Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств развития речи детей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ержанова, С. Е. Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств развития речи детей / С. Е. Ержанова, А. А. Жумабекова, Г. С. Дынгырова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7471/ (дата обращения: 16.11.2024).

Задача дошкольного воспитания состоит в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и способностей ребенка, его неповторимости и самобытности. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль рук. Указывающие, очерчивающие, оборонительные и другие жесты рук лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась связная речь.

На современном этапе проблема развития речи детей не вызывает сомнения не только у педагогов, но и у родителей. Ведь чаще всего задержка развития речи сказывается на общем развитии ребенка: не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое развитие ребенка. Но, если вовремя помочь ребёнку, используя все способы развития и активизации речи, эти серьёзные проблемы можно решить.

Известны исследования современных ученых, показывающие, что от уровня развития движений пальцев рук напрямую зависит степень развития речи ребенка. Результаты данных исследований показывают, что сила кисти правой руки дошкольников в последние несколько лет заметно снизилась. Это говорит о снижении уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому направлять ребенка на развитие пальцев рук просто необходимо, а делать это можно и просто с помощью игры.

Причины моторного отставания у детей связаны с современным уровнем научно-технического прогресса: уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. Это объясняется тем, что родителям проще посадить ребенка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов или игру, или мультфильмы, тогда он не будет сильно отвлекать их от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой в виде игры — это требует внимания, заботы, терпения, времени.

Не каждый взрослый ждет, пока ребёнок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнёт все пуговицы на рубашке. Часто родителям легче купить вместо ботинок на шнурках ботинки на липучках, вместо рубашки — кофточку на молнии.

Таким образом, в жизни ребенка мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль.

Проблема характеризуется следующими факторами: затруднена речь, нет чёткого произношения слов, в словах переставляются слоги или буквы.  Выход один: развитие мелкой моторики рук ребенка, т. е. пальчиков.

В воспитании широко используются различные игры, направленные на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Но при обследовании детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у них слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут её удержать. Особые трудности вызывают задания на смену пальчиковых поз, воспроизведение заданного темпа в движениях. В чем же причина таких нарушений?

Огромное значение для ребенка, начиная с младенческого возраста, имеет развитие пальчиков, что впоследствии сказывается на развитии мелкой моторики, речи, ведет к развитию внимания, сосредоточенности, ловкости рук. Все это, несомненно, пригодится ребенку в его последующей жизни для приобретения более сложных навыков, необходимых для полноценного развития личности.

С давних времен люди отмечали тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием и выражали приметы в поговорках. Сегодня они у нас на слуху: «из рук вон (плохо)», «все из рук валится», «с легкой руки», «руки опускаются», «правая рука (кого, чья)», «руки не доходят», «легкая рука». В каждой из них заложен глубокий смысл о том, как влияют на развитие человека мелкие движения рук, в первую очередь пальцев.

Содержание пальчиковой игры — взаимоотношения детей во «взрослом» мире. Благодаря этому и реализуются основная функция данного вида игры — подготовка к серьезной жизни в этом мире путем развития мелкой моторики речи. Пальчиковая гимнастика не просто игра, а средство воспитания детей младшего возраста, поэтому взрослые должны учить их правильно играть, заинтересовывать их.

В ранние, дошкольные годы ребенка разнообразные пальчиковые игры являются тем видом творческой деятельности, посредством которого формируется его личность. Пальчиковым играм принадлежит особая роль в умственном развитии ребёнка. Значимость и привлекательность приобретают в первую очередь те движения пальцами, которые ещё не стали повседневными.

То, что ребенку впервые удалось сделать при помощи собственных пальчиков, является для него большим достижением. Вследствие этого, пальчиковые действия переходят в игровой план: ребёнок начинает раз за разам повторять и совершенствовать движения рук. Играя пальчиками, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности.

Существенная роль в развитии игр принадлежит подражательной способности ребенка повторять движения за взрослыми.

Играя пальцами рук, дети развиваются в речевом отношении быстрее и лучше, чем дети, чьи руки мало заняты пальчиковыми играми. Тренируя мелкие движения кисти, мы способствуем положительной динамике развития речи, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук. Подобная тренировка в игровой форме позволяет ускорить созревание речевых областей коры на 2–2,5 месяца, а это для маленького ребёнка не маленький срок.

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать собственными руками, тем он умнее и изобретательнее, тем он лучше творчески развит и тем тоньше воспринимает окружающий мир.

В ходе эволюции развитие функций рук и речи у людей шло параллельно и в непосредственном взаимодействии. Благодаря выполнению тонкой, но сложной работы непосредственно руками, происходила интенсификация импульсов, поступающих в мозг человека. В итоге кисть стала не только исполнительницей воли, но и воспитательницей человеческого мозга. Это подтверждает тот факт, что территория проекции кисти и особенно большого пальца в коре головного мозга имеет почти такую же протяженность, как проекция всего тела человека.

Учёными доказано, что если у ребёнка движения пальцев хорошо отлажены, и соответствуют его возрасту, то и речевое развитие у него нормальное. И наоборот, если ребёнок отстает в развитии движений пальцев, то задерживается и в речевом развитии. Другими словами, правильное и своевременное формирование речи у ребёнка происходит под влиянием импульсов, идущих от рук. Поэтому формирование правильной устной речи ребёнка происходит тогда, когда движения пальцев рук достаточно хорошо развиты.

Цель нашей работы: формирование правильной речи ребёнка посредством использования пальчиковой гимнастики в педагогическом процессе. Нам важно познакомить детей с новыми пальчиковыми играми, обогащать словарь детей за счёт разучивания новых пальчиковых игр, развивать речь детей, развивать мелкую моторику рук, развивать внимание, память, мышление детей.

В своей работе мы используем пальчиковую гимнастику в разных режимных моментах, в частности, включаем элементы пальчиковой гимнастики при проведении утренней гимнастики, на занятиях по развитию речи.

Пальчиковую гимнастику можно использовать в любой удобный отрезок времени. Принципы работы:

Принцип участия — привлечение всех участников педагогического процесса к непосредственному участию в развитии мелкой моторики рук.

Принцип комплексного сквозного подхода заключается в преемственности между возрастными различиями и видами детской деятельности.

Принцип доступности предлагаемого материала — соответствие возрастным особенностям детей. Нельзя утомлять малыша сложными играми, нужно выполнять простые упражнения-игры. Они могут сопровождаться стихотворениями, песнями, потешками.

Принцип систематичности и последовательности в приобретении знаний и умений. При систематических занятиях происходит быстрое улучшение не только качества речи, но и мышления ребёнка.

Принцип от простого к сложному — от простых игр переходим к более сложным.

Принцип личностно-ориентированного подхода к детям — работать, как с группой детей, так и индивидуально.

Принцип оздоровительной направленности основан на том, что на пальцах рук есть много точек, массаж которых позволяет укрепить здоровье ребёнка.

Также мы используем наглядный метод работы, суть которого - показ детям, как должны двигаться пальцы при проведении пальчиковой гимнастики. Во время процесса проведения пальчиковой гимнастики, проговариваются потешки, стихотворения. В качестве результата, ожидается улучшение качества речи детей, развитие мелкой моторики рук, развитие таких познавательных процессов, как мышление, память, внимание, развитие эмоциональной сферы детей.

В процессе пальчиковой гимнастики, используются описанные ниже упражнения. «Замок»: 1- ладони вместе, 2 - пальцы соединяются в замок. «Лиса крадется»: все пальцы как бы медленно шагают по столу вперед. «Заяц убегает»: перебирая пальцами рук, «заяц» быстро движется назад. «Паук»: согнутые пальцы медленно перебираются по столу. «Бабочка»: ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе. «Счет до четырех»: большой палец поочередно соединяется со всеми остальными.

Потешка «Ну-ка, братцы, за работу!»

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому — дрова рубить.

Печи все — тебе топить.

А тебе — воду носить.

А тебе — обед варить.

А малышке — песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев добавлять.

В ходе произнесения потешки, дети обращаются к правой руке, сжатой в кулачок, поочередно разгибая все пальцы.

Проведенные упражнения на первый взгляд довольно просты, но именно такие простенькие стишки легче запоминаются детишками и доставляют последним массу удовольствия.

Потешка «Замок». «На двери висит замок» (ручки складываются в замок, переплетая пальцы). Читая стишок, ритмично раскачиваете замок.

«Кто его открыть бы мог?» (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны).

«Постучали» (ритмично постукиваете основаниями ладоней друг о друга, не расцепляя пальцы).

«Покрутили» (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их).

«Потянули» (тянете руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью).

«И открыли» (расцепить пальцы).

Потешка «Паучок».

«Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки» (кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик).

«Дождик с неба вдруг полил» (хлопок ладонями по столу/коленям).

«Паучков на землю смыл» (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит).

«Солнце стало пригревать» (действия аналогичны первоначальным).

«Паучок ползет опять» («Паучки» ползают по голове).

«А за ним ползут все детки, чтобы погулять по ветке».

 

Литература:

 

1.         Рымчук, Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008.-320с.

2.         Борисова, Е. Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками/ Е. Н. Борисова. — Издание 2-е, переработанное. — М.: Глобус: Волгоград: Панорама, 2009. — 144 с.

Основные термины (генерируются автоматически): пальчиковая гимнастика, ребенок, палец, игра, палец рук, мелкая моторика рук, развитие, рука, головной мозг, педагогический процесс.

Похожие статьи

Использование пальчиковой гимнастики как одной из здоровьесберегающих технологий в процессе музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста

«Математический бой» как одно из средств повышения эффективности обучения

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры как средство позитивного общения детей раннего возраста

Использование возможностей пластилинографии как средства развития речи дошкольников

Использование дидактической игры как средства развития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий овладения дошкольниками нормами речи

Бизиборд как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Су-джок-терапия как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Использования игры как средства развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта

Похожие статьи

Использование пальчиковой гимнастики как одной из здоровьесберегающих технологий в процессе музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста

«Математический бой» как одно из средств повышения эффективности обучения

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры как средство позитивного общения детей раннего возраста

Использование возможностей пластилинографии как средства развития речи дошкольников

Использование дидактической игры как средства развития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий овладения дошкольниками нормами речи

Бизиборд как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Су-джок-терапия как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Использования игры как средства развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта