Профилактика нарушений слоговой структуры слов с использованием упражнений и игр ритмической гимнастики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 28.04.2020

Статья просмотрена: 650 раз

Библиографическое описание:

Бугакова, Е. А. Профилактика нарушений слоговой структуры слов с использованием упражнений и игр ритмической гимнастики / Е. А. Бугакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 483-486. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69336/ (дата обращения: 22.12.2024).



Ключевые слова: развитие речи дошкольников, ритм, слоговая структура, ударение, ритмическая гимнастика, просодика, саморегуляция речи, логопедия.

Мы все — пленники ритма, хозяева ритма. Утро — ночь. Сон — явь. Вдох — выдох. Наше сердце — ударная установка. Наш мозг подчинен ритму и производит ритм.

С. Дьяченко

В методике развития речи дошкольников хорошо известна роль развития физиологического слуха, фонематического слуха и формирования ритмических способностей. Это залог успешного формирования слоговой структуры речи. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, недостаточное восприятие ритмической структуры звуковой среды влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, на письмо и чтение [1,3], так же резко тормозят формирование экспрессивной речи в дошкольном возрасте, в дальнейшем ограничивая не только интеллектуальную деятельность, но и общение с людьми.

При нормальном развитии ребенка слоговая структура формируется к трем годам.

Учителя-логопеды в дошкольных учреждениях работают с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). В МБДОУ № 75 «Аленький цветочек» г.о. Мытищи функционирует 4 комбинированные группы, в составе которых есть дети-логопаты. 86 % детей имеют нарушения слоговой структуры той или иной степени.

В профилактической и коррекционной работе по данному направлению я опиралась на теоретические данные А. К. Марковой, которая выделяет семь типов нарушений слоговой структуры (нарушение количества слогов, нарушение их последовательности, искажение структуры слога, их уподобление, персеверации, антиципации, контаминации).

Для формирования слоговой структуры слова важными являются и неречевые процессы (оптико-пространственная ориентация, возможность темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации).

Также А. К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.

Изучив книги и статьи по этому вопросу и имея музыкальное образование, я провела параллель между ритмической структурой слов и ритмической структурой музыкальных произведений.

Упражнения и игры по развитию чувства ритма включаются мною в каждое логопедическое занятие (НОД). Они основаны на ритмической гимнастике (автор Эмиль Жак-Далькроз) и музыкальной грамоте. Именно Жак-Далькроз является «пророком ритма», он впервые внедрил в жизнь новый метод изучения музыкальной грамоты на основе прохлопывания ритмических рисунков, а именно, на основе сольфеджио (итал. solfeggio от названия нот «соль» и «фа») — многозначный музыкальный термин.

В систему Эмиля положено понятие ритма как универсального начала [3, 4]. «Жизнь есть музыка с ее живым и творящим ритмом (Э. Жак-Далькроз)

Профилактическая работа по развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста не предполагает формирования предпосылок ее развития. Поэтому этапы развития оптико-пространственной ориентации, развитие сомато-пространственной ориентации, развитие ориентации в двухмерном пространстве, временно-пространственной ориентации я использую только при коррекции слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с ТНР.

Виды игр иупражнений профилактической работы:

  1. Знакомство детей с длинными и короткими звуками. Игра «Солнышко». Пропевание гласных звуков протяжно по длинным лучам, пропевание звуков отрывисто по коротким лучикам.

Усложненный вариант (старший и подготовительный к школе возраст): пропевание слогов протяжно и отрывисто по лучам и лучикам. Чтение слогов.

C:\Users\user\Desktop\17-10-2017_07-05-54\IMG_6356.JPG

  1. Понятие «ударение». Когда с детьми отработаны понятия «долгий звук», «короткий звук», можно на разном демонстрационном материале детям объяснить, что такое ударение: среди коротких звуков, есть долгий, протяжный звук, он и обозначает ударение.

C:\Users\user\Desktop\IMG_7421.jpg

  1. Знакомство с понятиями «высокий — низкий», громкий — тихий». Игра «Дерево», «Как поют птички?» На нижних ветках птицы поют громко, на верхних — тихо или на нижних ветках птицы поют низким голосом, на верхних — высоким. Перемещая птичку с ветки на ветки, изменяем высоту голоса (происходит переход голоса из грудного в головной резонатор) или громкость голоса (работаем над силой выдоха одновременно).

  1. Пропевание звуков, слогов, слов, фраз с эмоциями «Радостно — грустно». Игра «Волшебный цветочек».

E:\DCIM\100CANON\IMG_7395.JPG

  1. Понятие «ритм» (отхлопывание, отстукивание, оттопывание с использованием шумовых баночек). Усложнение: угадай ритм, воспроизведенный учителем-логопедом, по схемам, воспроизведи ритм самостоятельно по предложенной схеме.

E:\DCIM\100CANON\IMG_7396.JPG

  1. Индивидуальные слоговые фетровые линейки. Фетровая линейка с одной стороны разделена на 3 части (для определения позиции звука в слове — начало, середина, конец) и с другой стороны — на 5 (для определения количества слогов в слове). У каждого ребенка есть фетровая слоговая линейка с разным раздаточным материалом (собраны по лексическим темам, которые изучаются в рамках обязательного планирования учителя-логопеда)

C:\Users\user\Desktop\17-10-2017_07-05-54\IMG_6360.JPG

  1. Игра «Гусеница» — деление слов на слоги при автоматизации звуков: назови слова (в данном случае слова для автоматизации звука «Л«в начале слова, определи количество слогов в слове — выложи на фланелеграфе соответствующую цифру или цветочки (для тех, кто не соотносит цифру и число).

C:\Users\user\Desktop\17-10-2017_07-05-54\IMG_6357.JPG

  1. Логопедическая лесенка. Варианты игр: плавное поступенное движение вверх голосом от низкого звучания к высокому // от тихого к громкому; определение количества слогов в словах — игра «Поставь на определенную полочку»; составление схем предложений с разными знаками (точка, вопросительный, восклицательный); проговаривание слогов по возрастанию (па-папа-папапа... — развитие речевой памяти); кроссворды.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\0UC14OEN\IMG_20180124_165016.jpg

  1. Слоговая доска.

Слоговая доска сделана из вертикальных кармашков для картинок, кармашков горизонтальных — для цифр, обозначающих количество слогов в словах (максимально — 6 слогов), катушек с нитками (нитки по цветам — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый — цвета радуги), крючков и бубенчиков (для определения ударного слога). Варианты игр: определение количества слогов по картинкам; определение количества звуков, которые произносит учитель-логопед; определение ударного слога (повесь бубенчик); назови цвета радуги; найди 1А и т. д. — аналогично шахматной доске, соедини ниткой 1А — Б7 — нарисуй картинку; игра с предлогами (повесить картинки в середине), назови что над /под / справа/слева

F:\DCIM\100CANON\IMG_7392.JPG

  1. Понятие «Пауза». Большие карточки — долгий звук, маленькие — короткий звук, гусеницы — пауза. Варианты игр различны: ребенок по заданию логопеда на слух сам выкладывает схему; или по готовой схеме ребенок прохлопывает ритм; можно играть в парах, когда один ребенок придумывает ритм сам, другой — воспроизводит при помощи схемы.

C:\Users\user\Desktop\17-10-2017_07-05-54\IMG_6358.JPG

  1. Ритм в стихах с использованием дополнительных предметов. Я использую палочки (отшлифованные, покрытые лаком). Дети, сидя на ковре в кругу, держат палочки в руках, стучат ими, используя разные комбинации:

− стучат палочками по полу;

− стучат ритмично палочкой о палочку по центру;

− стучат палочками друг о друга, но по их концам;

− стучат палочками, переворачивая их;

− передают ритмично палочки по кругу соседу, беря от соседа слева и т. д.)

  1. Канон — игра на развитие саморегуляции речи, пропевание слов, фраз и стихотворений. Дети встают в круг, пропевают любое стихотворение на одной ноте, далее делятся на два круга.

Канон для нескольких голосов. Мелодию поёт один голос — первый круг, следующий начинает эту же мелодию до того, как первый закончит. Потом таким же образом вступает следующий круг. Чаще всего каноны бывают на 2 и 3 голоса, иногда могут быть на 4 и 5 голосов.

Данные игры и упражнения помогают мне в работе по коррекции слоговой структуры речи и по развитию просодических компонентов речи детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие. — 3-е изд. — М.:ТЦ Сфера, 2017. — 64. (Библиотека Логопеда)
  2. Волкова Г. А., Логопедическая ритмика, — М.: Просвещение, 1985. — 191 с., ил. Учебное пособие для студентов «Дефектология»
  3. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей / И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева. — «Композитор — Санкт-Петербург», 2005. — 74
  4. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1961.
  5. Роот З. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Демонстрационный материал / З. Роот. — Айрис-Пресс, 2005.– 16
  6. Филичева Т..Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с. — (Библиотека логопеда-практика).
  7. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В., Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии», Санкт-Петербург, «Образование», 1994.
  8. Селиверстов В. И., Речевые игры с детьми, — Москва, «Владос», 1994.
  9. https://pedsovet.su/logoped/art/5909 Елена Мелюхина, Мария Бруковская, 07.09.2015 Нарушение слоговой структуры слова: коррекция, подготовка к коррекции. Методические рекомендации и упражнения
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, слог, слоговая структура, вариант игр, игра, палочка, ритм, слово, слоговая структура слова.


Похожие статьи

Развитие сложно-координированных движений рук с использованием бумажной филиграни в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Формирование первоначальных навыков плавания у детей дошкольного возраста на основе использования системы игр и игровых упражнений

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик

Профилактика травматизма у детей при занятиях танцами в стиле брейк-данс

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Формирование орфографического навыка на уроке русского языка в процессе использования дидактических игр

Похожие статьи

Развитие сложно-координированных движений рук с использованием бумажной филиграни в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Формирование первоначальных навыков плавания у детей дошкольного возраста на основе использования системы игр и игровых упражнений

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик

Профилактика травматизма у детей при занятиях танцами в стиле брейк-данс

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Формирование орфографического навыка на уроке русского языка в процессе использования дидактических игр

Задать вопрос