В статье рассматривается речевое развитие ребенка и проблемы коррекции. Доказана целесообразность использования пальчиковых игр и упражнений в развитии речи дошкольников. Автор описывает реализацию программы «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи дошкольников» как эффективное средство развития речи дошкольников. Приводятся примеры используемых игр и упражнений.
Ключевые слова: пальчиковые игры, пальчиковые упражнения, речь, дошкольник.
Речевое развитие ребенка является одним из основных факторов формирования личностных качеств в дошкольном возрасте. Степень развития речи и коммуникативных навыков определяет уровень сформированности познавательных мотивов ребенка, социальных потребностей, знаний, интересов, которые являются базисом поликультурной личности. Все психические познавательные процессы взаимосвязаны и нарушение развития речи препятствует развитию когнитивных процессов. В настоящее время детей с нарушением в развитии речи становится больше.
Речевые нарушения в дошкольном возрасте обозначаются в логопедии как задержка речевого развития. При этом под задержкой речевого развития понимается отставание в темпах речевой функции, проявляющееся во всех структурных компонентах речи, носящее временный характер и поддается коррекции (Т. В. Волосовец, О. Е. Громова, Н. С. Жукова, Н. А. Лемяскина, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева и др.).
Анализ научных исследований показал, что при своевременной деятельности, направленной на развитие и коррекцию речи дошкольников, а именно, комплексной диагностике, корригирующих занятиях, дифференцированном подходе к проблемам речевых нарушений, можно устранить речевые нарушения. Это будет способствовать дошкольнику в успешном развитии, обучении и социальной адаптации (П. П. Блонский, Л. С. Волкова, Г. В. Гуровец, Р. Е. Левина, Е. Ф. Рау, В. И. Селиверстов, И. М. Сеченов, Г. В. Чиркина и др.).
Обучение дошкольников в соответствии с реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и законами когнитивного развития, представляемого в отечественной психологии теорией (Н. И. Чуприкова, Т. А. Ратанова и др.) на сегодняшний день является исследованной областью. В связи с чем, была выдвинута идея о разработке программы речевого развития дошкольников в соответствии с основными принципами дифференционной теории и с использованием пальчиковых игр и упражнений.
Цель исследования — выявить целесообразность использования пальчиковых игр и упражнений в развитии речи дошкольников.
Объект исследования — речь дошкольников.
Предмет исследования — речевое развитие дошкольников с использованием пальчиковых игр и упражнений.
Задачи, позволившие достижению цели:
– разработка программы «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи дошкольников»;
– обосновать целесообразность использования пальчиковых игр и упражнений в развитии речи дошкольников;
– экспериментально проверить эффективность разработанной программы речевого развития дошкольников с использованием пальчиковых игр и упражнений.
Исследуемые и методы исследования
В исследовании приняли участие дошкольники средней группы «МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 118» города Воронежа. Исследование проходило с августа по ноябрь 2018 года. Исследование продолжается в настоящее время, т. к. программа рассчитана на 34 занятия в год.
В качестве методов исследования была использована авторская программа «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи дошкольников».
Программа состояла из комплекса учебно-методических материалов для работы с дошкольниками. Оснащение программы: видео материалы; теневой театр; пальчиковый театр; потешки с применением кукольного театра; методические рекомендации по изготовлению пальчиковых фигурок и сказочных персонажей; динамические минутки; физические упражнения; логопедические упражнения.
В начале исследования не проводился мониторинговый срез уровня развития речи, т. к. информация была предоставлена учителем-логопедом образовательной организации. Имея представление об уровне развития речи старших дошкольников и общего развития когнитивных процессов, был составлен план индивидуального развития речи дошкольников. Занятия проводились в группах и подгруппах.
Результаты и их обсуждение
Результаты использования пальчикового театра с постановкой и разыгрыванием сказок «Теремок», «Муха-цокотуха», «Маша и Медведь», «Колобок». Цель: развитие речи, мелкой моторики, пространственной ориентации, жестов, креативности, воображения. Предварительная работа: чтение (повторение) сказок; изготовление совместно с родителями сказочных героев (вязание, шитье); разучивание текста, репетиция; демонстрация; разыгрывание сказки. На начальном этапе сложности возникали с одновременным выполнением действий и проговариванием текста сказки. При повторных демонстрациях отмечалось улучшение в развитии речи, произношении звуков, что подтверждало гипотезу о том, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые упражнения и движения помогают снять напряжение рук, расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. В качестве динамических минуток использовались упражнения «Гусеницы», «Муравтишки», «Зайки-попрыгайки» и др. Упражнения, в которых дети ползают, развивают речевую деятельность.
И. М. Сеченов связывал двигательные функции человека с высшими функциями отделов центральной нервной системы. Он отмечал: «...Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению».
Учеными исследователями в области психологии доказано, что двигательные функции ребенка обеспечивают формирование различных видов восприятия и внимания. Осуществляя действия с помощью зрения, пальцев рук и других анализаторов ребенок учится учитывать характеристики используемых предметов, ориентируя на них свои действия и регулируя свои мышечные усилия.
Действия с маленькими предметами в виде героев сказки, размер которых 3–7 сантиметров, ребенок не только ориентируется на его размер, но и на то, какие действия нужно выполнить с этим сказочным героем и проговаривать речь этого героя.
Также сенсорные системы, в первую очередь, зрение, оказывают значительное влияние на развитие речи и двигательной сферы дошкольника. Навыки сосредоточения глаз на предмете и слежение за движущимися предметами и пальцами и руками других детей развиваются по направлению к этим объектам. Дальнейшее же развитие речевой и двигательной сферы происходит с участием и контролем сенсорных систем.
Теневой театр с участием дошкольников соединяет выразительные средства традиционного восточного театра теней и художественные приемы традиционного театра.
В основе театра теней лежит использование проекционных фигур, дающих на экране черный силуэт, т. е. «русская кукла»: фигура крепится к длинному стержню со сложной системой блоков, управляющих головой, корпусом, руками и ногами; системой специального освещения экрана, т. е. «русский свет». Для развития речи детей старшего дошкольного возраста использовались простые сказки, не требующие большого количества персонажей. Это такие сказки, как «Курочка ряба», «Красная шапочка», «Котенок по имени Гав», «Кот и лиса». Управляя фигуркой, прикрепленной к стержню и управляя его телом, ребенку дошкольнику приходится напрягать мышцы мелкой мускулатуры, что упражняет руки, а значит и способствует развитию речи. Еще один важный аспект использования теневого театра — это формирование позитивных эмоций.
Кукольный театр также включен в программу по развитию речи дошкольников с использованием пальчиковых игр и упражнений. Воспитатели вместе с детьми подготовили и демонстрировали сценки из сказок и рассказов: «Приключения Чиполлино», «Волк и лиса», «Морозко». Кукольный театр проще, чем пальчиковый и теневой театр, поэтому можно использовать для постановки сказки более сложные в звучании и с большим количеством действующих лиц.
В ходе исследования отмечено, что кукольный театр очень важен в развитии речи детей. Он позволяет решать очень многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка. Вообще театрализованные игры — это неисчерпаемый источник развития чувств и эмоциональных открытий, способ духовно-нравственного воспитания. Театрализованная кукольная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса и совершенствует артикуляционный аппарат, формирует диалогическую эмоционально насыщенную, выразительная речь.
Использование потешек таких как «Гномик и лесовичок», «Слоник на прогулке», «Уточки в бассейне», упражнений: «Листочек», «Котик», «Уточка», «Качели» и др. предполагают проговаривание речевых упражнений и выполнение пальчиковых упражнений. Дети вместе с воспитателем проговаривают слова, стихи и одновременно выстраивают пальцами фигуры, деятельность фигур, перебор пальцами, выполняют пальчиковую гимнастику и др.
Двигательная и речевая функция ребенка, так же, как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь и этот путь индивидуален и неравномерен. Очень важно, чтобы воспитатели в дошкольных организациях знали возрастные нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Движения пальцев и кистей рук имеют огромное развивающее значение, так как оказывают особое влияние на развитие речевой и высшей нервной деятельности ребенка.
В процессе исследования, которое продолжается и в настоящее время, данные о развитии речи детей в процессе реализации программы «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи дошкольников» отслеживались и фиксировались воспитателями и учителем-логопедом.
На период реализации с 1 августа по 25 октября 2018 года было отмечено, что речь дошкольников старшей группы, участвующей в эксперименте развита лучше, чем в группе, где не реализовывалась программа. Однако, было отмечено, что не все дети имеют хорошие результаты развития речи. С целью коррекции отставания использовались следующие упражнения:
– игры с предметами, фиксирующими те или иные позы;
– предметно практическая деятельность;
– упражнения по формированию кистевого, пальцевого, жестово мимического праксиса;
– пальчиковая гимнастика для индивидуальных занятий;
– выполнение под музыку отрабатываемых движений кистью и пальцами;
– закрепление правильных кистевых и пальцевых поз в действиях со спортивными снарядами;
– закрепление правильных кистевых и пальцевых поз в действиях логоритмики.
Выводы и заключение. В результате проведенного исследования получены данные, которые позволяют сделать следующие выводы:
Разработанная и реализуемая программа речевого развития, включающая пальчиковые игры и упражнения и имеет игровую форму, опирается на образное, чувственное и интуитивное мышление детей, содержит большую долю невербальных игр, фольклора и драматизаций со сказочными героями, и обеспечивает развитие понятийно -интуитивного, понятийно-логического, понятийно-речевого, понятийно-образного и визуально-структурного мышления, оперативной речевой памяти и зрительно-моторной координации.
Реализация программы позволила получить более высокие результаты по речевому и когнитивному развитию детей экспериментальной группы по сравнению с детьми группы, не участвующей в эксперименте.
Литература:
- Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. М.: АСТ: Астрель, 2006. — 60 с.
- Сеченов И. М. Избранные произведения. Том 1. Физиология и психология. Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1952.