Внешнеполитическая деятельность Республики Узбекистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 октября, печатный экземпляр отправим 4 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №36 (326) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 02.09.2020

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Отабекжонов, Р. О. Внешнеполитическая деятельность Республики Узбекистан / Р. О. Отабекжонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 36 (326). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/archive/326/73422/ (дата обращения: 21.10.2020).



В работе рассматривается внешнеполитическая деятельность Узбекистана в период независимости и достигнутые в период Шавката Мирзиёева значительные результаты в осуществлении открытой, прагматичной и конструктивной внешней политики Узбекистана в условиях сложных, быстро меняющихся глобальных процессов, новых вызовов в мировой экономике и международных отношениях, а также непростой ситуации в регионе. Статья опирается на научные работы и экспертные мнения, посвященные ситуации, как в Узбекистане, так и в регионе Центральной Азии.

Ключевые слова: Узбекистан, внешняя политика, дипломатия, Центральной Азия.

Республика Узбекистан после обретения независимости расширил возможности для самостоятельной внешней политики. За короткий период времени наше государство определило направления внешней политики, соответствующие его национальным интересам, служащие укреплению его авторитета в мировом сообществе, установлению политических, дипломатических, экономических, научно-технических и культурных связей с зарубежными странами. Сентябрь 1991 года ознаменовал начало периода больших перемен в истории узбекского народа, когда Республика Узбекистан как суверенное государство встала на путь своего независимого развития и пробуждения национальной государственности. С этого периода были приняты ряд важных документов внешнеполитической деятельности. В результате этих практических работ, независимость Узбекистана была признана 170 странами, с более чем 130 из них установлены дипломатические отношения. В Ташкенте осуществляют свою деятельность 45 посольств зарубежных государств, 19 представительств международных организаций, и 18 международных правительственных организаций. Дипломатические представительства Республики Узбекистан в настоящее время работают в 47 странах.

Первая концепция внешней политики Республики Узбекистан была разработана и утверждена в 2012 г. Главная цель внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан — упрочение независимости и суверенитета государства, укрепление его места и роли на международной арене, продвижение национальных интересов, поддержание мира в регионе, создание благоприятных условий в мире для развития Узбекистана, повышение его авторитета среди других стран. Внешняя политика Республики Узбекистан соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права, включая Устав ООН, Всеобщую декларацию прав человека, Декларацию о принципах международного права и Хельсинкский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Современная внешняя политика Узбекистана формируется с учетом динамично меняющихся международных политических ситуаций XXI века, требующих реализации активного, инициативного и прагматичного внешнеполитического курса, своевременного и адекватного реагирования на возникающие вызовы.

После выборов президента в 2017 г. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев поручил Институту стратегических и межрегиональных исследований представить проект обновленной концепции Стратегий действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана до 2021 г., которая является одной из главных и первоочередных задач внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан в 2017–2021 гг., которая ориентирует внешнеполитическую деятельность республики на создание вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства.

Во внешней политике Узбекистана произошли серьезные изменения в период президентства Шавката Мирзиёева. Соседние республики Центральной Азии стали главным фокусом в подходе к укреплению регионального политического и экономического сотрудничества. Направляя усилия по улучшению сотрудничества в ряд приоритетных областей, государства Центральной Азии могут устранить наиболее насущные сохраняющиеся препятствия на пути полной реализации потенциала региона.

Активная региональная политика Узбекистана по сближению со всеми без исключения государствами Центральной Азии и активизации политического диалога на высшем уровне уже дала значительные практические результаты, в частности придав новый импульс сотрудничеству в торгово-экономической, транспортно-коммуникационной сферах. Узбекистан четко осознает, что повышение экономического потенциала Центральной Азии и конкурентоспособности региона в мировой экономике невозможно без реализации эффективных проектов регионального сотрудничества. Конкретные шаги в этом направлении уже предприняты.

Практическое воплощение получили идеи углубления и наращивания регионального взаимодействия в Центральной Азии. Наши дружеские, доверительные и братские отношения с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном стремительно расширяются и укрепляются на всех уровнях.

За этот короткий срок отношения значительно обогатилась с Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой, Соединенными Штатами Америки, государствами Европейского союза, Японией, Южной Кореей и другими странами в Азии, на Ближнем и Среднем Востоке.

Значительно активизировались двусторонние и многосторонние контакты. За период с сентября 2016 по начало октября 2017 г. состоялось 14 визитов на высшем уровне. По итогам государственных визитов Ш. Мирзиёева в Кыргызстан, Туркменистан, Казахстан, Россию, Китай и США подписано 245 договоров и соглашений на сумму порядка 39,9 млрд дол. США. Состоялось 12 заседаний межправительственных комиссий по торгово-экономическому и инвестиционно-технологическому сотрудничеству, 130 визитов экономических делегаций Узбекистана в зарубежные страны, 267 визитов иностранных бизнес-делегаций в республику. За первые девять месяцев правления Ш. Мирзиёева заключено свыше 320 торгово-инвестиционных соглашений и контрактов на общую сумму порядка 44 млрд дол. США. Чтобы обеспечить их реализацию, утверждены «дорожные карты» с 13 странами.

В 2019 году состоялось 18 визитов на высшем уровне. Это государственные и официальные поездки Президента Узбекистана в Индию, Германию, Объединенные Арабские Эмираты, Китай, страны Центральной Азии, Беларусь, Азербайджан, Японию и Российскую Федерацию. Нашу страну посетили главы государств Центральной Азии, Республики Корея, Германии, Европейского союза и главы правительств стран — участниц Шанхайской организации сотрудничества.

В рамках мероприятий на высшем и высоком уровнях подписано 122 двусторонних документа, в том числе четыре межгосударственных договора, 31 межправительственный и 52 межведомственных договора, а также 35 иных документов между учреждениями и регионами.

Расширяется конструктивная деятельность Узбекистана в рамках международных структур, прежде всего Организации Объединенных Наций, Шанхайской организации сотрудничества, Содружества Независимых Государств и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Активно развиваются многогранный диалог и сотрудничество с Европейским союзом.

Осуществляется выполнение 25 программ по дальнейшей активизации сотрудничества с международными организациями.

Реализован ряд международных инициатив Президента Узбекистана, привлекших большое внимание и поддержку мирового сообщества.

В качестве важнейшего элемента внешней политики Узбекистана утвердилась экономическая дипломатия.

Благодаря выработке современных механизмов внешнеэкономической деятельности возросла эффективность работы по привлечению иностранных инвестиций и новых технологий, расширению туристского потока в Узбекистан, увеличению экспорта национальной продукции на мировые рынки, формированию международных транспортных коридоров и реализации других инфраструктурных проектов.

В целом Узбекистан активно и плодотворно будет продолжать сотрудничать со странами мирового сообщества, во всех областях и, как было сказано выше, и укрепляет авторитет и позитивный имидж на международной арене, устанавливает и укрепляет тесные контакты, открытого диалога и стратегического партнерства с широким кругом государств и международных организаций.

Литература:

  1. Казанцев А. А., Гусев Л. Ю. Реформы во внешней политике Узбекистана: основные достижения и сценарии развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. № 2. С. 292–303. DOI: 10.22363/2313- 0660–2018–18–2–292–303.
  2. Обидов А. Внешняя политика Республики Узбекистан // Россия и мусульманский мир. 2019. № 2 (312). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnyaya-politika-respubliki-uzbekistan (дата обращения: 18.07.2020).
  3. https://mfa.uz — Официальный веб сайт Министерства иностранных дел Республики Узбекистан.
  4. http://xs.uz/ru/post/kakikh-uspekhov-dobivaetsya-uzbekistan-vo-vneshnej-politike-vo-glave-s-shavkatom-mirziyoevym — Министр иностранных дел Абдулазиз Камилов подвел итоги года по внешнеполитической деятельности Узбекистана и каких успехов добивается страна во главе с Президентом Шавкатом Мирзиёевым.
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, Центральная Азия, внешнеполитическая деятельность республики, высший уровень, Европейский союз, США, внешняя политика, международная арена, мировая экономика, Российская Федерация.


Ключевые слова

внешняя политика, Узбекистан, дипломатия, Центральной Азия
Задать вопрос