Особенности формирования орального и артикуляционного праксиса у дошкольников с легкой степенью дизартрии
Автор: Ануфриева Ксения Ильинична
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 27.11.2019
Статья просмотрена: 15013 раз
Библиографическое описание:
Ануфриева, К. И. Особенности формирования орального и артикуляционного праксиса у дошкольников с легкой степенью дизартрии / К. И. Ануфриева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15474/ (дата обращения: 16.12.2024).
При формировании речи играют роль два вида праксиса: оральный и артикуляционный. У детей с легкой степенью дизартрии существуют особенности их формирования в онтогенезе. При коррекционной работе с детьми, имеющими легкую степень дизартрии важно учитывать и включать в работу формирование орального и артикуляционного праксиса.
Ключевые слова: дизартрия, кинетический праксис, кинестетический праксис, оральный праксис, артикуляционный праксис.
По мнению Е. Ф. Архиповой [1] — в старших и подготовительных к школе группах ДОУ от 40 до 60 % детей имеют отклонения в речевом развитии. Дизартрия находится среди самых распространённых нарушений речи. При дизартрии нарушены общая моторика, а также и другие процессы моторной реализации речевой деятельности: голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи, а также мелкая и артикуляционная моторика.
Н. А. Бернштейн [2] разработал теорию организации движений и отнес речь к высшему уровню организации движений.
Все наши произвольные движения имеют название — праксические движений. Термин праксис обозначает практическое (предметное) действие.
Учение о праксисе и его нарушениях — апраксии — было создано немецким неврологом К. Липманном, который развил и уточнил положения, выдвинутые еще неврологом К. Вернике, впервые описавшим моторную афазию и введшим ее в науку.
А. Р. Лурия [3], основываясь на учении К Липманна о праксисе и апраксии, существенным образом развил его. Он разделил все праксические действия на кинестетические (чувствительные) и кинетические (двигательные), постулируя таким образом наличие двух видов праксиса — кинестетического и кинетического. Кинестетический праксис А. Р. Лурия обозначил как афферентный, а кинетический — как эфферентный. Это уточнило понимание праксиса — как одной из высших психических функций, и апраксии — как его патологии.
К речи можно отнести два вида праксиса.
Оральный праксис. К движениям орального праксиса относится умение по заданию подуть, поцокать, пощёлкать языком, надуть щеки и прочее.
Наиболее сложный из всех видов праксиса — артикуляционный, т. е. способность произносить звуки речи и их серии (слова).
Выше было сказано, что А. Р. Лурия [4] выделил афферентный и эфферентный виды артикуляционного праксиса.
Афферентный артикуляционный праксис — это способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляционные уклады (позы), которые часто называют также речевыми кинестезиями или артикулемами.
Эфферентный артикуляционный праксис — это способность произносить серии звуков речи. Эфферентный артикуляционный праксис принципиально отличается от афферентного тем, что требует способности совершать переключения с одной артикуляционной позы на другую.
Нами было проведено исследование, направленное на изучение сформированности орального и артикуляционного праксиса у детей с легкой степенью дизартрии. В связи с этим цель констатирующего этапа исследования состояла в том, чтобы выявить специфику и типичные проявления орального и артикуляторного праксиса у детей с легкой степенью дизартрии.
Комплексная методика экспериментального исследования включала два блока заданий.
– Задания первого блока были направлены на выявления сформированности орального кинестетического и кинетического праксиса.
– Второй блок направлен на исследование особенностей формирования артикуляционного кинестетического и кинетического праксиса.
Выводы:
- Уровень сформированности орального праксиса выше. Чем уровень сформированности артикуляторного.
- Уровень сформированности кинестетического праксиса выше, чем уровень сформированности кинетического праксиса.
Количественное сравнение представлено в таблице 1.
Таблица 1
Состояние праксиса извукопроизношения.
|
Оральный кинестетический |
Оральный кинетический |
Артикуляционный кинестетический |
Артикуляционный кинетический |
Состояние звукопроизношения |
Высокий уровень, % |
38 |
46 |
42 |
34 |
26 |
Средний уровень, % |
36 |
28 |
26 |
18 |
58 |
Низкий уровень, % |
26 |
26 |
32 |
48 |
26 |
В результате проведенного экспериментального исследования состояния орального и артикуляционного праксиса у детей с легкой степенью дизартрии, были выявлены нарушения их сформированности. Это обусловило необходимость поиска путей и методов коррекционно-логопедической работы с детьми с легкой степенью дизартрии.
Нами было разработана организационно-содержательная модель коррекционно-логопедической работы.
Основной формой организации коррекционно-логопедической работы являются индивидуальные занятия, продолжительностью 20 минут.
Логопедические занятия проводятся 2–3 раза в неделю.
Дети были разделены на 2 подгруппы, по 25 человек.
С детьми первой, экспериментальной группы проводились занятия методике, описанной в данной работе.
С детьми второй, контрольной группы, проводились занятия по традиционным этапам работы с легкой степенью дизартрии.
Основными задачами логопедической работы с воспитанниками экспериментальной группы с легкой степенью дизартрии были:
- Развитие орального кинестетического праксиса.
- Развитие орального кинетического праксиса.
- Развитие артикуляционного кинестетического праксиса.
- Развитие артикуляционного кинетического праксиса.
- Формирование правильного звукопроизношения.
В соответствии с поставленными задачами были определены следующие этапы и направления работы:
I этап. Подготовительный.
Цель — формирование орального кинетического и кинестетического праксиса.
1. Развитие орального кинестетического праксиса.
Пример выполнения задания:
«Месим тесто».
Цель: развитие орального кинестетического праксиса языка.
Ход задания: ребенок оп инструкции педагога поднимает переднюю, заднюю и среднюю часть языка.
Инструкция: сегодня мы с тобой будем месить тесто, но будем его месить с закрытыми глазами. Тестом у нас с тобой будет язык. Вытащи язык и положи его на нижнюю губу. Теперь нужно замесить ту часть теста (языка), до которой дотронется моя палочка.
2. Развитие орального кинетического праксиса.
Пример задания:
«Качели».
Цель: развитие орального кинетического праксиса.
Ход задания: ребенок поднимает язык к верхним зубам и к опускает к нижним зубам.
Инструкция: сейчас твой язык будет кататься на качелях, поднимай его вверх и вниз.
II этап. Основной.
1. Развитие артикуляционного кинестетического праксиса.
Пример задания:
Цель: развитие артикуляционного кинестетического праксиса.
«Свисток».
Ход задания: ребенок произносит звук [с].
Инструкция: представь, что ты судья на игре. Прыгай по мячам и когда мяч будет стоять на красном кружке, то «свисти» в свисток, вот так [с-с-с].
2. Развитие артикуляционного кинестетического праксиса.
III этап. Заключительный.
1.Формирование правильного звукопроизношения.
На данном этапе идет традиционная работа по формированию звукопроизношения по стандартным этапам: постановка звука; автоматизация (изолированно, в слогах, словах, фразах, связной речи, в свободной речи); дифференциация звуков).
Обследование орального праксиса показало, что все дети повысили свои показатели. Важно отметить, что логопедическая работа по предложенной нами модели дала более высокие результаты, чем по традиционной. Результаты приведены на диаграмме № 1.
По результатам проверки орального кинестетического праксиса языка и губ, а также артикуляционного кинестетического праксиса языка — все дети получили высокие и средние баллы.
Рис. 1. Сравнительные результаты констатирующего и формирующего эксперимента
При этом 54 % детей преодолели нарушение произношения изолированно, в слогах и небольших фразах, при этом в свободной речи имеют неустоявшийся характер. А 34 % детей преодолели нарушения при изолированном произношении. 12 % детей не преодолели все нарушения звукопроизношения, это могло быть связано с нерегулярным посещением детского сада.
При этом у воспитанников экспериментальной группы были результаты выше, чем у воспитанников контрольной группы на
Итак, сравнение результатов выполнения заданий детьми с легкой степенью дизартрии экспериментальной группы до коррекционного обучения и после показало положительную динамику в преодолении нарушений орального и артикуляционного праксиса и подтвердило эффективность разработанной нами модели оказания логопедической помощи детям с легкой степенью дизартрии в ДОУ.
Литература:
- Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
- Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений / Под редакцией В. П. Зинченко. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 608 с.
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. — М.: МГУ, 1973 -374с.
- Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. -- М.: Изд-во Московского Университета, 1962.
Ключевые слова
дизартрия, кинетический праксис, кинестетический праксис, оральный праксис, артикуляционный праксисПохожие статьи
Фонетические и фонематические нарушения и их коррекция у детей со стертой дизартрией
В статье рассматриваются фонетические и фонематические нарушения и их коррекция у детей со стертой дизартрией. Это особенность дизартрии, в логопедии под стертой дизартрией подразумевается патология, при которой искажаются фонетические и просодически...
Психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с нарушением речевого развития
В данной статье рассматриваются психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с речевым дизонтогенезом. Описываются результаты исследования способности к самопрезентации у детей старшего дошкольного...
Система коррекционной логопедической работы при открытой ринолалии в дооперационный и послеоперационный периоды
В тексте статьи рассматривается понятие ринолалии как научного феномена и раскрываются особенности коррекционной работы при открытой ринолалии в до и послеоперационнй периоды.
Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с дизартрией
Высшие психические функции у нормотипичных детей и детей с дизартрией отличаются в своем развитии. У детей с дизартрией имеются отклонения, прежде всего в речевой и двигательной моторике. Данная статья посвящена изучению психолого-педагогических хара...
Особенности логопедической работы по развитию психомоторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассмотрены особенности психомоторики детей с ОНР, а также описывается проведенное исследование психомоторики детей с недоразвитием речи и с нормой речевого развития. Автором выдвигается предположение, что у дошкольников с ОНР наблюдаются ра...
Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе и дизонтогенезе
Формирование у младших школьников навыка чтения — одна из главных проблем в работе логопеда. Выбор и обоснование системы коррекционной работы предполагает анализ развития навыка чтения в онтогенезе и дизонтогенезе, рассмотрение вопросов нарушения и к...
Использование элементов мнемотехники в процессе формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня
В статье раскрываются возможности применения элементов мнемотехники в формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Соматический и неврологический статус детей с аутизмом
У детей с аутизмом выявлено сочетание нескольких факторов анте- и перинатального риска. В структуре соматической патологии у детей с аутизмом значимо чаще диагностируются заболевания ЖКТ, аллерго- и иммунопатология. Нарушения высших психических функц...
Психолого-физиологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
В данной статье раскрывается представление о психолого-физиологических основах развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиционной техники квиллин...
Похожие статьи
Фонетические и фонематические нарушения и их коррекция у детей со стертой дизартрией
В статье рассматриваются фонетические и фонематические нарушения и их коррекция у детей со стертой дизартрией. Это особенность дизартрии, в логопедии под стертой дизартрией подразумевается патология, при которой искажаются фонетические и просодически...
Психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с нарушением речевого развития
В данной статье рассматриваются психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с речевым дизонтогенезом. Описываются результаты исследования способности к самопрезентации у детей старшего дошкольного...
Система коррекционной логопедической работы при открытой ринолалии в дооперационный и послеоперационный периоды
В тексте статьи рассматривается понятие ринолалии как научного феномена и раскрываются особенности коррекционной работы при открытой ринолалии в до и послеоперационнй периоды.
Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с дизартрией
Высшие психические функции у нормотипичных детей и детей с дизартрией отличаются в своем развитии. У детей с дизартрией имеются отклонения, прежде всего в речевой и двигательной моторике. Данная статья посвящена изучению психолого-педагогических хара...
Особенности логопедической работы по развитию психомоторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассмотрены особенности психомоторики детей с ОНР, а также описывается проведенное исследование психомоторики детей с недоразвитием речи и с нормой речевого развития. Автором выдвигается предположение, что у дошкольников с ОНР наблюдаются ра...
Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе и дизонтогенезе
Формирование у младших школьников навыка чтения — одна из главных проблем в работе логопеда. Выбор и обоснование системы коррекционной работы предполагает анализ развития навыка чтения в онтогенезе и дизонтогенезе, рассмотрение вопросов нарушения и к...
Использование элементов мнемотехники в процессе формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня
В статье раскрываются возможности применения элементов мнемотехники в формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Соматический и неврологический статус детей с аутизмом
У детей с аутизмом выявлено сочетание нескольких факторов анте- и перинатального риска. В структуре соматической патологии у детей с аутизмом значимо чаще диагностируются заболевания ЖКТ, аллерго- и иммунопатология. Нарушения высших психических функц...
Психолого-физиологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
В данной статье раскрывается представление о психолого-физиологических основах развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиционной техники квиллин...