Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (448) январь 2023 г.

Дата публикации: 06.01.2023

Статья просмотрена: 457 раз

Библиографическое описание:

Лагутина, А. М. Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией / А. М. Лагутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98620/ (дата обращения: 23.12.2024).



Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Ключевые слова: дошкольный возраст, ребенок, дизартрия, отсутствие звуков, нарушение артикуляционной моторики.

Актуальность. В связи с увеличением числа детей, страдающих речевыми расстройствами, в частности дизартрией, возникает необходимость более глубокого рассмотрения не только специфики нарушения звукопроизношения, но сочетанных психологических проблем, выявляемых у дошкольников. Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры [2, с. 673].

Наиболее часто встречающаяся форма дизартрии — псевдобульбарная, которая является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга.

Цель статьи — описать психолого-педагогические особенности дошкольников с дизартрией.

Задачи:

  1. Дать характеристику нормального развития детей дошкольного возраста.
  2. Охарактеризовать психологические особенности дошкольников, страдающих дизартрией.

В период дошкольного детства формируется психическое и личностное становление ребенка. Дошкольный период развития отечественные психологи и педагоги разделяют на 3 возрастных этапа: 1- младший дошкольный возраст, который длится с 3 до 4 лет; 2- средний — от 4 до 5 лет; 3- старший — с 5 до 7 лет [5, с. 68].

В дошкольном возрасте растет познавательная активность. Начинает развиваться логическое и наглядное мышление, восприятие. В период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование воли. Изменяется место ребенка в системе отношений, происходит идентификация с людьми. Протекает это через усвоение ребенком нравственных представлений и форм поведения [2, с.162].

Как отмечал Эльконин Д. Б., сюжетно-ролевая игра, имеет важное значение для психического развития ребенка. Потому как главенствующим мотивом деятельности ребенка является желание войти во взрослую жизнь, познавать мир человеческих взаимоотношений [6, с. 213].

Ссылаясь на мнение ученых, можно отметить, что переход к старшему дошкольному возрасту знаменуется преобразованием мотивационно-потребностной сферы. Формируется осознание мотивов, которые предстают в виде обобщенных намерений. Происходит первоначальное формирование представлений ребенка о моральных чувствах и этических нормах. К концу дошкольного возраста ребенок способен на совершение поступков, исходя из желаний и потребностей другого человека, на проявление заботы и оказание помощи.

Развитие произвольного поведения происходит в процессе игры с определенными правилами. К концу периода дошкольного возраста ребенок способен управлять своим поведением, поступками. Эльконин Д. Б. связывал это с подчинением своего поведения образцу, например, оценке взрослого. Далее произвольность продолжает свое развитие в школьном возрасте, при переходе к систематическому обучению [6, с.220].

Также в дошкольном возрасте закладываются основы трудовой деятельности. Это является следствием развития продуктивных видов активности, таких как лепка, рисование и конструирование. Важную роль приобретает общение со сверстниками, которое приходит на смену общения ребенка и взрослого.

Дошкольный период наиболее благоприятен для развития восприятия. Так, по мнению Запорожца А. В., сенситивен этот период по тому, что под влиянием творческой деятельности у ребенка складываются наиболее сложные виды перцептивных и интеллектуальных действий по анализу объектов восприятия [7, с.6].

Постепенно ведущую роль в структуре познавательных процессов старшего дошкольника начинает занимать мышление: развитие идет от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце, к словесному мышлению [3, с.203].

По словам Гвоздева А. Н., становление мышления оказывает положительное влияние на развитие речевой деятельности дошкольника. В старшем дошкольном возрасте речь из ситуативной становится контекстной. Развивается такая функция речи, как регулирующая, оказывающая влияние на поведение ребенка. Совершенствуется звукопроизношение, преодолеваются имеющиеся дефекты, ребенок овладевает звуковым анализом. Изменяется смысловая сторона речи, формируется ее связность, пополняется словарный запас, происходит овладение монологом. Формируется способность к обобщению и классификации, что происходит на основе активного и сознательного использования словарного запаса производных слов. К примеру, животные делятся на диких и домашних [4, с. 74].

Игровые интересы сменяются социально значимыми: учебой, трудом. На седьмом году жизни ребенка наступает кризис, сопровождающийся поступлением в школу. Если ранее между поведением и желаниями ребенка не было почти никакой разницы, то сейчас у ребенка возникает дифференциация между внешней и внутренней сторонами личности [3, с.266].

Несмотря на то, что на поверхности — негативные проявления кризиса, сущность периода состоит в положительных изменениях, которые помогают ребенку переходить к новому возрастному этапу.

В трудах Левиной Р. Е., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. описаны психолого-педагогические характеристики детей, страдающих дизартрией . В работах отражено наличие у таких детей нарушений речевого и психомоторного развития. Также отмечают недостаточную сформированность процессов, которые тесным образом связаны с речевой деятельностью. Изменение мышечного тонуса, нарушенная координация движений у детей с дизартрией возникают, прежде всего, из-за отклонений в развитии премоторных зон коры головного мозга. Помимо этого, нарушения подобного характера присущи всей моторной сфере, в том числе и общей моторики, мелкой и артикуляционной.

По мнению Выготского Л. С., речь играет огромную роль в правильном становлении высших психических функций, что позволяет сформироваться их осознанности и произвольности. У ребят с расстройствами дизартрического характера наблюдаются нарушения в формировании ВПФ: памяти, внимания, восприятия, мышления. Отмечаются эмоциональная лабильность, недостаточная интеллектуальная работоспособность. Могут наблюдаться снижение мотивационно-потребностной сферы общения. Приводят к этому затруднения в речевой коммуникации, вследствие чего может нарушаться познавательная активность [3, с. 301].

Ученые выделяют ряд особенностей раннего речевого развития, присущих детям с дизартрией. У подавляющего большинства детей выявляется более позднее, в сравнении с нормой, развитие речи. К примеру, первые слова появляются в период от полутора до двух лет. Наблюдается замедленное накопление словарного запаса. Использовать фразовую речь ребенок с дизартрией начинает лишь с двух-трех лет. Нарушенная иннервация речедвигательных мышц обуславливает невнятную, нечеткую речь ребенка [9, с. 43].

Патология артикуляционного аппарата у детей с псевдобульбарной дизартрией чаще всего проявляется в вялости мимических мышц, трудностях при удержании артикуляционной позы. Появляются гиперкинезы в виде дрожания языка и голосовых связок, гиперсаливация во время речи. Звукопроизношение характеризуется различными нарушениями: смешения, искажения, замены или отсутствия звуков. Часто встречаются межзубное и боковое произношение. Также детям с дизартрией трудно произносить слова со сложной слоговой структурой, что приводит к упрощению звуконаполняемости слов.

Отсутствие звуков связано с несформированностью специфических речевых умений произвольно принимать позиции артикуляционных органов, необходимые для правильного произношения звуков. При произнесении слов с отсутствующим звуком, говорящий или пропускает его, или заменяет другим, правильно произносимым звуком. Ребенок не может произнести звук изолированно и, соответственно, пропускает его в слогах; словах, предложениях. Например: абота (работа), одка (лодка).

В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но не развит в полной мере навык различать некоторые позиции, т. е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков. Например: лыба (рыба), дада (дядя).

Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков. Например: С — межзубный, носовой, боковой; Л — межзубный, двугубный, горловой, носовой, боковой. Причинами искажения звука, как и их отсутствия, является недостаточная сформированность или нарушение артикуляционной моторики [2, с. 89].

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, которые образованы от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса «-изм». Выделяют — сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, гаммацизм, хитизм. В случаях, когда отмечается замена звука, к названию дефекта прибавляют приставку «-пара» — парасигматизм, параротацизм и т. д. [10, с. 34].

Также при дизартрии часто является нарушенной просодическая сторона речи. Интонационно-выразительная речевая окраска снижена, в голосе наблюдается назальный оттенок.

У детей с дизартрией могут проявляться нарушения лексико-грамматической стороны речи, характеризующиеся в структуре дефекта как вторичные. Большое количество детей могут иметь трудности в различении предлогов, в словообразовании, в различении и использовании приставочных глаголов.

Помимо вышеперечисленных нарушений могут проявляться и неречевые отклонения, среди них:

– общая моторная неловкость, быстрая утомляемость мышц при нагрузках, недостаточный объем активных движений.

– недостаточность мелкой моторики.

Быстрая истощаемость нервной системы также характерна для детей дошкольного возраста, страдающих дизартрией. Во время занятий ребенок старшего дошкольного возраста с дизартрией зачастую не способен подчинять свою деятельность контролю, имеет трудности в переключении с одной деятельности на другую [2, с.163].

Поражение периферической нервной системы при дизартрии приводит к нарушению организации произвольных и непроизвольных движений. Это также может приводить к снижению или отсутствию рефлексов, атрофии мышц, к снижению их тонуса. При поражениях ЦНС страдают в большей степени произвольные движения, проявляется мышечная гипертония, патологические рефлексы и синкинезия [9, с. 75].

Виды деятельности, наиболее характерные для дошкольного возраста, — ролевая игра, рисование, конструирование и так далее, формируют определенные моторные стереотипы. Недостаточный уровень сформированности общей моторики у детей с дизартрией отмечали в своих трудах Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Сложные движения вызывают особые трудности у таких детей.

Архипова Е. Ф. указывает на то, что моторные функции у детей, страдающих дизартрией, формируются в более поздний период. Затруднения вызывают манипуляции с ножницами, использование кисти при рисовании. Трудности возникают при создании аппликации [1, с. 104].

У дошкольников с дизартрией наблюдается недостаточность артикуляционной моторики. Стойкие нарушения фонетической стороны речи, состояние неречевых функций, психических процессов при дизартрии могут оказывать отрицательное влияние на формирование других сторон речи и затруднять процесс школьного обучения.

Литература:

  1. Архипова Е. Ф. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей. Питер: СПб: В. Секачев, 2017. 74 с.
  2. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических вузов. М.: ВЛАДОС, 3-е изд. 1998. 680 с.
  3. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
  4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-пресс, 2007. 108 с.
  5. Гребенников И. В., Л. В. Ковинько Л. В. Семейное воспитание: Краткий словарь. М.: Политиздат, 1990. 319 с.
  6. Журова Л. Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Сенсорное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 1963. 227 с.
  7. Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Балашов: Николаев, 2004. 68 с
  8. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии. Р. Е. Левина. М.: Просвещение, 1968. 367 с.
  9. Мартынова Р. И. О психолого-педагогических особенностях детей — дислаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса. М.: Просвещение, 1967. 120 с.
  10. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» М.: Просвещение, 1989. 223 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, дизартрия, артикуляционная моторика, нарушение, отсутствие звуков, дошкольное детство, общая моторика, познавательная активность, псевдобульбарная дизартрия.


Ключевые слова

ребёнок, дошкольный возраст, дизартрия, отсутствие звуков, нарушение артикуляционной моторики

Похожие статьи

Исследование особенностей фонематического слуха у дошкольников с дизартрией

В статье авторами приведены результаты исследования особенностей фонематического слуха у группы дошкольников с дизартрией.

Восприятие и речевое развитие дошкольников с косоглазием и амблиопией

Данная статья посвящена особенностям восприятия детей с функциональными нарушениями зрения. Особое внимание уделяется выявлению предпосылок возникновению речевых нарушений.

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Изучение особенностей развития нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией

В статье автор изучает особенности развития нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией.

Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Пути логопедической коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста

В статье подробно рассматриваются определение и пути коррекции дизартрии у младших школьников.

Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития

В статье представлен обзор некоторых из существующих подходов отечественных и зарубежных ученых к психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития.

Коррекция психосенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье автор исследует коррекцию психосенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Диспраксия у детей с ОВЗ

Статья рассматривает основные теоретические положения моторного развития детей с ОВЗ. Описывается понятие «диспраксия». Отмечается необходимость применения различных упражнений для поддержания и формирования двигательной активности детей.

Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией

В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.

Похожие статьи

Исследование особенностей фонематического слуха у дошкольников с дизартрией

В статье авторами приведены результаты исследования особенностей фонематического слуха у группы дошкольников с дизартрией.

Восприятие и речевое развитие дошкольников с косоглазием и амблиопией

Данная статья посвящена особенностям восприятия детей с функциональными нарушениями зрения. Особое внимание уделяется выявлению предпосылок возникновению речевых нарушений.

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Изучение особенностей развития нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией

В статье автор изучает особенности развития нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией.

Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Пути логопедической коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста

В статье подробно рассматриваются определение и пути коррекции дизартрии у младших школьников.

Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития

В статье представлен обзор некоторых из существующих подходов отечественных и зарубежных ученых к психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития.

Коррекция психосенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье автор исследует коррекцию психосенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Диспраксия у детей с ОВЗ

Статья рассматривает основные теоретические положения моторного развития детей с ОВЗ. Описывается понятие «диспраксия». Отмечается необходимость применения различных упражнений для поддержания и формирования двигательной активности детей.

Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией

В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.

Задать вопрос