Пальчиковые игры как средство позитивного общения детей раннего возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.

Дата публикации: 19.05.2018

Статья просмотрена: 787 раз

Библиографическое описание:

Маттис, О. И. Пальчиковые игры как средство позитивного общения детей раннего возраста / О. И. Маттис, Н. В. Глебова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3389/ (дата обращения: 17.12.2024).



С самого рождения человек вступает в отношения с окружающими людьми. Без общения не может сформироваться его психика. В процессе общения ребенок познает окружающий мир, самого себя, усваивает язык, нормы взаимоотношений взрослых, своих сверстников.

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками — важнейшая задача педагогики раннего возраста.

В настоящее время проблема общения становится особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. В нашей группы поступают дети малоговорящие и им трудно понять друг друга. Именно поэтому так необходимо проведение систематизированной работы по формированию речи.

Поскольку игра продолжает являться ведущим видом деятельности, а речь продолжает выступать необходимым условием развития этого сложного вида деятельности, вопрос о подборе методов и приемов развития речи приобретает особую актуальность.

Цель: Формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Для реализации поставленной цели выделили основные задачи:

– Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

– Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

– Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.

Для решения задач мы пересмотрели игры, пособия, постарались создать условия, в которых каждый ребенок смог проявить свои эмоции, чувства, желания.

Особое внимание уделили позитивному общению во время игр с пальчиками.

Пальчиковые игры все подражательные действия сопровождали стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм, неизмененный порядок слов и рифма воздействуют на детей завораживающе, успокаивая.

Насколько ребенку понравится игра, во многом от исполнения. Важно спокойное и ласковое обращение, выразительная мимика взрослого. Разучивая игру, взрослый должен сначала сам показать пример малышу. Потом помочь манипулировать пальчиками рук, далее проводить одновременно, при этом обязательно проговариваем текст пальчиковой игры.

Проводим игру весело и вдохновенно, не обращая внимания, если у ребенка что-то не получается, и поощряем его успехи.

Для малышей изготовили пальчиковый театр, родители изготовили сенсорные книжки по сказкам.

Что происходит, когда дети занимаются пальчиковой гимнастикой?

– Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.

– Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность детей.

– Малыши учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.

– Развивается память у детей, так как они учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

– У малышей развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, они смогут «рассказывать руками» целые истории.

– В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы пальчиковых игр-паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик — нравятся малышам, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия «выше» и «ниже», «сверху» и «снизу», «право» и «лево». Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его поруке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности в себе.

Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то или иное упражнение, покажите положение пальцев и кисти. Пальчиковые игры для детей необходимо предлагать от простого к сложному. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребёнок действует неправильно, надо снова показать ему верное положение. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребёнок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить ребёнка в случае необходимости самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Начинать пальчиковые игры всегда надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр надевали на пальчики бумажные колпачки или рисовали на подушечках пальцев глазки и ротик, прикрепляли самодельные гребешок, клюв, крылышки, шапочку и другое.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его хвалили и, если возможно, показывали его творческие достижения, например, папе или бабушке.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2–5 минут ежедневно.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка.

Важным условием, обеспечивающим развитие речи через общение, является связь с семьей. Родители нашей группе сотрудничают с нами: приобрели несколько игр, художественную литературу, изготовили сенсорные книжки для группы, повторяли с детьми рекомендуемые пальчиковые игры.

К концу года дети активно рассказывают окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения. Наша работа с пальчиковыми играми по развитию речи и общения продолжиться.

Литература:

  1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Методическое пособие для воспитателей детского сада. — М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2004
  2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. — М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  3. Елецкая О. В. День за днем говорим т растем: пособие по развитию детей раннего возраста. М.: ТЦ Сфера,20053. 4.Савельева Е. А. Тематические загадки и веселые игры для пальчиков: методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста- М.: НЦ ЭНАС, 2007.
  4. М. В. Ильяшенко, О. С. Ушакова. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Учебно-методическое пособие. — Елец: ЕГУ им.И. А. Бунина, 2003
  5. Е.Осинцева, Н. Евдокимова. Интерактивная папка-лэпбук «Зима» в образовательной работе родителей с детьми раннего возраста. //Дошкольное воспитание. 12, 2016.
  6. Пахомова Н. А. Формирование навыков общения у дошкольников. // Воспитатель 12,2012, стр. 64.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, малыш, развитие речи, упражнение, взрослый, кисть рук, мелкая моторика, ранний возраст, хорошая подвижность.
Задать вопрос