Проектирование и эксплуатация информационных систем в структуре государственного управления иностранных государств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 октября, печатный экземпляр отправим 4 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №36 (326) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 06.09.2020

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Катиева, Л. М. Проектирование и эксплуатация информационных систем в структуре государственного управления иностранных государств / Л. М. Катиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 36 (326). — С. 11-12. — URL: https://moluch.ru/archive/326/73488/ (дата обращения: 21.10.2020).



В данной статье была проведена работа по изучению специфики проектировки и практического применения информационных систем внутри органов госвласти иностранных ряда иностранных государств (США, Великобритании, Эстонии).

Ключевые слова: современные телекоммуникационные информационные технологии, проектировка, структура госуправления, управление на муниципальном уровне, органы государственной власти, информационные системы, процесс автоматизации, электронные информационные услуги.

Одной из особенностей современного мира является практически мгновенное распространение различной информации. Главным образом это объясняется повсеместным использованием компьютерной техники и глобализационными процессами. По этой причине одним из главных индикаторов эффективности работы любых в том числе государственных структур, является их умение проектировать, а также работать с информацией и источниками ее получения [1, с. 374].

В условиях отечественной действительности процесс создания и практического использования современных информационных технологий в рамках структуры госуправления, а также автоматизация многих управленческих инструментов, основывается на принципе практического использования информационных систем для обеспечения нормального функционирования системы государственного управления и управления муниципальными образованиями. На каждом уровне отечественной системы государственного и муниципального управления работают современные продвинутые автоматизированные инфосистемы.

На законодательном уровне государство пытается сформировать полноценную систему взаимодействия граждан с государственными регистрационными органами через электронную форму. При этом многие создаваемые и внедряемые на государственном уровне автоматизированные системы управления и взаимодействия граждан с государственными органами лишены хоть какого-то правового регулирования [2, c. 36].

При этом, можно говорить о том, что опыт иностранных государств по внедрения автоматизированных систем в системе государственного управления оказался крайне успешным. Больших успехов в данной сфере удалось достичь руководству германии, США, Великобритании, а также Эстонии.

К примеру, в Великобритании уже давно популяризируется идея создания полноценного интернет-правительства. При этом в основе системы подобного электронного формата государственного правительства положен принцип «digital by default», предполагающий обеспечение полноценного доступа ко всем государственным сервисам как лицам являющимся активными интернет-пользователями, так и для тех людей, кто по тем или иным причинам не владеют компьютерами. Тут нужно отметить, что среди граждан Великобритании людей, которые не владеют компьютерами и не умеют пользоваться интернетом всего около 15–18 процентов [3, с. 351].

Изучая опыт иностранных государств, имеющих схожее с Россией территориальное федеративное устройство, следует отметить ряд особенностей х опыта внедрения автоматизированных компьютерных информационных систем в структуру госуправления. Для России наиболее рациональным направлением будет являться распространение подобной системы сверху вниз. Главным образом акцент делается на обеспечении возможности предоставления федеральными властями электронных услуг. При этом на основе данной системы уже будет развиваться сервис электронных услуг, предоставляемых муниципальными органами власти.

В некоторых прочих иностранных государствах, например, в США, применяется на практике несколько иной подход в сфере внедрения системы электронного правительства. В этой стране используется вариант развития данной сферы по направлению снизу-вверх. Это означает, что изначально система электронных государственных услуг развивалась на муниципальном уровне, что помогло сформировать надежный базис для создания аналогичной системы на общегосударственном уровне.

Основным преимуществом подобного подхода является обеспечение реализации интересов всех граждан с учетом специфики отдельных регионов.

При ознакомлении с успешным опытом внедрения в структуру государственного управления современных информационных систем в иностранных государствах, нельзя обойти внимание успехи эстонского правительства. На сегодняшний день, Эстония — это безоговорочный мировой лидер в сфере повсеместного внедрения и успешного применения электронных систем государственного управления. Начиная с 2000 года для этого в Эстонии начался процесс принятия на законодательном уровне целого ряда важнейших юридических актов. В число таких актов стоит отнести «Закон об обеспечении охраны информации общественного характера», который наложил обязательства на все государственные органы обеспечить доступ к их информации всем гражданам. Также на законодательном уровне еще в начале 2000-х годов была легализована электронная подпись, которую приравняли к обычной подписи гражданина.

Такие преобразования помогли совершить настоящий цифровой прорыв в Эстонии. Теперь граждане Эстонии могут воспользоваться более чем тысячью государственных услуг с помощью электронных сервисов. Государство создало ряд официальных онлайн-платформ, где любой желающий может получить определенные государственные услуги [4, с. 247].

Большой популярностью среди населения страны пользуется электронный сервис оплаты парковки («mParking»), позволяющий просто с помощью мобильного телефона оплатить стоянку транспортного средства.

Ознакомившись с успешным эстонским опытом внедрения информационных технологий в структуру государственного управления можно прийти к некоторым выводам. Использование подобных современных технологий помогает оптимизировать работу всех государственных управленческих органов и сэкономить бюджету существенные средства на содержание таких госструктур. По сути, вложение денег в развитие таких систем является инвестицией в будущее всей страны. Сейчас успешный эстонский опыт активно перенимают многие другие государства.

Также нужно отметить, что повсеместное внедрение в систему государственного и муниципального управления информационных технологий, поможет не только сэкономить деньги на содержании большинства госорганов, но и повысит заинтересованность и активность граждан в развитии их страны.

Литература:

  1. Ковин В. С. Эстония: от электронного управления к «электронному гражданину» // Практика муниципального управления. — 2015. — № 12. — С. 64–69.
  2. Коршунов А. Ю. Автоматизация государственного и муниципального управления в России // Экономика. — 2019. — № 5. — С.89–95.
  3. Соколова О. С. Зарубежный опыт электронного государственного управления [Электронный ресурс]: https://www.sovremennoepravo.Ru /03/ 09/ 2020/.
  4. Чернышев А. И. Необходимость применения современных электронных коммуникаций органами государственной власти в России // Социодинамика. — 2018. — № 8. — С. 132–138.
Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, Эстония, система, Великобритания, государство, законодательный уровень, США, главный образ, муниципальное управление, муниципальный уровень.


Ключевые слова

информационные системы, органы государственной власти, современные телекоммуникационные информационные технологии, проектировка, структура госуправления, управление на муниципальном уровне, процесс автоматизации, электронные информационные услуги
Задать вопрос