В статье автор изучает особенности развития нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией.
Ключевые слова: нейромоторные функции, произвольные и непроизвольные движения стёртая дизартрия, дошкольники с ОВЗ.
Нейромоторные функции — это особый вид двигательной активности, основанный на методах нейропсихологии и образовательной кинезиологии, который связывает моторную и интеллектуальную активность, и направленный на развитие и активизацию мозговых структур и высших психических функций.
Движения можно разделить на: простые — непроизвольные и сложные — произвольные. К произвольным движениям относится и речь [7].
Моторную сферу можно разделить на: крупную моторику (общий праксис), самый простой по организации. Отвечает за движения тела, рук и ног. Мелкую моторику рук (кистевой и пальцевой праксис), артикуляционную моторику (оральный и артикуляционный праксис) и моторику мимической мускулатуры лица.
Такие исследователи как В. М. Бехтерев [2], М. М. Кольцова [48], И. П. Павлов [10] рассматривали сформированность движения кистей рук, а в большей степени движения пальцев, как важнейший фактор в формировании речевых моторных зон, так как их проекция в головном мозге, расположена очень близко.
Как показывает, анализ литературы, большое значение имеет развитие подвижности мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. Физиологи Н. А. Бернштейн [1], И. П. Павлов [10], И. М. Сеченов [11] придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции.
Из вышесказанного можем сделать вывод, что движения влияют на развитие психики, но с другой стороны, способность управлять движениями своего тела находится в большой зависимости от психического развития.
Для проведения экспериментальной диагностики развития нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией были изучены методики Е. Я. Бондаревского [3], Г. А. Волковой [4], В. П. Дудьева [6], Л. В. Лопатиной [9], Н. И. Озерецкого [5]. На основе которых, составлена комплексная методика обследования. Критериями выбора заданий для комплексной методики обследования стали: полнота обследования; соответствие возрастным нормам; простота и доступность применения; апробированность методики.
Основная цель нашего экспериментального исследования состояла в выявлении особенностей развития нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией. Для чего мы проводили в рамках констатирующего эксперимента подробное исследование уровня развития нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией, которое включало следующие разделы:
— исследование общей моторики;
— исследование функциональных возможностей кистей и пальцев рук;
— исследование тонких дифференцированных артикуляционных движений;
— исследование мимической мускулатуры.
Уровень сформированности общей моторики определялся исследованием:
— статической координации движений;
— динамической координации в целом и преимущественно рук;
— скорости движений;
— одновременности движений;
— отчетливости выполнения движений.
Уровень сформированности моторики рук определялся исследованием:
— возможности выполнения последовательных движений пальцами правой и левой руки;
— возможности выполнения одновременных движений обеих рук;
— нанизыванием бус на нить,
Уровень сформированности артикуляторной моторики определялся исследованием:
— движений челюсти, губ, языка;
— возможности переключения с одного артикуляционного движения на другое;
— выполнения одновременного ряда артикуляторных движений.
Степень сформированности мимической мускулатуры определяется исследованием:
— движений лба,
— движений глаз;
— формирование определенных мимических (эмоциональных) поз.
Для определения уровня сформированности развития нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией была использована система оценок со значениями от 1 до 4 баллов:
4 балла — ребенок правильно выполнил задания;
3 балла — ребенок выполнил задание не в полном объеме;
2 балла — ребенок выполнил задание с несколькими неточностями;
1 балл — ребенок не выполнил задание.
Согласно процедуре исследования дошкольникам предлагались моторные пробы, которые предъявлялись в виде словесной инструкции и показа. Задания преподносились в игровой форме, что способствовало положительной мотивации во время обследования, каждое движение повторялось три раза.
Диагностические тесты проводились с каждым ребенком индивидуально. Результаты выполнения заданий были отражены в протоколе.
Таким образом, в ходе исследования была проведена диагностика уровней развития нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией и с нормативным речевым развитием.
Обобщив и проанализировав полученные результаты, можно сделать выводы, что у всех детей и экспериментальной группы, и группы сравнительного анализа присутствуют трудности в развитии развития нейромоторных функций.
Однако у детей из ГСА наблюдались не значительные трудности. Они выполняли задания с удовольствием. Их движения были более четкими, динамичными, скоординированными. Дошкольники были более внимательными, заинтересованными, эмоциональными, менее истощаемые. Им редко требовалось дополнительное объяснение инструкции.
Дети из ЭГ, несмотря на то, что получали не один год коррекционно-педагогическую помощь, все же имеют уровень развития нейромоторных функций ниже, чем у детей из ГСА.
У двоих детей (Максим и Ярослав) в ходе диагностики были выявлены отклонения в строении артикуляционного аппарата — укороченная подъязычная связка (уздечка). А также у одного ребенка (Николай) отмечалось нарушение активности и внимания.
У детей из группы сравнительного анализа отмечались своеобразные особенности развития общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики, мимики, которые в целом соответствуют теоретическому анализу психолого-педагогической характеристики детей со стёртой дизартрией.
Общая моторика детей со стёртой дизартрией отличалась более неуклюжими и замедленными движениями. Дети испытывали трудности удержания позы, переключаемости. У них нарушена координация, трудности в пространственной организации движений. Дети затруднялись в выполнении заданий по словесной инструкции.
Функциональные возможности кистей и пальцев рук также ограничены, отмечалась моторная неловкость, напряженность. Затруднения у детей вызывала смена действия рук и одновременное выполнение действия двумя руками. Нарушены темп и амплитуда выполнения движений.
У большинства детей из ЭГ присутствуют нарушения тонуса мышц артикуляционного аппарата.
Выявлены трудности движения губ, челюсти и языка, проявляющиеся в снижении объема, точности и силы артикуляционных движений. Трудности в удержании позы и подъеме языка, переключении с одного движения на другое. Некоторые дети пытались найти нужное положение языка, что говорит об определённой недостаточности динамической и кинестетической основы движений. Наличие синкинезий и девиации языка.
У дошкольников со стёртой дизартрией уровень сформированности произвольной мимической моторики так же низкий. При обследовании, у детей выявлены затруднения удержания позы, напряжение либо вялость, неуверенность выполнения задания. Наличие синкинезий. Для нескольких детей, некоторые мимические позы были недоступны.
Таким образом, недостаточная сформированность нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией обусловливает необходимость разработки методических рекомендаций по развитию навыков: общей моторики, мелкой ручной моторики, артикуляторной моторики и произвольной мимической моторики.
Подведем итог констатирующего исследования:
— нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Из них 10 детей с нормативным речевым развитием — группа сравнительного анализа (ГСА). И 10 детей со структурой речевого дефекта: ОНР 3; (3–4) уровень речевого развития со стёртой дизартрией — экспериментальная группа (ЭГ);
— была составлена комплексная методика обследования, для выявления особенностей развития нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией. В нее вошло исследование: общей моторики; исследование функциональных возможностей кистей и пальцев рук; исследование тонких дифференцированных артикуляционных движений; исследование мимической мускулатуры;
— исследование общей моторики показало, что дети со стёртой дизартрией отличались от детей из ГСА более неуклюжими и замедленными движениями, трудностями удержания позы, переключаемости, нарушением координации. У детей из ГСА присутствовали не значительные трудности. Их движения были более четкими, динамичными и скоординированными;
— исследование мелкой моторики кистей и пальцев рук показало, что у детей со стёртой дизартрией движения ограничены, отмечается моторная неловкость, напряженность. Затруднения в переключении и удержании моторной программы, синкинезии. Дети из ГСА, напротив, справлялись с заданиями быстро и без особых усилий. У них в отличие от детей из ЭГ, наблюдались единичные незначительные ошибки, единичные сбивания с моторной программы, которые устранялись детьми самостоятельно;
— исследование артикуляционной моторики показало, что у детей из ЭГ она находится на низком уровне. У детей нарушен тонус мышц артикуляционного аппарата. Снижены объем, точность и сила артикуляционных движений. Трудности в удержании позы и переключении. Наличие синкинезий и девиации языка. У детей из ГСА уровень артикуляционной моторики сформирован выше среднего. Дети в основном правильно выполняли задания, их движения были достаточной силы и объема, без напряжения;
— исследование сформированности произвольной мимической моторики, так же показало, что у детей со стёртой дизартрией мимика на низком уровне. У детей выявлены затруднения удержания позы, напряжение либо вялость, неуверенность выполнения задания, нечеткое выполнение мимических поз, наличие синкинезий. У детей из ГСА мимика живая, ненапряженная, разнообразная. Не значительные трудности возникли лишь у нескольких детей, во время упражнений на переключение, у некоторых наблюдались наличие синкинезий;
— изучив развитие нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией и на основании полученных данных, детям будут предложены методические рекомендации по коррекционно-развивающей работе, для развития нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией
Литература:
- Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности./Н. А. Бернштейн. — М., 2013. — 349 с.
- Бехтерев, В.М. психология и педагогика. избранные труды — Юрайт, 2016. — 249 c.
- Бондаревский, Е. Я. [Электронный ресурс] Исследование функции равновесия у школьников и пути ее совершенствования в процессе физического воспитания, Автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата пед. наук URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01005980640 (дата обращения 09. 12. 2023)
- Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи./Г. А. Волкова. — М.: Детство — Пресс, 2015–144 с.
- Гуревич, М. О. Психомоторика: в 2 т./ М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий. — М., 2014. –Т. 1. — 342 с.
- Дудьев, В. П. Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья учебное пособие / В. П. Дудьев. — Барнаул: Алт ГПУ, 2020. — 360 с.
- Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений: избранные психологические труды, том 2 / А. В. Запорожец. — Москва: Педагогика, 2019. — 296 с.
- Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. / М. М. Кольцова — М.: Педагогика, 2015. — 143 с.
- Лопатина, Л.В. [Электронный ресурс] Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения URL:https://logoped18.ru/literatura-po-logopedii/literatura/priyemy-obsledovaniya-doshkolnikov-so-stertoy-formoy.doc (дата обращения 14. 09. 2023)
- Павлов, И. П. Рефлекс свободы. — СПб.: Питер, 2021. — 432 с.
- Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга. [Текст] / И. М. Сеченов // Избранные произведения. — М., 2010. — 215 с.