Коррекционно-развивающая работа по развитию нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

LXXXII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2024)

Дата публикации: 08.05.2024

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Агеева, Т. В. Коррекционно-развивающая работа по развитию нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией / Т. В. Агеева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 117-123. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/516/18511/ (дата обращения: 27.09.2024).



В статье автор рассматривает основные направления коррекционно-развивающей работы по развитию нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией.

Ключевые слова: нейромоторные функции, направления коррекционно-развивающей работы, общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика, мимическая моторика.

Коррекционно-развивающая работа по развитию нейромооторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой формой дизартрии осуществляется в комплексе, и состоит из нескольких направлений коррекционной работы, на каждом из которых решаются конкретные коррекционные задачи.

Первое направление работы включает в себя развитие общей моторики.

Ребенок тренирует двигательные навыки всего тела, координацию движений, как статическую, так и динамическую, скорость, согласованность, отчетливость движений, двигательную память и выносливость. Кроме того, развивает зрительно-моторную координацию, необходимую для взаимодействия с различными предметами.

Одна из причин недостаточности развития общих двигательных навыков кроется в нарушении тонуса мышц. Поэтому упражнения на регуляцию мышечного тонуса помогут детям научиться расслаблять и напрягать определенные мышцы.

Начинать упражнения стоит с дыхания. Учим детей дифференцировать вдох и выдох, т. е. носовой вдох и ротовой выдох. Также формируем диафрагмально-реберное дыхание [15].

Можно включить элементы самомассажа. При этом необходимо объяснить и обучить детей, как правильно это делать. Движения не должны быть надавливающими, массировать нужно мягкими, легкими, поглаживающими движениями пальцев или ладоней от периферии к центру.

Выполнять самомассаж можно в игровой форме, с музыкальным сопровождением [5, 7].

Выполняя упражнения на регуляцию заданных групп мышц, дети учатся сравнивать мышечные ощущения, управлять ими. Поэтому работу необходимо проводить на контрасте напряжения и расслабления.

Выполняя упражнения на регуляцию мышечного тонуса, ребенок повысит свой потенциальный энергетический уровень, разовьет тактильную чувствительность, научится расслабляться непроизвольно, станет лучше чувствовать свое тело (развитие соматогнозиса).

По мере овладения двигательными навыками, у детей развивается координация движений. Она развивается и совершенствуется постепенно. Ходьба, лазание или даже сидение — все это требует равновесия и координации.

Чтобы помочь детям овладеть необходимыми навыками, нужна часто повторяющаяся практика, направленная на отработку и улучшение двигательных навыков. Упражнения должны быть скорректированы в соответствии с возрастом и общей силой ребенка, с постепенным повышением координационной сложности. Повышать сложность упражнений можно за счет изменения параметров (пространственных, временных, динамических), внешних условий (вес, высота, площадь, подвижность используемых предметов и снарядов для упражнений), комбинированности упражнений (ходьба с прыжками, ходьба с подкидыванием мяча) [6].

Координация и ловкость движений невозможны без развития функции равновесия. Существуют определенные общеразвивающие упражнения, позволяющие улучшить статическое и динамическое равновесие. Упражнения с балансирами, например полусфера или доска Бильгоу. [9]. Ходьба по неустойчивым поверхностям, например, по подушкам, мешкам или балансирам на полу, которые заставляют тело с трудом удерживать вертикальное положение. Неустойчивые подвесные лестницы для лазания [13].

В процессе движения ребенок усваивает информацию об окружающем мире. Движения, сопровождаемые словами, развивают импрессивную речь, расширяют активный словарь, формируют грамматические формы слов. Поэтому такие занятия способствуют не только развитию общей моторики, но и способствуют развитию правильной речи, что также немаловажно для детей со стёртой дизартрией. А также подготавливают совершенствование движений мелкой ручной моторики, артикулярных органов, мимической моторики.

Второе направление включает в себя развитие мелкой (тонкой) моторики кистей и пальцев рук. Развитие точных координированных движений, дифференцированности движений, моторной ловкости и удержание моторной программы.

Диапазон занятий, которые позволяют детям развивать эти моторные навыки, огромен. Благоприятно воздействует на развитие движений кистей и пальцев руки массаж или самомассаж. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей. Самомассаж можно проводить с помощью природных материалов (шишек, орехов), карандашей и т.п. [7, 12]. Очень удобно и эффективно применение Су джок. [10].

Применение пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр, пальчикового театра способствует развитию мелкой моторики. Эти игры активизируют моторику, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание, развивают воображение. Обычно, они сопровождаются стихами или потешками, что способствует и речевому развитию [1].

Также различные игровые занятия помогут стимулировать развитие мелкой моторики. Это игры с прищепками; нанизывание бусин на нитку; застегивание пуговиц; закручивание и откручивание гаек и крышек; игры с конструктором, мозаикой; игры с песком, водой, крупами; вырезание ножницами; рисование; лепка из пластилина, глины, соленого теста и многое другое. Все эти игры способствуют укреплению, ловкости кистей и пальцев рук, формируют у детей правильный захват, развивают глазомер, внимание и усидчивость [8].

Развивая мелкую моторику рук, ребенок не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает его к другим видам деятельности, например учебной.

Третье направление включает в себя развитие артикуляционной моторики. Выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, возможность переключения с одного артикуляционного движения на другое, нормализация силы, объема и тонуса.

У многих детей со стёртой дизартрией наблюдаются нарушения мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры, кинестетические, то у таких детей целесообразно начать работу с проведения дифференцированного массажа. Он позволит улучшить кровоснабжение и иннервацию артикуляторных органов, для нормализации тонуса мышц, улучшения их координации, формирования и восстановления тактильно-кинестетической связи [11].

Также подготовке речевого аппарата к речевой нагрузке способствует проведение активной артикуляционной гимнастики [14]. Постоянные занятия артикуляционной гимнастикой помогут укрепить органы речевого аппарата, а речь сделать четкой и чистой. Важно заниматься не только с логопедом, но и дома с родителями. А еще не стесняйтесь выражать свои эмоции, и чаще хвалите ребенка, за правильное выполнение упражнений.

Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе мимических, над которыми тоже необходимо вести работу.

Четвертое направление включает в себя развитие произвольной мимической моторики. Формирование определенных мимических поз, нормализация тонуса лицевых мышц. Развитие умения передавать мимикой разные чувства.

На начальном этапе работы, перед выполнением мимической гимнастики рекомендуется провести дифференцированный массаж лица [5], для нормализации тонуса мышц. Затем переходим к выполнению мимической гимнастики. Упражнения будут производиться перед зеркалом по словесной инструкции и по показу [2, 3].

Для большей мотивации ребенка к занятиям следует превратить обучение в игру. Использовать наглядный материал: карточки с изображением людей в различных эмоциональных состояниях, сюжетные картинки с различными эмоциональными ситуациями, магнитные игры, где ребенок должен выложить с помощью глаз, носа и рта нужную эмоцию. А так же сопровождение мимической гимнастики разнообразными стихами и потешками.

Во время этих упражнений с детьми обязательно нужно обсуждать и называть чувства и эмоции. Соответственно тем самым расширяя их активный словарь, что немаловажно для детей со стёртой дизартрией.

Эффективность по преодолению нарушений моторного развития у детей может быть достигнута лишь при соблюдении следующих условий:

— удовлетворительное соматическое состояние ребенка в период проведения обследования;

— положительно эмоциональный настрой ребенка. Если ребенок отрицательно реагирует на диагностику, проводить обследование не рекомендуется и стоит перенести время обследования. Либо попытаться снять у ребенка отрицательные эмоции путем изменения обстановки, характера предъявления тестовых заданий, и т. д.

В работе по преодолению нарушений рекомендуем использовать игровые методы и приемы, так как в дошкольном возрасте ведущая деятельность — игровая.

Литература:

  1. Адамович, C. B. Модель целенаправленного регулирования двигательных траекторий / C. B. Адамович, А. Г. Фельдман // Биофизика. — 1984. — Т. 29, вып 2. -С. 306–309.
  2. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие– СПБ.: детство-пресс, 2021. — 64 с.
  3. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика / Е. И. Изотова., Никифирова Е. В. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. –288 с.
  4. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин // — СПб.: Питер, 2007.–783с.
  5. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие / Е. Н. Краузе, — СПб.: Корона. Век, 2016. — 80 с.
  6. Лях, В. И. Развитие координационных способностей у дошкольников — М. «Издательство «Спорт», 2016. — 39 с.
  7. Махонина, О. М. Самомассаж — как средство коррекционно-логопедического воздействия на детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — 39 с.
  8. Монтессори, М. Научная педагогика Двухтомник Том первый «Научная педагогика. Дом ребенка» — Издательство: «Народная книга» 2017 –433 с.
  9. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 1/ В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. — М.: АЙРИС-пресс, 2018. — 416 с
  10. Пак, Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак — Су Джок Академия, 2009. — 208 с.
  11. Приходько, О. Г. Дифференцированный логопедический массаж в системе логопедической работы при коррекции дизартрических расстройств у детей / О. Г. Приходько, — М.: Русская речь, 2013. — 60 с.
  12. Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Л. П. Савина. — М.: Родничок, 2013. — 185 с.
  13. Смирнова, Е. П. [Электронный ресурс] Развитие общей моторики детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и комплекса упражнений / Е. П. Смирнова, Л. А. Кочкина.: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. URL: https://moluch.ru/archive/301/64287/ (дата обращения: 31.10.2023).
  14. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2013.—223 с.
  15. Щетинин, М. П. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой / М. П. Щетинин. — М.: Метафора, 2014. — 98 с.

Ключевые слова

мелкая моторика, общая моторика, артикуляционная моторика, мимическая моторика, нейромоторные функции, направления коррекционно-развивающей работы