Исследование особенностей фонематического слуха у дошкольников с дизартрией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 15.12.2022

Статья просмотрена: 921 раз

Библиографическое описание:

Пащенко, Л. П. Исследование особенностей фонематического слуха у дошкольников с дизартрией / Л. П. Пащенко, Н. С. Девяшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 411-415. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97692/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторами приведены результаты исследования особенностей фонематического слуха у группы дошкольников с дизартрией.

Ключевые слова : дошкольники, речевые нарушения, фонематический слух, дизартрия, уровень сформированности операций, артикуляция.

Для правильного восприятия фонем языка необходимым условием является сформированность фонематического слуха или анализ и синтез звуков речи. Фонематический слух является частью физиологического слуха и представляет собой тонкий систематизированный слух, благодаря которому происходит различение и узнавание фонем родного языка.

Развитие фонематического слуха в норме проходит постепенно в несколько этапов.

У детей с дизартрией наблюдается нарушение этапности развития и несформированность фонематического слуха в соответствии с возрастной нормой.

Дизартрия как причина возникновения различных речевых нарушений, в том числе и недоразвития фонематического слуха, неоднократно рассматривалась в российской и зарубежной литературе, но в современной педагогике и психологии общего развития детей данная проблема остается до конца нерешенной. В настоящее время проблема формирования фонематического слуха у детей с дизартрии все еще является одной из актуальных при том, что количество детей, имеющих проблемы с фонематическим слухом все еще, не имеет тенденции к снижению.

Была изучена и проанализированапсихолого-педагогическая литература по проблеме формирования фонематического слуха.

В современной российской психологии и педагогике принято считать дошкольным периодом возраст от 3 до 7 лет (данному периоду предшествуют периоды младенчества (от 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 года до 3 лет).

Речевое развитие при этом у большинства детей с дизартрией заметно замедлено. Только к 1,5–2 годам появляются первые слова, в 2–3 года — фразовая речь, а в некоторых случаях — и в 4 года. При этом страдает фонетическая сторона речи, оставаясь практически не сформированной [4, с. 73].

Чаще всего нарушения речи у детей с дизартрией обусловлены задержкой развития моторной стороны речи, звукопроизношения и несформированностью просодики речи ребенка.

Как и при развитии речи у нормотипичных детей большое значение имеет слуховой анализатор. Нередко у детей с дизартрией выявляется изолированное снижение слуха на высокочастотные звуки и сохранность на низкочастотные. В этих случаях ребенок не может слышать ряд речевых звуков высокой частоты: «т», «к», «с», «п», «э», «ш», «ф» и поэтому использование этих звуков в своей собственной речи ребенком затруднено, чем объясняются в дальнейшем трудности при обучении письму и письменной речи.

Тесное взаимодействие сенсорных и моторных функций обеспечивает целостность речевой системы, поэтому без этих функций невозможно усвоение правильного произношения звуков. Полноценное развитие перцептивного и фонематического уровня слуха дает возможность правильного усвоения звуковой стороны речи, но и речедвигательный аппарат оказывает немалое влияние на развитие речи ребенка, т. е. ребенок слышит и воспринимает звуки так, как он их произносит и наоборот. Поэтому очень важно для ребенка слышать правильно произносимые звуки, так как такие звуки лучше различаются на слух.

У детей с дизартрией нередко снижено качество артикуляторных движений вследствие нарушения моторики органов артикуляции из-за наличия патологической симптоматики в артикуляционном аппарате (гипертонус, гипотонус, девиация, гиперкинезы, гиперсаливация и др.). Такая моторная недостаточность отрицательно воздействует на формирование у детей фонематического слуха. Получается, полноценное формирование фонематическое слуха и восприятия тормозят нарушения первого звена — патологическая симптоматика в артикуляционном аппарате. Поэтому не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане и нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом приводит к недостаточному усвоению звукового состава слова, что, в свою очередь, отражается на ходе овладения письмом и чтением [7, с. 62].

Формирование четкого слухового восприятия затруднено из-за нарушения четкости артикулирования во время речи и невнятная речь детей с дизартрией. Нередко дети не контролируют свое звукопроизношение. Нарушение кинестетического контроля и слуховой дифференциации являются причиной стойких нарушений фонетической и просодической стороны речи.

Для того чтобы звуковая сторона речи ребенка с дизартирией могла полноценно сформироваться необходим подготовленный к этому артикуляционный аппарат и, кроме того, важно, чтобы ребенок умел хорошо слышать и различать правильные и неправильные звуки в речи окружающих и в своей собственной.

Нередко недостаточность слуховой памяти, слухового внимания и недоразвитие фонематического восприятия — это следствие отсутствия достаточной остроты слуха у детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что речевое развитие детей с дизартрией характеризуется рядом отклонений и в большинстве случаев может формироваться позднее в сравнении с нормой. Причин этому достаточно много при подобном диагнозе, в том числе и недостаточность сформированности фонематического слуха.

Для развития речи до приемлемого уровня необходима тесная взаимосвязь речедвигательного и слухового аппаратов. Это взаимодействие наблюдается с самого рождения ребенка и в случае нарушения этой связи для развития правильного звукопроизношения ребенку необходима квалифицированная своевременная помощь и поддержка специалистов.

На основании изложенных сведений была определена цель статьи: исследование особенностей фонематического слуха у дошкольников с дизартрией.

Исследование проводилось по методике диагностики сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией по Архиповой Е. Ф (Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов. М.: АСТ: Астрель, 2007. 320 с.) и методике экспресс-обследования фонематического слуха Коноваленко В. В. и Коноваленко С. В. (Коноваленко В. В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов / Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. 16 с.).

Методики подобраны в соответствии с критериями и показателями, определенными для исследования фонематического слуха у дошкольников с дизартирей, а так же с учетом возраста детей, принявших участие в исследовании.

Обследование детей проводилось в первой половине дня, длительность обследования каждого ребенка составила 20–25 минут.

Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 34 Приморского района Санкт-Петербурга (ГБДОУ детский сад № 34 Приморского района Санкт-Петербурга). Для исследования были выбраны пятеро детей в возрасте 6–7 лет, регулярно посещающих учителя-логопеда логопункта данного детского сада. У выбранных детей имеется заключение ПМПК и стоит диагноз «Дизартрия».

На первом этапе исследования проведено изучение речевых карт детей, принявших участие в исследовании.

Следующим этапом было обследование уровня сформированности фонематического слуха у выбранной группы детей. В ходе выполнения предложенных заданий все дети допускали те или иные ошибки. Рассмотрим, подробнее результаты обследования уровня сформированности фонематического слуха у данной группы.

Результаты обследования детей показали, что у троих детей фонематический слух сформирован на среднем уровне, но ниже, чем у остальных детей, проходивших диагностику. Фонематический слух этих детей сформирован не полностью, что выражается в затруднении различения сходных фонем на слух, в частности были допущены ошибки при повторении звукокомплексов, слогов, фонем и пар слов и цепочки слогов за логопедом (например, ветер-вечер, мишка-миска).

У двух детей, прошедших диагностику, фонематический слух сформирован на уровне выше среднего. Еще присутствуют затруднения в различении слов, близких по звуковому составу, сходных фонем, но чаще при помощи логопеда дети способны выполнить предложенные задания.

Результаты обследования по методике Архиповой Е. Ф. отражены на рисунке 1.

Уровни сформированности фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией

Рис. 1. Уровни сформированности фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией

Сложнее всего давались детям задания на различения слов, близких по звуковому составу и дифференциация слогов.

Задания на обследования сформированности навыков звукового анализа все дети, участвующие в исследовании, выполнили хорошо.

Результаты отображены на рисунке 2.

Уровни сформированности навыков элементарного звукового анализа у детей дошкольного возраста с дизартрией

Рис. 2. Уровни сформированности навыков элементарного звукового анализа у детей дошкольного возраста с дизартрией

По методике Коноваленко В. В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста дети выполнили задания с допущением ошибок, подобных ошибкам в заданиях по методике Архипова Е. Ф.

В методике Коноваленко В. В. система оценки качественная, поэтому для построения гистограммы использовались следующие показатели 1 — не выполнил задания, 2 — выполнил не полностью, 3 — выполнил в полном объеме.

Результаты обследования представлены на рисунке 3.

Уровни сформированности операций фонематического слуха у дошкольников с дизартрией

Рис. 3. Уровни сформированности операций фонематического слуха у дошкольников с дизартрией

Для того, что достичь приемлемого уровня развития фонематического слуха у детей и со средним уровнем, и уровнем выше среднего необходимо проводить целенаправленную коррекционную работа с особым акцентом на проработку тех операция, которые не сформированы на должном уровне. Для каждого ребенка рекомендован дифференцированный подход в соответствии с полученными результатами диагностики.

Формирующий эксперимент проводился с опорой на общедидактические принципы и принципы специальной педагогики.

Формирование и развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. предлагают разделить на шесть этапов:

I этап — узнавание неречевых звуков;

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

III этап — различение слов, близких по звуковому составу;

IV этап — дифференциация слогов;

V этап — дифференциация фонем;

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа [7, c.46].

Литература:

  1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов. — М.: АСТ: Астрель, 2007. 320 с.
  2. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
  3. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. 287 с.
  4. Гуровец Г. В., Маевская С. И., Селиверстов В. И., Шаховская С. Н. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой формой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. — М.: Издательство Московского государственного педагогического института, 1985. с. 103–114.
  5. Гуровец Г. В., Давидович Л. Р., Маевская С. И. Медико-педагогическая характеристика сложных форм речевой патологии // Изучение и коррекция речевых расстройств. — Ленинград, 1986. с.73–79.
  6. Коноваленко В. В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов / Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. 16 с.
  7. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология (дошк.)». — М.: Просвещение, 1989. 223 с.
Основные термины (генерируются автоматически): фонематический слух, ребенок, дизартрия, дошкольный возраст, артикуляционный аппарат, детский сад, звук, звуковой анализ, звуковой состав, различение слов.


Ключевые слова

речевые нарушения, дошкольники, дизартрия, фонематический слух, артикуляция, уровень сформированности операций

Похожие статьи

Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Восприятие и речевое развитие дошкольников с косоглазием и амблиопией

Данная статья посвящена особенностям восприятия детей с функциональными нарушениями зрения. Особое внимание уделяется выявлению предпосылок возникновению речевых нарушений.

Коррекция психосенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье автор исследует коррекцию психосенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Особенности нарушения речи у детей с нарушениями интеллекта

В статье рассказывается об особенностях формирования и развития речи у дошкольников с нарушениями интеллекта.

Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.

Пути логопедической коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста

В статье подробно рассматриваются определение и пути коррекции дизартрии у младших школьников.

Изучение особенностей развития нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией

В статье автор изучает особенности развития нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией.

Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Восприятие и речевое развитие дошкольников с косоглазием и амблиопией

Данная статья посвящена особенностям восприятия детей с функциональными нарушениями зрения. Особое внимание уделяется выявлению предпосылок возникновению речевых нарушений.

Коррекция психосенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье автор исследует коррекцию психосенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Особенности нарушения речи у детей с нарушениями интеллекта

В статье рассказывается об особенностях формирования и развития речи у дошкольников с нарушениями интеллекта.

Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.

Пути логопедической коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста

В статье подробно рассматриваются определение и пути коррекции дизартрии у младших школьников.

Изучение особенностей развития нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией

В статье автор изучает особенности развития нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией.

Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Задать вопрос