Нарушения фонетико-фонологической стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гарева, Т. А. Нарушения фонетико-фонологической стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами / Т. А. Гарева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 135-136. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2659/ (дата обращения: 17.12.2024).

Ведущими в структуре дефекта при стёртой дизартрии являются нарушения фонетической стороны речи. Они обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц периферического речевого аппарата и характеризуются нечёткостью артикуляции.

В работах Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольской [1], Г.В. Гуровец, С.И. Маевской [2] отмечается, что нарушения звукопроизношения при стёртой дизартрии проявляются в пропусках, заменах, искажениях и смешениях звуков.

Этот факт подтверждается практическими наблюдениями, экспериментальными исследованиями О.Ю. Федосовой [3]. Автор отмечает, что чаще всего дети со стёртой дизартрией искажают звуки (66,4 % случаев от общего количества дефектов звукопроизношения). Это связано с моторными трудностями в артикуляционном аппарате. На втором месте среди дефектов звукопроизношения оказываются замены (23,4 % случаев от общего количества нарушений звуков). Наиболее частыми оказываются замены артикуляторно близких звуков. Менее распространены у детей со стёртой дизартрией пропуски звуков (10,3 % случаев). Важно отметить, что в основном дети пропускают сонорные звуки. По мнению О.Ю. Федосовой «Это связано с тем, что сонорные звуки предполагают тонкую мозаику сокращённых и расслабленных мышечных пучков и групп волокон, что оказывается недоступным паретичным мышцам артикуляционного аппарата».

На базе нашего детского сада было проведено экспериментальное исследование. Установлено, что нарушения кинестетической и кинетической организации движений пальцев рук отрицательно влияет на характер дефектов звукопроизношения.

66% детей с нарушениями кинестетической основы движений тонкой моторики демонстрировали трудности при закреплении нужной артикуляционной позы свистящих , шипящих, соноров и переднеязычных звуков.

34% детей нарушения кинетической основы движений тонкой моторики сочетаются с дефектами звукопроизношения. Эти дети изолированно правильно произносят шипящие, соноры и переднеязычные звуки, а в спонтанной речи, требующей быстрого, точного переключения с одного артикуляционного уклада на другой, возникают замены звуков.

В исследованиях Л.В. Лопатиной [4] отмечается, что у детей со стёртой дизартрией основное нарушение со стороны черепно-мозговых нервов связано с органическим поражением лицевого, языко-готочного, блудающего и подъязычного нервов.

Экспериментальными исследованиями было установлено, что при поражении подъязычного нерва ограничиваются движения языка в сторону, вверх, вперёд. Отмечается слабость одной половины языка, чрезмерное напряжение спинки языка, нарастающее утомление мышц, нарушение координации, имеется повышение саливации, отклонение языка в сторону при высовывании, фибриллярное его подёргивание. В процессе обследования мы предлагаем ребёнку в течение 20 секунд пощёлкать языком, а затем положить кончик языка на нижнюю губу. При этом кончик языка начинает синеть и отклоняться в сторону.

При поражении лицевого нерва дети начинают выполнять движения не в полном объёме, имеется сглаженность носогубных складок.

Поражение блуждающего и языкоглоточного нервов проявляется в попёрхивании, в глухом голосе с носовым оттенком, вялом сокращении мягкого нёба во время речи.

Важно отметить, что у детей со стёртой дизартрией чаще всего страдают свистящие и шипящие звуки. По утверждению В.И. Бельтюкова [], это связано с тем, что эти группы звуков акустически близки между собой. Это вызывает трудности в их различении. В этом случае страдают фонематические процессы.

Как указывает Е.Ф. Соботович , у детей со стёртой дизартрией выявляются отклонения в слуховом восприятии звуков. Но это отклонение носит вторичный характер. Так, Р.Е. Левина отмечала, что «такое явление наблюдается при нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при морфологических и двигательных поражениях органов речи».

Из экспериментального исследования Г.В. Гуровец, С.И. Маевской известно, что хотя у большинства детей отмечаются трудности при повторении цепочки слогов нельзя считать их свидетельством фонематического слуха. Правильнее оценивать эти затруднения как несформированность слухового контроля. При этом ребёнок достаточно хорошо различает фонемы в речи других людей. Но он затрудняется в моторном плане воспроизвести их в собственной речи. Всё это снижает стимул ребёнка узнавать звуки, прислушиваться к ним.

В.И. Бельтюков [5] отмечал, что для полноценного овладения звукопроизношением моторный и сенсорный компоненты должны быть единой функциональной системой. А при явном нарушении функций артикуляционного аппарата между моторными и сенсорными компонентами образуются сложные отношения. Недостаточность подвижности артикуляционного аппарата не даёт возможность полноценно развиваться слуховому восприятию. Это существенно затрудняет процесс овладения фонематической системой родного языка. Примечательно, что дети со стёртой дизартрией гораздо легче замечают дефекты звуковой стороны речи в чужой речи и практически не замечают собственные недостатки устной речи.

Из всего выше изложенного можно утверждать, что у детей с минимальными дизартрическими расстройствами имеется недоразвитие как фонетической стороны речи, так и фонематических процессов.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи при стёртой дизартрии:

  • носит полиморфный характер;

  • нарушению подвергаются гласные и согласные звуки (искажения, замены, пропуски);

  • отрицательно влияют на становление фонематических процессов, замедляют формирование навыков фонологического анализа и синтеза;

  • снижают готовность дошкольников к обучению в школе;

  • коррекцию звукопроизношения у детей со стёртой дизартрией необходимо осуществлять комплексно, с учётом специфики и возраста детей.


Литература:

  1. Соботович Е.Ф. , Чернопольская А.Ф. Проявление стёртых дизартрий и методы их диагностики // Хрестоматия по логопедии, М., 1997, - С. 208-214.

  2. Гуровец Г.В. , Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М. -1982 С. 76-77

  3. Федосова О.Ю. Особенности нарушения звукопроизношения у детей с лёгкой степенью дизартрии// Логопед в детском саду,- 2004, -№1 (1) С. 4-12

  4. Лопатина Л.В. Фонетико-фонематические нарушения и их коррекция у дошкольников со стёртой дизартрией // Монография. С.-П. –РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

  5. Бельтюков В.И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми//Дефектология,- 1983, -№2-С.28-34.



Основные термины (генерируются автоматически): стертая дизартрия, артикуляционный аппарат, ребенок, дефект звукопроизношения, звук, кончик языка, нарушение, подъязычный нерв, тонкая моторика, фонетическая сторона речи.

Похожие статьи

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами

Особенности сформированности пространственных представлений и понимания сложных логико-грамматических структур языка у дошкольников с дизартрией и общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной деятельности

Использование фонетической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование дидактических тактильных полей при формировании грамматического строя речи у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами

Особенности сформированности пространственных представлений и понимания сложных логико-грамматических структур языка у дошкольников с дизартрией и общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной деятельности

Использование фонетической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование дидактических тактильных полей при формировании грамматического строя речи у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи