Характеристика фонематических процессов у дошкольников c предрасположенностью к артикуляторно-фонематической дисграфии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (172) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 23.09.2017

Статья просмотрена: 1124 раза

Библиографическое описание:

Саетова, С. А. Характеристика фонематических процессов у дошкольников c предрасположенностью к артикуляторно-фонематической дисграфии / С. А. Саетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 38 (172). — С. 119-122. — URL: https://moluch.ru/archive/172/45676/ (дата обращения: 16.11.2024).



Фонематические процессы являются важнейшим компонентом онтогенетического становления речи как системы. Несмотря на то, что ни фонема, ни просодема, ни какой-либо иной звуковой элемент речи, усваиваемый ребенком в младенческом возрасте, не обладают собственным значением, они влияют на формирование смыслоразличительной функции слов в голосовой связи общения [8; 9]. «Для построения механизма языка фонемы необходимы как знаковые средства, формирующие «мост» между интеллектом субъекта и мыслями, одинаковыми у лиц, вступивших в коммуникацию» [2, с.64]. Их неавтоматизированность в сензитивные периоды развития в дошкольном детстве является показателем «несогласованности» раннего, в том числе доречевого, и более позднего этапов развития речевой функции [8].

Несформированность фонематических процессов оказывает значительное влияние на становление письма и чтения. Так, по данным Л. С. Цветковой, к различным формам нарушения письма или к трудностям его формирования в детском возрасте ведёт незрелость некоторых психологических предпосылок:

  1. Сформированность (или сохранность) устной речи, произвольного владения ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности.
  2. Сформированность (или сохранность) разных видов восприятия, ощущений и званий и их взаимодействия: зрительно-пространственного гнозиса; слухо-пространственного гнозиса; сомато-пространственных ощущений; знания и ощущения схемы числа; знания и ощущения «правого» и «левого».
  3. Сформированность двигательной сферы тонких движений, предметных действий, их подвижности, переключаемости, устойчивости и др., является третьей предпосылкой.
  4. Важнейшей предпосылкой является формирование у детей абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракциями.
  5. Сформированность общего поведения, регуляции, саморегуляции, контроля за действиями, намерений, мотивов поведения является значимой для письма [7].

Представляется важным изучить фонематические процессы у детей дошкольного возраста, имеющих предрасположенность к дисграфии (артикуляторно-фонематической дисграфии по классификации Р. И. Лалаевой).

Обследование проводилось на основе методических разработок О. Б. Иншаковой [3], Н. М. Трубниковой [6] и включало в себя следующие разделы:

  1. Обследование артикуляционной моторики;
  2. Обследование звукопроизношения;
  3. Обследование фонематического слуха;
  4. Обследование навыков звукового анализа.

Для оценки качества выполнения детьми предложенных заданий была использована трёхбалльная система оценки:

3 балла — задание выполнено правильно, в полном объеме;

2 балла — задание выполнено не в полном объеме;

1 балл — задание не выполнено.

В исследовании, организованном в период 2015–2016 г.г., приняли участие 20 воспитанников подготовительной к школе группы МБДОУ — детского сада компенсирующего вида № 244 г. Екатеринбург. Возраст детей составил 5–6 лет. В логопедическом заключении дети имели III уровень речевого развития (ОНР-III по классификации Р. Е. Левиной, 1968) на фоне псевдобульбарной дизартрии. При анализе анамнестических сведений, оказалось, что 80 % детей имеют разного рода отклонения от возрастной нормы в речевом и психомоторном развитии (более позднее начало гуления, лепета, появления первых слов и фраз).

Результаты нашего исследования выявили следующую картину нарушений.

У всех обследованных детей (100 %) была нарушена артикуляционная моторика. Особенно трудными для дошкольников оказались пробы на исследование объёма и качества движения языка. Также были выявлены трудности при организации артикуляционных поз, переключении с одной позы на другую. У всех детей наблюдался тремор языка разной степени выраженности. Эти факты подтверждают наличие органического поражения центральной нервной системы у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.

По результатам обследования статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата средний балл за выполнение 11 проб получили: 40 % детей — 2,6 балла, 20 % детей — 2,5 балла, 20 % детей — 2,2 балла, 10 % детей — 2,1 балла, 10 % — 2 балла.

Практически у всех дошкольников оказалась недоразвитой фонетическая сторона речи. Были зафиксированы нарушения произношения сонорных звуков, шипящих, свистящих звуков и аффрикат. У 80 % детей наблюдается полиморфное нарушение звукопроизношения. Имели место все типы нарушений: отсутствие, искажение, замены и смешения звуков.

При обследовании состояния звукопроизношения по 3 балла набрали 30 % детей, 2,8 балла — 30 % детей, 2,5 балла — 30 %, 2 балла — 10 %.

Фонематический слух у обследованной группы детей был сформирован на низком уровне. Дети не могли повторить слоговой ряд, не различали фонемы, близкие по акустическим и артикуляторным признакам, не всегда могли выделить исследуемый звук среди слов.

В процессе обследования состояния фонематического слуха 2,7 балла (указан средний балл при выполнении 8 проб) набрали 10 % детей, 2,6 балла — 20 %, 2,5 балла — 10 %, 2,4 балла — 10 %, 2,3 балла — 10 %, 2,1 балла — 20 %, 2 балла — 10 %, 1,9 балла — 10 %.

Фонематический анализ слова у всех детей был недоразвит в значительной степени. Дети с трудом выполняли задания, связанные с выделением гласных в конце слова, выделением согласных в разных позициях. Последовательно выделить звуки в слове дошкольники с ОНР оказались не в состоянии, так же как и самостоятельно придумать слова, состоящие из определённого количества звуков.

Средний балл при оценке состояния функции фонематического анализа составил 2,4 у 10 % детей, 2,3 у 20 %, 2,1 у 10 %, 2 балла у 10 %, 1,9 у 20 %, 1,8 у 10 %, 1,6 у 20 %.

Таким образом, все дети, принявшие участие в исследовании, входят в группу риска по возникновению одного или нескольких видов дисграфии.

Результаты нашего исследования подтверждают данные, представленные в научно-методической педагогической, лингвистической и психолого-педагогической литературе.

В заключение отметим, что многими исследователями констатируется прямая зависимость между низким уровнем развития фонематических процессов у старших дошкольников и возникновением специфического нарушения процесса письма у учащихся начальных классов. Недостаточная сформированность фонематического восприятия, анализа и синтеза, а также вовремя не исправленные дефекты звукопроизношения являются причиной возникновения артикуляторно–акустической дисграфии. Из-за указанных трудностей дети оказываются не в состоянии полноценно овладеть фонетическим (фонематическим) принципом современного письма.

В результате воздействия множества факторов, негативно влияющих на речевой онтогенез, количество детей, предрасположенных к нарушениям письма, неуклонно растёт. По данным А. Е. Соболевой, дети с трудностями овладения письмом и чтением составляют около 25 % от общешкольной популяции [5]. При этом дети, входящие в группу риска, оказываются в равных условиях с более благополучно развивающимися в речевом плане сверстниками. Требования школьной программы одинаковы для всех. В связи с этим хотелось бы подчеркнуть необходимость междисциплинарного подхода к диагностике и коррекции дисграфии. Междисциплинарный подход к проблеме дисграфии позволяет рассмотреть её в разных аспектах, шире подойти к подбору методов и приёмов, не ограничиваясь стандартными логопедическими техниками, интегрировать их в учебный процесс. Специалист, вооружённый знаниями из области логопедии, психологии, психолингвистики, нейропсихологии и других наук, способен глубже понять суть трудностей конкретного ученика, оказать ему квалифицированную, индивидуально ориентированную помощь и добиться положительных образовательных результатов в более короткий срок.

Литература:

  1. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР. 1958. 378с.
  2. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. Москва: Наука. 1982. 160 с.
  3. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда/ О. Б. Иншакова. — 2-е изд., испр. и доп. М.: ВЛАДОС. 2011. 279с.
  4. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. СПб.: СОЮЗ. 2003. 224с.
  5. Соболева А. Е. Нейропсихологический подход к коррекции дисграфии и дислексии // Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. М.: Генезис, 2016. 336с.
  6. Трубникова Н. М. Логопедические технологии обследования речи: учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т. — 2005.
  7. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Российское педагогическое агентство: Когито-центр. 1998. 128 с.
  8. Шулекина Ю. А. Значение ранних этапов формирования речевых смыслов для развития связной речи ребенка // Профилактика, диагностика и коррекция нарушений развития. Под ред. Лынской М. И., Покровской Ю. А. Москва, 2012. С. 251–260.
  9. Шулекина Ю. А. Параметры оценки речевой и языковой семантики // Современные методы психолого-педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья: проблематика, исследования, квалиметрия. Межвузовский сборник статей. Департамент образования города Москвы, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГБОУ ВПО МГПУ). Москва, 2012. С. 9.
Основные термины (генерируются автоматически): балл, ребенок, фонематический слух, III, артикуляционная моторика, группа риска, дошкольник, междисциплинарный подход, полный объем, псевдобульбарная дизартрия.


Похожие статьи

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи

Особенности формирования фонематического слуха у детей с задержкой психического развития

Особенности морфологической стороны речи у слабослышащих младших школьников

Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование дидактических тактильных полей при формировании грамматического строя речи у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Особенности формирования умений звукобуквенного анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Взаимосвязь в развитии коммуникативных и речевых умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи первого и второго года обучения в логопедических группах

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Похожие статьи

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи

Особенности формирования фонематического слуха у детей с задержкой психического развития

Особенности морфологической стороны речи у слабослышащих младших школьников

Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование дидактических тактильных полей при формировании грамматического строя речи у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Особенности формирования умений звукобуквенного анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Взаимосвязь в развитии коммуникативных и речевых умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи первого и второго года обучения в логопедических группах

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Задать вопрос