Недостаточное внимание к вопросам мелкой моторики и развития речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (97) сентябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 28.08.2015

Статья просмотрена: 426 раз

Библиографическое описание:

Щедрина, О. Д. Недостаточное внимание к вопросам мелкой моторики и развития речи / О. Д. Щедрина, Г. А. Бирюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 583-585. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21763/ (дата обращения: 23.12.2024).

Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев.

В. А. Сухомлинский

 

У значительной части детей, страдающих различными нарушениями речи, наблюдаются отставания в деятельности двигательной системы. Характерными являются скованность в движениях, отсутствие ловкости при выполнении упражнения. Наблюдая за тем, как ребёнок застёгивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев рук. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев отстаёт, то и развитие речи отстаёт. Для определения уровня развития речи можно провести такой опыт: попросить ребёнка показать один палец, два, три (по порядку). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев — говорящие дети. Если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе, или напротив, не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. Таким образом, не услышав от ребёнка ни одного слова, можно определить, как у него развивается речь. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. До тех пор, пока движения пальцев рук не станут свободными, развития речи добиться не удастся. Поэтому рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Движение пальцев рук стимулирует созревание центральной нервной системы и ускоряет развитие речи ребёнка. Выполнение упражнений должно быть регулярным. Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Они, как бы отражают объективную реальность окружающего мира — предметов, животных, людей, их реальность, а также процессы, происходящие в природе. В ходе пальчиковых игр дети повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

-          игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;

-          постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.

При предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они должны усложняться.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию мелкой моторики рук регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в процессе режимных моментов. Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1.         Выполнение упражнений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2.         Игры с различными предметами создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3.         Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4.         Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5.         Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6.         В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь, занимайтесь с ним пальчиковой гимнастикой. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз. Сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя руками вместе. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными и четкими. Гимнастика проводится в течение нескольких минут, 2–3 раза в день.

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

Перед началом занятия я использую упражнения для самомассажа.. Эти упражнения помогают детям настроиться на работу.

Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук.

Упражнение с пробками.

Берём пластиковые крышки от бутылок и надеваем их, как обувь, на указательный и средний пальцы. И «идём» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия смена рук.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

Пальцы — словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик — будто ножка,

Только шаркает немножко.

Упражнения со счётными палочками.

Нужны 4 счётные палочки. Они раскладываются на столе перед ребёнком, который берёт их одноимёнными пальцами, от указательных — к мизинцам. Пара пальцев берёт одну палочку. На каждую строчку — по одной палочке.

Очень длинный клюву цапли, 2-й-2-й

Вы длинней найдёте вряд ли. 3-й — 3-й

Клювом меряться пришли 4-й — 4-й

Аисты и журавли. 5-й — 5-й

Упражнения, развивающие координацию движений кистей рук.

«Шары»

Берём пару шаров, кладём их в одну руку и без помощи второй руки стараемся обвести один мяч вокруг другого. После двустишия — смена рук.

Вы видали циркача?

Мяч идёт вокруг мяча!

Кружит с видом знатока, Будто шмель вокруг цветка.

Делаем «сухой бассейн» с горохом и фасолью.

В ведро насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

(на дне «бассейна» прячем игрушки из киндер — сюрпризов)

В ведре не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне — игрушки для детей,

Мы их достанем поскорей.

В группе мы проводим кружок оригами. Эти занятия хорошо влияют на развитие мелкой моторики рук у детей. Я предлагаю вам выполнить поделку «Бабочка». Выполняется она из двух конфетных фантиков. Каждый фантик складывается гармошкой с уголка на уголок. Связываем за серединки ниткой и расправляем крылышки. Бабочка готова. Пусть эта поделка будет напоминанием о нашей сегодняшней встрече.

Речь развивается, прежде всего, как средство общения с окружающими. Помните: своевременному возникновению речи способствует атмосфера любви и доброжелательного внимания, взрослых к ребенку. Больше разговаривайте с ним

Игры и занятия по развитию мелкой моторики рук способствуют своевременному возникновению речи. Сортируйте вместе с ребенком мелкие предметы, нанизывайте на леску бусы, застегивайте и расстегивайте пуговицы, молнии, делайте упражнения для пальцев, сопровождая их стихами. Чем активнее и точнее движения, тем быстрее ребенок начинает говорить.

Ежедневно рассказывайте ребенку и читайте, вызывайте интерес к иллюстрациям: сопровождайте чтение рассматриванием картинок, рассказывайте, что на них нарисовано, просите назвать и показать изображения. Терпеливо приучайте к бережному отношению к книгам. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, палец, развитие речи, упражнение, мелкая моторика рук, Выполнение упражнений, игровой материал, мелкая моторика, пальчиковая гимнастика, своевременное возникновение речи.


Похожие статьи

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей

Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Подвижные игры с бегом как средство развития быстроты и ловкости у старших дошкольников логопедической группы

Нарушения фонетико-фонологической стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно-моторной координации

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии

Профилактика нарушений слоговой структуры слов с использованием упражнений и игр ритмической гимнастики

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речи у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей

Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Подвижные игры с бегом как средство развития быстроты и ловкости у старших дошкольников логопедической группы

Нарушения фонетико-фонологической стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно-моторной координации

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии

Профилактика нарушений слоговой структуры слов с использованием упражнений и игр ритмической гимнастики

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речи у детей дошкольного возраста

Задать вопрос