В данной статье описано экспериментальное изучение особенностей фонетической и просодической сторон речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Ключевые слова: просодическая сторона речи, фонетическая сторона речи, общее недоразвитие речи, стёртая форма дизартрии, дошкольный возраст.
На сегодняшний день вопрос развития детской речи является актуальным, так как речевое общение — это не только обмен информацией, но и мощный механизм, который формирует нашу психику и позволяет управлять своим поведением.
Фонематическая и просодическая стороны речи являются важнейшими предпосылками формирования коммуникативной компетентности. Именно они позволяют ребенку успешно взаимодействовать со сверстниками и педагогами, выражая свои мысли ясно и лаконично, удовлетворяя интеллектуальные и эмоциональные потребности [1].
Дети с общим недоразвитием речи не только путают грамматические формы, но и испытывают трудности с пониманием интонации. Им сложно переформулировать повествовательные предложения в вопросительные, читать разные типы предложений и выделять отдельные слова с помощью интонации [2].
У детей с общим недоразвитием речи III уровня, осложненным стертой дизартрией, часто наблюдаются фонетико-фонематические нарушения, которые являются ключевыми в структуре речевого дефекта: стойкие нарушения звукопроизношения: трудно поддаются коррекции, создавая сложности при диагностике и лечении; вторичные нарушения: нарушения произношения негативно влияют на развитие других сторон речи, таких как фонематика, лексика и грамматика; сложности в обучении: в школьном возрасте эти нарушения препятствуют успешному обучению, вызывая ошибки при письме и чтении [5].
Проблеме исследования фонетической и просодической сторон речи посвящены многочисленные работы отечественных учёных, таких как: Брызгунова Е. А., Колпачевская Л. А., Лазаренко О. И., Лопатина Л. В., Позднякова Л. А., Сорокина Т. А., Черемисина-Ениколопова Н. В. и других, которые под интонацией понимают совокупность всех компонентов звучащей речи: тембра, темпа, силы, мелодики речи. А также важную роль играет и фонематический слух, который является основой для правильного произношения звуков и в целом развития речи, базируется на способности слышать, распознавать и различать звуки речи. У детей с общим недоразвитием речи III уровня, осложненным стертой дизартрией, проблемы с произношением звуков мешают развитию способности различать звуки (фонематический слух). А недоразвитие фонематического слуха, в свою очередь, затрудняет коррекцию произношения [3]. Произношение звуков часто бывает более четким в сильных позициях, таких как ударный слог, начало слова, короткие слова и слова с простой структурой. Качество произношения может ухудшаться в слабых позициях, например, в безударных слогах, в длинных словах, в словах со сложной структурой и в длинных фразах [4]. Детям сложно произносить слова со стечением согласных. В таких случаях они могут опускать один из согласных. Также могут возникать трудности с переключением с одного артикуляционного уклада на другой, что приводит к нарушению слоговой структуры слова. Все названные элементы взаимосвязаны между собой и находятся в постоянном единстве, являются «своеобразной» оболочкой речи, благодаря которой она становится более красочной, понятной, ясной.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ — детский сад № 35 города Орла, в исследовании принимали участие дети двух параллельных групп: 10 детей входило в экспериментальную группу и 10 детей — контрольную группу. Для выявления уровня сформированности использовалась методика В. М. Акименко «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями».
Данная методика позволяла выявить уровень сформированности фонетической и просодической сторон речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня со стёртой формой дизартрии, а так же определить их особенности. Обследовались: звукопроизношение, артикуляционная моторика, строение артикуляционного аппарата, фонематическое восприятие, динамическая организация артикуляционного аппарата, мимическая мускулатура, просодические компоненты речи, дыхательные и голосовые функции.
Результаты выполнения заданий оценивались по пятибальной шкале: 1 балл — первый (низкий) уровень, 2 балла — второй (ниже среднего) уровень; 3 балла — третий (средний) уровень, 4 балла — четвёртый (выше среднего) уровень, 5 баллов — пятый (высокий) уровень.
Рассмотрим результаты обследования звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня со стёртой формой дизартрии. У большинства детей (70 %) наблюдалось нарушение произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков в словах, которые заменялись на другие, что соответствует третьему (среднему) уровню. Гласные звуки и остальные согласные — дети артикулируют правильно. Отсутствуют синкинезии, гиперкинезы мимических и лицевых мышц. Низкий (первый) уровень имеют 20 % детей: нарушены свистящие, шипящие, сонорные, заднеязычные и гласные звуки. Они искажаются и заменяются, а также наблюдались гиперкинезы лицевых мышц во время артикуляции. У одного ребёнка (10 %) — Артёма У., был выявлен четвёртый (выше среднего) уровень произношения, отмечалось нарушение звуков: [ш], [ж], [щ], [л], [ль], [р], [рь], [тр], они отсутствовали в речи ребёнка. Гласные звуки и остальные согласные звуки ребёнок произносил правильно, отсутствуют синкинезии, гиперкинезы лицевых и мимических мышц. Высокого уровня звукопроизношения выявлено не было.
Рассмотрим результаты обследования звукопроизношения у детей с нормальным речевым развитием. У большинства детей (60 %) был выявлен пятый (высокий) уровень звукопроизношения. Дети все звуки произносили правильно, отсутствовали синкинезии, гиперкинезы лицевых и мимических мышц во время произнесения звуков и повторения слов. У четырёх детей (40 %) был выявлен четвёртый (выше среднего) уровень звукопроизношения. Отмечалось нарушение звуков: [л], [ль], [р], [рь], [тр]. Обнаружены замены звуков. Гласные звуки и остальные согласные ребёнок артикулирует правильно.
Рассмотрим результаты обследования артикуляционной моторики детей с общим недоразвитием речи III уровня со стёртой формой дизартрии. У всех детей (100 %) был выявлен второй (ниже среднего) уровень нарушения. При исследованиях наблюдались: неполный объём движений и замедленный темп, отсутствие последовательности движений, вялый тонус мускулатуры, отмечаются сопутствующие насильственные движения, саливация и недостаточность удержания артикуляционной позы.
Рассмотрим результаты обследования артикуляционной моторики у детей с нормальным речевым развитием. У всех детей (100 %) был выявлен пятый (высокий) уровень. Наблюдались активные движения артикуляционного аппарата, полный объём движений, нормальный тонус мускулатуры, точные движения, отсутствие сопутствующих движений — полностью сформированная артикуляционная моторика.
Рассмотрим результаты обследования строения артикуляционного аппарата у детей с общим недоразвитием речи III уровня со стёртой формой дизартрии. У всех (100 %) детей был выявлен третий (средний уровень нарушения. Наблюдаются негрубые отклонения в строении артикуляционного аппарата (редкие или гигантские зубы, мясистый язык).
Рассмотрим результаты обследования строения артикуляционного аппарата детей с нормальным речевым развитием. У всех (100 %) детей был выявлен пятый (высокий) уровень. Обнаружено, что у детей нет нарушений в строении артикуляционного аппарата.
Рассмотрим результаты обследования фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи III уровня со стёртой формой дизартрии. У всех (100 %) детей был выявлен второй (ниже среднего) уровень нарушения. Фонематическое восприятие не сформировано, были допущены ошибки в заданиях на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. Детям сложно определить наличие звука в слове и количество звуков в слове, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, а также отобрать картинки, названия которых начинаются на определенный звук, фонематический слух нарушен.
Рассмотрим результаты обследования фонематического восприятия у детей с нормальным речевым развитием. У большинства детей (40 %) был выявлен четвёртый (выше среднего) уровень нарушения, это говорит о том, что у ребёнка фонематическое восприятие сформировано не полностью. Были допущены ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. Детям было сложно определить заданный звук в слове и их количество. Фонематический слух не нарушен. У остальных (60 %) детей был выявлен пятый (высокий) уровень нарушения, — полностью сформировано фонематическое восприятие.
Рассмотрим результаты обследования динамической организации артикуляционного аппарата в процессе речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня со стёртой формой дизартрии. У всех (100 %) детей был выявлен второй (ниже среднего) уровень нарушения. Наблюдался поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, дети не могли переключаться с одного звука на другой, с одной артикуляционной позы на другую, а также не умели переключаться между артикуляциями.
Рассмотрим результаты обследования детей с нормальным речевым развитием. У всех (100 %) детей выявлен пятый (высокий) уровень. Дети выполняли движения в полном объёме, умели переключаться с одной артикуляционной позы на другую, а также между звуковыми рядами.
Рассмотрим результаты обследования мимической мускулатуры у детей с общим недоразвитием речи III уровня со стёртой формой дизартрии. У половины (50 %) был выявлен первый (низкий) уровень нарушения. При выполнении заданий наблюдалась нечёткость мимической картины, ограниченность объёма движений, саливация, а также невыполнение движений. У остальных (50 %) детей — второй (ниже среднего) уровень нарушения. У детей возникали трудности с выполнением заданий, саливация.
Рассмотрим результаты обследования мимической мускулатуры у детей с нормальным речевым развитием. У большинства (60 %) детей был выявлен пятый (высокий) уровень. Сложностей при выполнении заданий обнаружено не было, мимическая мускулатура сформирована полностью. У остальных (40 %) детей — четвёртый (выше среднего) уровень. Возникали трудности с выполнением заданий, прослеживалась нечёткая мимическая картина.
Рассмотрим результаты обследования просодических компонентов речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня со стёртой формой дизартрии. У большинства (70 %) детей выявлен второй (ниже среднего) уровень нарушения. У детей наблюдались замедленный, реже ускоренный, темп речи, затруднения в расстановке логического ударения в речевом материале любой сложности. У некоторых (30 %) детей был выявлен третий (средний) уровень нарушения. Прослеживались трудности с расстановкой логического ударения.
Рассмотрим результаты обследования детей с нормальным речевым развитием. У половины (50 %) детей выявлен пятый (высокий) уровень, никаких трудностей при выполнении заданий не возникало. У остальных (50 %) детей выявлен четвёртый (выше среднего) уровень нарушения, возникали трудности с расстановкой логического ударения в сложном речевом материале и ускоренный темп речи.
Рассмотрим результаты обследования дыхательной и голосовой функции у детей с общим недоразвитием речи III уровня со стёртой формой дизартрии. У большинства (40 %) детей выявлен третий (средний) уровень нарушения. Наблюдалась выраженная саливация, отсутствие регуляции силы голоса. У некоторых (40 %) детей был выявлен первый (низкий) уровень речевого нарушения. Дети не регулировали силу, диапазон, выразительность голоса, а также была выражена саливация. У части (20 %) детей — второй (ниже среднего) уровень нарушения. Количество слов на выдохе было меньше нормы, отсутствовала регуляция голоса по высоте, силе. Преобладало диафрагмальное дыхание.
Рассмотрим результаты обследования детей с нормальным речевым развитием. У большинства (70 %) детей был выявлен пятый (высокий) уровень. Наблюдалось правильное и точное выполнение заданий, дети регулировали силу голоса, саливация отсутствовала. У остальных детей (30 %) — четвёртый (выше среднего) уровень нарушения. Было обнаружено отсутствие регуляции силы голоса, а также задание на исследование речевого дыхания было выполнено с ошибками.
Таким образом, дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня со стёртой формой дизартрии демонстрируют следующие особенности фонетической стороны речи: недоразвитие фонематического слуха (затруднения в различении звуков); нарушение артикуляции звуков (проблемы с произношением свистящих и шипящих звуков (реже встречаются нарушения [р], [л])); трудности в различении акустически близких звуков.
Просодическая сторона речи у детей с данной категорией нарушений характеризуется следующими особенностями: недостаточная громкость и узкий динамический диапазон; несоответствие высоты голоса и невыраженность модуляций; изменение тембра голоса, монотонность, невыразительность; обедненность и однообразие интонаций; трудности в восприятии и воспроизведении различных интонационных конструкций; потеря целостности сообщения; трудности в расстановке логических ударений; нарушения восприятия ударно-безударной позиции и пауз ритмического рисунка; затруднения в синтагматическом членении; выделение интонационного центра; сложности в понимании и выражении эмоционально-смыслового высказывания.
Литература:
- Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Академия, 2009. — 400 с.
- Копачевская, Л. А. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями /Автореф.канд.пед.наук. — М., 2000. — 16 с.
- Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. — М., 2004
- Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. Профессора Т. Б. Филичевой. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. — 28 с. (Практическая логопедия.)
- Худенко Е. Кириллова Е. Система по этапного формирование и коррекции фонетико-фонематического восприятия. // Развитие и коррекция. 1999. -№ 6. С. 27–33