Шуртанский газохимический комплекс, введенный в эксплуатацию в 2001 году на базе малосернистого месторождения Шуртан — с содержанием в составе пластового газа 3,59 % мольных этана, что по оценкам специалистов составляет суммарный запас этана в 20,8 млн. т., а производственная мощность переработки равна — 4,0 млрд.м3 в год природного газа, выпуск полиэтилена составляет 125,0 тыс. тонн;

2) Устюртский газохимический комплекс, введенный в эксплуатацию в 2016 году на базе месторождений Сургиль, Западный и Восточный Бердах. Ежегодная производственная мощность переработки газа на комплексе составляет 4,5 млрд. м 3 , а выпуск полимерной продукции — 450,0 тыс. тонн.

Суммарно два комплекса ежегодно производят 575 тыс. тонн полимеров, это полиэтилен и полипропилен, при этом на душу населения Республики приходится 18 кг. полимеров в год. В то время как по данным Евразийской экономической комиссии рассматриваемый параметр в странах Западной Европы и США в среднем достигает 140 кг, а в странах Евразийского экономического союза — 61 кг [4].

Отсюда вытекает, что усовершенствование и увеличение мощностей по производству полимеров, применяемых в качестве сырья в производстве колоссального количества различных продуктов других отраслей, таких как производство упаковочных изделий (40 % от общего потребления по миру), строительство (21 %), автомобилестроение (8 %) и электроника (5 %), является неотъемлемой задачей, стоящей перед государством. Сегодня одними из самых известных процессов переработки полимеров являются: литье, выдув, экструзия, прессование и ротационное формование.

Изучив статистику затрат на производство полиэтилена [2] в ряде стран с использованием различных технологий, таких как: крекинг, крекинг смешанного сырья, МТО, крекинг метана, СТО и крекинг нафты, отмечено, что основная доля затрат приходится на сырьевые материалы. Неоспорим тот факт, что сырье с наименьшей стоимостью добывается в странах, где богатые и легко извлекаемые запасы нефти и газа — это Саудовская Аравия и Россия.

Однако, рассматривая себестоимость производства полипропилена [2] стоит отметить, что и в Узбекистане сырье в виде нефти и газа в сравнении с сырьевыми материалами в Китае и Западной Европе обходятся дешевле, даже в сравнении с Саудовской Аравией стоимость сырья в Узбекистане ниже, что подтверждает зависимость стоимости от применяемой технологии и видов сырья (нафта, сжиженный газ, природный газ).

Изучая влияние применяемой технологии и применяемого сырья на конечную стомость готовой продукции было отмечено, что применяя технологию МТО при производстве полипропилена из природного газа в Республике Узбекистан затрат меньше, чем при выпуске того же продукта по технологии прямого дегидрирования в Саудовской Аравии, где, как было сказано раннее, относительно дешевое сырье. Если же сравнивать себестоимость производства полипропилена в Узбекистане со страной производителем по той же технологии, а это Китай, то себестоимость производства пропилена в Узбекистане также получается ниже.

Тенденция развития первичной и глубокой переработки [2]

Рис. 1. Тенденция развития первичной и глубокой переработки [2]

Одной из главных тенденций развития мировой нефтегазохимической промышленности является более высокие по сравнению с общим развитием экономики темпы роста. Соотношение темпов роста нефтегазохимической промышленности и ВВП получило название «коэффициент опережения» и этот коэффициент можно считать фирменным знаком мировой нефтегазохимии. Несмотря на замедление темпов роста потребления нефти в мире, получение добавленной стоимости в НГХ происходит за счет расширения внедрения процессов глубокой переработки (см. рисунок 1). Поэтому развитие и углубление НГХ в Узбекистане позволит укрепить позиции республики на мировых энергетических рынках.

Литература:

  1. BP Statistical Review of World Energy 2019, 68th edition OGJ; FACTs; Argus; MITI/Cosmo; Kortes; EPE; EIA; сайты НПЗ; анализ рабочей группы
  2. Официальный сайт Евразийской Экономической комиссии. — Текст: электронный // eurasiancommission: [сайт]. — URL: www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 10.08.2020).
  3. Официальный сайт ООО «Шуртанский ГХК». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.sgcc.ux. (Дата обращения 13.08.2020 г.)
  4. Послание президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. — Текст: электронный // uza.uz/ru: [сайт]. — URL: http://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25–01–2020 (дата обращения: 13.08.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): UOP, Узбекистан, KBR, CBI, природный газ, углеводородное сырье, высокая добавленная стоимость, газохимический комплекс, Саудовская Аравия, Западная Европа.


Ключевые слова

Узбекистан, природный газ, углеводородное сырье, мировой энергетический рынок, нефтегазохимия, высокая добавленная стоимость

Похожие статьи

Тенденции на мировом рынке угля в конце 2019 года

Однако, по сравнению с нефтью и газом, стоимость угля делает его более выгодным источником энергии.

Например, на некоторых электростанциях в Польше планируется переход с угля на природный газ. Такой переход может привести к необходимости закупки газа у России.

Похожие статьи

Тенденции на мировом рынке угля в конце 2019 года

Однако, по сравнению с нефтью и газом, стоимость угля делает его более выгодным источником энергии.

Например, на некоторых электростанциях в Польше планируется переход с угля на природный газ. Такой переход может привести к необходимости закупки газа у России.

Задать вопрос