Высшие психические функции у нормотипичных детей и детей с дизартрией отличаются в своем развитии. У детей с дизартрией имеются отклонения, прежде всего в речевой и двигательной моторике. Данная статья посвящена изучению психолого-педагогических характеристик детей дошкольного возраста с дизартрией. Цель статьи — описать психолого-педагогические особенности детей с дизартрией.
Ключевые слова : высшие психические функции, дизартрия, моторика, психолого-педагогическая характеристика.
Keywords: higher mental functions, dysarthria, motor skills, psychological and pedagogical characteristics.
Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией показана в работах Архиповой Е. Ф., Мастюковой Е. М., Соботович Е. Ф., Токаревой О. А., Лопатиной Л. В., Серебряковой Н. В. и др. Они подчеркивают, что у детей с дизартрией имеются отклонения, прежде всего в речевой и двигательной моторике.
У детей c дизартрией можно проследить двигательные расстройства, могут быть отклонения в ВПФ. Поэтому можно увидеть, что процессы, связанные с речевой деятельностью, у детей с дизартрией недостаточно сформированы. У них нарушена память, внимание, мышления, нарушены пальцевая и артикуляционная моторика.
При дизартрии страдает вся произносительная сторона речи. А речь ребенка с дизартрией характеризуется нечеткими, размытыми звуками произношения, его голос тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий, нарушается ритм дыхания, речь теряет беглость, темп речи может ускоряться или замедляться. Словарный запас такого ребенка отличается от нормы. Пассивный словарный запас значительно шире активного, но часто из-за трудностей произношения, в потоке речи возникают специфические ошибки, в виде различных замещений нужной лексемы сходными по звучанию словами.
Интонационно-выразительная окраска речи снижена. При разговоре с такими детьми можно отметить, что фразы короткие, речь быстрая неотчетливая, у некоторых детей голос тихий, монотонный. По данным Лопатиной Л. В., Серебряковой Н. В., у воспитанников с дизартрией нарушения звукопроизношения приводят к вторичным нарушениям: несформированности фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. У воспитанников с дизартрией нарушение грамматического строя речи выражаются в недостаточном овладении навыками словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения [5, с. 49].
Жукова Н. С. и Градова Н. Г. отмечают, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-эмоционально-волевая сфера. У таких детей трудности приспособления к детскому коллективу, частая смена настроения, частое отсутствие правильного понимания социальной роли и положения, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. На этом фоне в дальнейшем часто появляются вторичные психические отклонения в связи с постоянными неудачами, у них формируется заниженная самооценка.
В своих работах Ипполитова М. В. и Мастюкова Е. М. писали, что, у детей с дизартрией наблюдается задержка развития логического мышления: у них не сформированы многие обобщающие понятия, часто дети устанавливают сходство и различие между предметами и явлениями окружающего мира по несущественным признакам. Также снижена вербальная память и продуктивность запоминания. Они забывают последовательность заданий, предметы и не запоминают сложных инструкций. Память может быть нарушена вследствие нарушения фонематического слуха и расстройством активного внимания [6, с. 87].
Рассматривая характеристики внимания, стоит отметить, что переключение и распределение внимания у дизартриков значительно снижены по сравнению с нормой. Дошкольники с дизартрией не могут быстро переходить от одного задания к другому, от одного предмета к следующему. У них повышена отвлекаемость. Они не внимательны к инструкциям действий, часто могут повторять предыдущие действия при новых инструкциях, то есть совершать персеверации. У таких детей низкая распределяемость внимания и его переключаемость. Уровень концентрации и устойчивости внимания также ниже, чем у детей с нормой речевого развития. Обычно дети с дизартрией легче концентрируются на крупных предметах, упуская из виду мелкие. Они часто отвлекаются от выполняемых заданий на яркие стимулы, что приводит к множеству ошибок. Среди них преобладающей является пропуск знаков. Объем внимания у дошкольников дизартриков снижен по сравнению с нормой. Внимание у детей, страдающих дизартрией, уступает вниманию дошкольников с нормой речевого развития по всем характеристикам, что отражается на их обучаемости.
Архипова Е. Ф., Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и т. д. при исследовании дизартрии, указывают на несформированность общей моторики, недостаточной координированностью, при физических нагрузках наступает быстрая истощаемость. Выполнение сложных двигательных актов, требующих точной работы правильной организации движений: трудности с ежедневными выполнениями действий, общая моторная неловкость, неуклюжесть. Они отмечают, что у дошкольников с дизартрией формирование моторных функций происходит на более поздних этапах [1, с. 109].
Отклонения наблюдаются и в зрительном восприятии. У детей дизартриков не полно развито восприятие целостного зрительного образа предмета, страдают и более высокие уровни зрительного восприятия: дети с дизартрией с трудом классифицируют предметы по форме, цвету, величине. Кроме того, может быть нарушен оптико-пространственный гнозис [4, с. 78].
Ярко выражено у детей дизартриков нарушение лицевого гнозиса — тактильно-оральных ощущений и чувствительности своего лица. Это приводит к нарушению артикуляции и звукопроизношения.
Характеризуя детей дошкольного возраста с дизартрией Бабина Г. В. отмечает следующие тенденции психологического развития:
— пониженная устойчивость запоминания;
— низкая скорость запоминания;
— характерна неточность воспроизведения и быстрая потеря информации;
— произвольное зрительное запоминание снижено в большей степени, чем непроизвольное зрительное;
— ограниченный объем памяти;
— в наибольшей степени страдает вербальная память;
— недостаточное умение применять специальные приемы запоминания • снижен объем слухоречевой памяти;
— снижены производительность и устойчивость произвольного запоминания, особенно в условиях большой нагрузки [2, с. 48].
Таким образом, можно сделать вывод, что у детей с дизартрией нарушена целенаправленная деятельность, существует отставание в развитии двигательной сферы: плохая координация, снижение скорости и ловкости выполнения движения. Для них характерны низкий уровень развития основных свойств внимания, низкий уровень познавательной активности, снижены вербальная память и продуктивность запоминания.
Литература:
- Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Астрель, 2017. 319 с.
- Бабина Г. В. Логопедия. Дизартрия: учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес; — Москва: МПГУ, 2016. — 102 с
- Волкова Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. — М.: 1998. 680 с.
- Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии. — М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973. 189 с.
- Винарская Е. Н., Дизартрия. — М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. 141с.
- Визель Т. Г., Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т. Г. Визель. — М.: АСТ Астрель Транзиткнига, 2005.- С 384.