Особенности проявления дизартрии при различных поражениях зон головного мозга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шелгунова, Н. Б. Особенности проявления дизартрии при различных поражениях зон головного мозга / Н. Б. Шелгунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43482/ (дата обращения: 25.12.2024).



Особенности проявления дизартрии при различных поражениях зон головного мозга

Шелгунова Нина Борисовна, магистрант

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова

В настоящее время дизартрия является одной из важных проблем логопедии и специальной психологии. Дизартрия является сложной речевой патологией, она интенсивно изучается в различных аспектах теоретическом и в практическом отечественной и мировой научной литературе.

Ключевые слова: дизартрия, нарушение речи

Currently, dysarthria is one of the important problems of speech therapy and special psychology. Dysarthria is a complex speech pathology, it is intensively studied in various aspects of theoretical and practical Russian and world scientific literature.

Keywords: dysarthria, speech impairment

В логопедии термин дизартрия обозначает расстройства фонетико-фонематической стороны речи, обусловленный последствиями органических поражений головного мозга. Этот термин, образуется от греческого dys-расстройство; arthoo- членораздельное произношение, в переводе означая «нечленораздельная речь» [2, c.384].

В отечественной логопедии дизартрию рассматривали как вид косноязычия. Исследователи проявляли интерес к дизартрии у детей, начиная с середины 20 века. В 1940 году статью, посвящённую дизартрии у детей с ДЦП, публикует К. Н. Виттроф. Существенный вклад в разработку проблемы диагностики и коррекции дизартрии у данной категории детей внесли: М. В. Ипполитова, О.В. Правдина, И.И Панченко, Е. М. Мастюкова, Е. Ф Архипова. Во второй половине 20 века учёные обращают внимание обращают свое внимание на дизартрию у детей, не страдающих ДЦП. Е. Ф. Соботович, Л. В. Мелихова, Р. И. Мартынова дают описание стёртой формы дизартрии и критерии её разграничения с дислалией. На протяжении всего 20 века разрабатывались методики логопедической диагностики и коррекции дизартрии. Г. Гуцман впервые предложил методику устранения дизартрии. Дифференцированные методики коррекции различных форм дизартрии были разработаны С. Лайнбаухом, Д. Атеном, Б. Берри и другими [4, с.27].

Причины дизартрии могут носить врождённый и приобретённый характер. У детей дизартрия чаще всего возникает в следствии перинатального воздействия на мозг. К ним относятся: генетические синдромы, включающие органическую патологию ЦНС; повреждение головного мозга плода, обусловленное интоксикацией, гипоксией, инфекционными и вирусными заболеваниями, аутоиммунными реакциями материнского организма, травмами. В натальном периоде факторами риска дизартрии являются родовые травмы и асфиксии плода. В раннем постнатальном периоде к дизартрии могут привести гемолитическая желтуха новорождённых, интоксикации, энцефалопатии) [1, c. 384].

Приобретённая дизартрия является следствием менингитов и энцефалитов, черепно-мозговых травм, нарушений мозгового кровообращения, опухолей головного мозга.

Дефекты произношения при дизартрии определяются нарушениями речевой моторики, в основе которых лежат характерные речевые расстройства:

– при повреждении корковых моторных отделов головного мозга — апраксия (потеря способности контролировать организацию движений в пространстве или времени);

– при повреждении пирамидного пути — параличи (центральные спастические и периферические вялые);

– при повреждении ствола- ригидность (резко выраженная спастичность), синкенезии (непроизвольные сопутствующие движения), оральные автоматизмы (непроизвольные сосательные, облизывающие движения, вытягивания губ, гримасничанье, смех, раданье, стон);

– при повреждении стриопалидарной системы — гиперкинезы, дистония мышц, дискоординация работы отделов речевого аппарата, трудности автоматизации двигательных навыков;

– при повреждении мозжечка — атаксии (нарушения равновесия с характерной дисметрией движений), гипотонус мышц, трудности автоматизации движений [6, c.30-33]..

Симптомы дизартрии у разных людей могут быть представлены в различной степени. От полной неспособности к произношению (анартрии) до минимальных расстройств звукопроизношения и просодики (стёртой дизартрии) [5, c. 512-517].

В нашей стране признание получила топическая классификация приобретённой дизартрии Е. Н. Винарской. В этой классификации клинические формы дизартрии определяются в соответствии с локализацией очага поражения в двигательной системе. В классификации выделяют бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую и корковые формы дизартрии [3, c.280-303]. .

Бульбарная форма дизартрии обусловлена поражением ядер, корешков или переферических стволов черепно- мозговых нервов, находящихся в продолговатом мозге. При таких поражениях развиваются вялые параличи мышц речевых органов, приводящие к потере любых движений — произвольных и непроизвольных. Так как поражение может носить очаговый характер, следовательно, из акта произношения исключаются те или иные мышцы. Такие поражения могут быть односторонними или двусторонними. Ограничение движения мышц приводит к стойким расстройствам звукопроизношения. При наиболее выраженных расстройствах человек может произносить 2-3 звука. Кроме того, при дизартрии в речи больных проявляются дополнительные призвуки, вызванные нарушением регуляции слюноотделения, дополнительным мышечным напряжением в тех отделах, где движения возможны. В связи с этим внятная речь страдает пропорционально тяжести и распространённости параличей и парезов в оральной области [1, c.385-390]. .

Псевдобульбарная форма дизартрия возникает при поражении пирамидных путей от коры до продолговатого мозга. Для такой локализации поражения характерны спастические параличи с нарушение управления произвольными движениями. Высокоавтоматизированные движения, регулируемые на подкорковом уровне, сохраняются. В связи с этим в речи избирательно страдают сложные в артикуляционном отношении звуки, требуемые более точной дифференциации мышечных движений.

Экстрапирамидная форма дизартрии является следствием поражения экстрапирамидной системы. При этом нарушается управление мышечным тонусом. Возникают дистонии и наиболее характерные симптомы — гиперкинезы. Гиперкинезы проявляются в виде ритмичных сокращений мышц (хореический гиперкинез) и волнообразных движений (атетоидный гиперкинез). Гиперкинезы усиливаются при усложнении движений и повышении уровня его произвольности. Поэтому при экстрапирамидной дизартрии наблюдаются расстройства произношения и артикуляции сложных звуков и выраженные нарушение просодических компонентов речи. Произношение носит нервный характер, качество произношения существенно снижается при проявлении гиперкинеза. В связи с этим выражена дискоординация дыхательного, голосового, артикуляторного отделов. Пациент часто начинает произношение без подачи воздушной струи. Звук при этом не образуется, пациент вынужден предпринимать повторные попытки начала речи. Более ярко, чем в других формах, представлена «стволовая» симптоматика — синкинезии и оральные автоматизмы. Существенно страдает способность автоматизации движений т. е. Переход от умения правильно произносить звук к навыку.

Мозжечковая форма дизартрии возникает при поражении мозжечка. Характерным симптомом мозжечковой дисфунккции являются расстройства координации. Пациент часто не может рассчитать силу движения, в связи с чем движения в начальной фазе излишне активны, а конечной — недостаточны. Это проявляется в речи. Обычно начало речевого высказывания , а окончание — тихое. Расстройства просодики выражаются в неспособности подчинить речевой поток интонационным ударениям, речь приобретает послоговой, «скандированный характер». Симптомом поражения мозжечка является гипотонус, который наряду с координационными проблемами определяет избирательное поражение большую выраженность нарушений артикуляционно сложных звуков. Координация является важным элементом движения, обеспечивающей его автоматизацию. Дефецит координации приводит к выраженным затруднениям автоматизации поставленных звуков.

Корковые дизартрии — следствия поражения двигательных зон коры головного мозга. Для таких нарушений характерна дезорганизация сложных двигательных навыков. Иерархическая структура движения распадается, и все элементы, по сути, уравниваются. Соответственно локализация очага поражения корковые дизартрии разграничеваются на постцентральные и премоторные. Ведущим симптомом корковой двигательной дизартрии являются апраксии, т. е. потеря контроля за производством движенийсо стороны корковых анализаторов. В основе постцентральной корковой дизартрии лежит кинестетическая апраксия, проявляющееся в нарушении контроля за пространственной организацией движения. Для пациентов с кинестетической апраксией характерно неточное воспроизведение артикуляции. Так как слуховой контроль сохранен, пациент предпринимает повторные попытки правильного воспроизведения языковых единиц — « поиск» артикуляции. Ядром премоторной корковой дизартрии является кинетическая апраксия , т. е. потеря контроля за временной организацией движения. При этом нарушается плавность переключения от одних элементов движения к другим. Характерны персеверации — застраивания на отдельных элементах движения и повторные попытки плавного и слитного произношения [6, c.30-33]. .

При коррекционной работе необходимо учитывать все особенности каждой формы дизартрии, от её формы и проявлений зависит выбор коррекционного маршрута [7, c.248-263].

Литература:

  1. Бадалян Л.О., Невропатология : Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. — С 384-390.
  2. Визель Т.Г., Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. — М.: АСТ Астрель Транзиткнига, 2005.- С 384.
  3. Винарская Е.Н., ПулатовА.М. Дизартрия и задачи топической диагностики. — В кн.: Клиническая неврология (очерки). —Ташкент: Медицина, 1978, — С 280-303.
  4. Литвак Л.Б., Локально-диагностические особенности дизартрии и дис-фонии в неврологической клинике. — В кн.: Вопросы патологии речи, том XXXII (81), Харьков, 1959.- С 24-33.
  5. Лурия А.Р., Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — Изд. 3-е. — М.: Академический Проект, 2000. — С 512-517.
  6. Мастюкова Е.М. Дизартрия //Логопедия. — М., 1989-2002 — С 30-33.
  7. Никифоров А.С. Клиника поражения лимбико-ретикулярных структур. — В кн.: Клиническая неврология (очерки). — Ташкент: Медицина, 1978, с. 248-263.
Основные термины (генерируются автоматически): дизартрия, головной мозг, движение, кинестетическая апраксия, корковая дизартрия, коррекция дизартрии, локализация очага поражения, потеря контроля, продолговатый мозг, следствие поражения.


Ключевые слова

дизартрия, нарушение речи

Похожие статьи

Особенности мышления при локальных поражениях мозга

В статье рассматриваются особенности высшей психической функции мышления при различной локализации очагов поражения. Приведен анализ исследований различных авторов по проблеме нарушений при различных формах интеллектуальной деятельности. Но, тем не м...

Значимость дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии

В статье рассмотрены вопросы схожести симптоматики дислалии и стертой дизартрии и важности дифференциации данных нарушений речи.

Пути логопедической коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста

В статье подробно рассматриваются определение и пути коррекции дизартрии у младших школьников.

Особенности формирования ритмико-интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией

В статье рассмотрено понятие «ринолалия» и особенности формирования компонентов ритмико-интонационной стороны речи при данной речевой патологии, представлены этапы и направления коррекционно-развивающего обучения.

Бульбарная дизартрия с точки зрения неврологической симптоматики

В тексте статьи рассматривается понятие дизартрия как научного феномена и раскрываются особенности неврологической характеристики при бульбарной форме дизартрии пяти пар черепно-мозговых нервов.

Нейропсихологическое исследование пациентов с длительной посттравматической эпилепсией

Посттравматическая эпилепсия — это вариант симптоматической эпилепсии возникающей из-за черепно-мозговой травмы различной степени тяжести. В зависимости от степени тяжести ЧМТ риск развития посттравматической эпилепсией составляет 2- 53 %, среди кото...

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии

В данной статье рассматривается сущность и особенности такого дефекта звукопроизношения, как дизартрия. Рассмотрены характерные особенности дизартрии, её классификация. Проанализированы возможности развития речевого дыхания детей с дизартрией.

Паралингвистические средства коммуникации в системе восстановительного обучения пациентов с афазией в остром периоде инсульта

В настоящей статье предложен краткий обзор статистики заболеваемости инсультом, одна из распространенных периодизаций заболевания, освещены последствия заболевания, афазия, в частности, охарактеризован острый период Острого Нарушения Мозгового Кровоо...

Исследование особенностей фонематического слуха у дошкольников с дизартрией

В статье авторами приведены результаты исследования особенностей фонематического слуха у группы дошкольников с дизартрией.

Похожие статьи

Особенности мышления при локальных поражениях мозга

В статье рассматриваются особенности высшей психической функции мышления при различной локализации очагов поражения. Приведен анализ исследований различных авторов по проблеме нарушений при различных формах интеллектуальной деятельности. Но, тем не м...

Значимость дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии

В статье рассмотрены вопросы схожести симптоматики дислалии и стертой дизартрии и важности дифференциации данных нарушений речи.

Пути логопедической коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста

В статье подробно рассматриваются определение и пути коррекции дизартрии у младших школьников.

Особенности формирования ритмико-интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией

В статье рассмотрено понятие «ринолалия» и особенности формирования компонентов ритмико-интонационной стороны речи при данной речевой патологии, представлены этапы и направления коррекционно-развивающего обучения.

Бульбарная дизартрия с точки зрения неврологической симптоматики

В тексте статьи рассматривается понятие дизартрия как научного феномена и раскрываются особенности неврологической характеристики при бульбарной форме дизартрии пяти пар черепно-мозговых нервов.

Нейропсихологическое исследование пациентов с длительной посттравматической эпилепсией

Посттравматическая эпилепсия — это вариант симптоматической эпилепсии возникающей из-за черепно-мозговой травмы различной степени тяжести. В зависимости от степени тяжести ЧМТ риск развития посттравматической эпилепсией составляет 2- 53 %, среди кото...

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии

В данной статье рассматривается сущность и особенности такого дефекта звукопроизношения, как дизартрия. Рассмотрены характерные особенности дизартрии, её классификация. Проанализированы возможности развития речевого дыхания детей с дизартрией.

Паралингвистические средства коммуникации в системе восстановительного обучения пациентов с афазией в остром периоде инсульта

В настоящей статье предложен краткий обзор статистики заболеваемости инсультом, одна из распространенных периодизаций заболевания, освещены последствия заболевания, афазия, в частности, охарактеризован острый период Острого Нарушения Мозгового Кровоо...

Исследование особенностей фонематического слуха у дошкольников с дизартрией

В статье авторами приведены результаты исследования особенностей фонематического слуха у группы дошкольников с дизартрией.

Задать вопрос