По данным литературы и нашим наблюдениям все более распространенными речевыми нарушениями являются общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Среди таких детей значительное число составляют дети со стертой дизартрией, коррекционная работа с которыми имеет важное социальное значение. Дети со стертой дизартрией составляют до 50 % всех детей ОНР, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием- до 35 %
Данные приведенные Ларченко И. М. в таблице говорят о тенденции к увеличению числа детей, имеющих проблемы в речевом развитии. В таблице представлен сравнительный анализ годовых отчетов за 2002–2011 года по наиболее встречающимся дефектам речи.
Таблица 1
Виды речевых нарушений |
|||||
Год проведения осмотра |
Количество осмотренных детей на приеме в поликлинике |
Количество детей с дефектами речи (%) |
|||
ЗПР, ОНР |
Дислалия |
Дизартрия |
Заикание |
||
2002 |
119412 |
20,5 |
24,0 |
5,6 |
1,6 |
2003 |
113863 |
21,3 |
22,9 |
5,7 |
1,5 |
2004 |
115117 |
21,9 |
21,7 |
5,2 |
1,6 |
2005 |
119974 |
23,3 |
22,7 |
5,1 |
1,5 |
2006 |
122544 |
23,7 |
22,7 |
5,0 |
1,4 |
2007 |
127303 |
24,5 |
21,3 |
5,0 |
1,5 |
2008 |
129161 |
24,5 |
21,4 |
5,1 |
1,4 |
2009 |
136483 |
25,8 |
21,7 |
4,8 |
1,4 |
2010 |
142435 |
26,4 |
22,7 |
5,0 |
1,5 |
2011 |
149216 |
26,5 |
22,8 |
5,1 |
1,4 |
Как видно из таблицы, одним из наиболее встречающихся речевых нарушений являются дизартрические расстройства.
Стертая дизартрия — нарушение речи, которое проявляется в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникает вследствие невыраженного микро органического поражения головного мозга.
В логопедической терминологии стертая дизартрия как термин выделилась в
50–60-х годах XX века. Автором данного термина является Токарева О. А. по мнению которой дети, страдающие данной патологией, большинство звуков могут произносить правильно, но в спонтанной речи затруднена автоматизация и дифференциация звуков. В зарубежной литературе применяют термин «речевая, или артикуляционная, диспраксия развития» (Development apraxia of speech-DAS).
Проблемой изучения и преодоления дизартрический растройств в разные годы занимались Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф., Гуровец Г. В., Маевская С. И., Карелина И. Б., Мартынова Р. И., Серебрякова E. H., Лопатина Л. B. Собович Е. Ф. дифференцировала понятие стертая дизартрия от дизартрий присущих ДЦП, различая их по симптоматики проявлений.
Клиническая картина стертой дизартрии сложна для диагностики. Современные исследователи рассматривают данное речевое нарушение как комплекс симптомов. Для данного речевого нарушения характерна сглаженность симптомов, неоднородностью их проявлений. Отмечаются помимо нарушений устной речи, голосообразования, интонации, ритма и темпа речи нарушения высших психических функций, мелкой и общей моторики. Отличительной чертой стертой дизартрии от дислалии является нарушения звукопроизношения согласных и гласных звуков. Также отмечаются нарушения мышечного тонуса по типу спастичности, гипотонии, дистонии. Отмечаются гиперкинезы, синкинезии, движения артикуляционной моторики дискоординированны.
Проводя изучения анамнестических данных детей со стертой дизартрией у большинства детей в первый год жизни часто стоял диагноз перинатальная энцефалопатия (ПЭП), характеризующаяся диффузным поражением головного мозга дистрофического характера, обусловленного различными болезнями и патологическими состояниями. Также все неврологические симптомы были выражены в легкой форме и имели мозаичный характер.
Традиционно выделяют 3 группы детей со стертой дизартрией:
- К первой группе относят детей, у которых отмечаются нарушения звукопроизношения и просодики.Зачастую детей данной группы относят к детям, имеющим дислалию, поэтому важна тщательная дифференциальная диагностика.
- Ко второй группе детей относят тех детей, у которых помимо нарушения звукопроизношения и просодики отмечается незаконченное формирование фонематического восприятия
- К третьей группе относятся дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с нарушением фонематического восприятия.
Система коррекционно-логопедических мероприятий по коррекции стертой дизартрии должна носить пролонгированный и системный характер с учетом индивидуально-личностного подхода. Коррекционно-логопедическая работа должна выстраиваться в тесном взаимодействии с медицинскими мероприятиями, с обязательными наблюдениями у невролога.
В нашей магистерской диссертации мы проводим изучение фонематического восприятия у детей со стертой дизартрии. Глубокое исследование особенностей фонематического восприятия дошкольников со стертой дизартрией и нахождение эффективных путей коррекции имеют особо важное значение. Исследования процесса развития фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией и преодоление его с позиций клинико-педагогического ракурса позволяет значительно расширить научные представления по данной проблеме. Также мы предполагает, что использование элементов эмаготерапии при развитии фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией значительно улучшит уровень развития фонематического восприятия у детей данной категории.
Проблема формирования фонематического восприятия является интердисциплинарной, она затрагивает сферы профессиональной деятельности отоларинголога, невролога. Ею занимаются лингвисты, психолингвисты, психологи, дефектологи. Это подчеркивает актуальность проблемы, интерес к которой не ослабевает.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющих стертую дизартрию, относится формирование фонематического восприятия. Фонематическое восприятие составляет основу для восприятия речи, входит в состав высших психических функций и выступает как способность к звуковому анализу. Рядом исследований выявлено нарушение фонематического восприятия при общем недоразвитии речи (ОНР) и при фонетико-фонематическом недоразвитии речи (ФФН). При этом у 37,5 % нарушается восприятие звуков заменяющихся или смешивающихся в их произношении. 62,5 % детей имеют нарушения фонематического восприятия звуков, которые правильно произносятся и изолированно, и в речи, но дифференцируются тонкими акустическими или артикуляционными признаками.
Лопатина Л. В. и другие, рассматривая нарушение фонематического восприятия наряду с недоразвитием фонетического аспекта речи, считают первенствующим симптомов при стертой дизартрии. Однако это обусловлено не расстройством звукопроизношения, а системной задержкой и искажением цереброгенеза мозговых систем. Этой же теории придерживается Киселева В. А., Гуровец Г. В., Маевская С. И., Соботович Л. Ф., Лопатина Л. В. и другие подчеркивали, что нарушения фонематического восприятия — типичные проявления при стертой дизартрией. Дифференциация при слуховом восприятии мягких и твердых, звонких и глухих, аффрикатов является для этих детей большим затруднением. Наблюдаются искажения слоговой структуры слов, затруднения в использовании звукослогового анализа и синтеза, в формировании фонематических представлений.
Лопатина Л. В., изучая проявления дизартрии у дошкольников, делает вывод о том, что наблюдающаяся нечеткость артикуляторных образов является причиной стирания границы между слуховыми различительными признаками. Несформированность слухового восприятия и контроля ведет к затруднениям в звукопроизношении. В некоторых изданиях современной дефектологии фонематическое недоразвитие в структуре дефекта при стертой дизартрии считается вторичным нарушением.
Наличие противоположных мнений в исследованиях по данному вопросу говорит о важности решения проблемы, а также указывает на то, что проблема эта еще мало изучена и требует более глубокого, разностороннего подхода.
Литература:
1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие М.: АСТ: Астрель, 2006.
2. Белоус Е. Н. Особенности фонематического восприятия речи и их отражение на письме тема диссертации и автореферата, кандидат психологических наук 2011 Коломна
3. Горбенко Е. Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения.Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. СПб.: Реноме, 2012.
4. Гуровец Г. В., Маевская С. Н. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии.- М., Изд-во МПГИ им. В. И. Ленина, 1978.
5. Ковалёва Т. П. Теоретические основы изучения фонематического восприятия у детей с ОНР альманах «мир специальной педагогики и психологии» выпуск 1 М. ЛОГОМАГ 2014.
6. Киселева В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов М.: Школьная пресса, 2007
7. Ларченко И. М. Анализ статистических данных по состоянию речи детей в Москве Журнал 2 Логопед» 2009 № 9
8. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии.СПб., 1994.
9. Лопатина Л. В. Система дифференцированной коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией СПб., 2005
10. Семенкова Т. В. Формирование фонематического слуха- залог успешной коррекции звукопроизношения http://festival.1september.ru/
11. Сергеева Г. В. К вопросу о восприятии звуков речи детьми с ринолалией и дизартрией // Дефектология. 1973. № 3.
12. Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. 1974. — № 4.