Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с помощью ИКТ, музыкально-дидактических игр и нестандартного оборудования (из опыта работы)
Автор: Шайдурова Ольга Ивановна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.
Дата публикации: 18.11.2024
Статья просмотрена: 14 раз
Библиографическое описание:
Шайдурова, О. И. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с помощью ИКТ, музыкально-дидактических игр и нестандартного оборудования (из опыта работы) / О. И. Шайдурова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9572/ (дата обращения: 17.12.2024).
Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, музыкально-дидактических игр, ИКТ и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Задачи:
– Представить педагогам приемы и формы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
– Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.
– Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Используемый материал: клавесы, нестандартное оборудование, музыкальные инструменты, проектор, ноутбук, цветная бумага, грецкие орехи, фрукты, тарелки, пособия по книге Е. Новоскольцевой «Этот удивительный ритм».
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Теоретическая часть:
Хочу начать свой мастер-класс следующими словами: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».
Кто может мне ответить чьи это слова? (Ответы педагогов) (Конфуций)
В рамках данного семинара хочу поделиться с вами своим опытом работы по формированию и развитию у воспитанников музыкально- ритмических способностей, а именно по развитию ритма у детей с помощью разных приёмов и форм работы.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.
Что же такое ритм?
Ритм — это чередование долгих и коротких длительностей.
Чувство ритма — это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным.
Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.
Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: начинаем занятия с муз приветствия, далее в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами.
Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка.
Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях. Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным, в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. А самыми первыми и незаменимыми инструментами, которые позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов являются звучащие жесты.
Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман.
Звучащие жесты — это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:
– хлопки (звонкие — всей ладонью, тихие — согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.); — шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
– притопы (всей стопой, пяткой, носком)
– щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Или как сейчас это называют боди-перкуссия — это вид творчества, в котором музыка и ритм создаются без использования инструментов с помощью голоса, хлопков, щелчков и ударов ногами.
В данной технике традиционно используют четыре основных body-звука (в порядке от самого низкого до самого высокого):
Топ-топ — топающий шаг.
Шлеп-шлеп — хлопки ладонями или по коленям (поочередно или одновременно).
Хлоп-хлоп — хлопанье в ладоши.
Щелк-щелк — щелчки большим и средним пальцами.
Боди-перкуссия оказывает благоприятное воздействие на физическое и эмоциональное состояние ребёнка, позволяет снять мышечные и психологические зажимы, развить психические процессы.
Поэтому сейчас я предлагаю на время превратиться в детей лет 5–6 и немного подвигаться вместе со мной!
Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Практическая часть:
Игра со звуками своего тела — это верный путь к началу импровизации детей. Спонтанная моторика тела даёт ребёнку удивительную эмоционально-двигательную разрядку. Видимо, поэтому и существует у всех народов мира.
Звучащие жесты — эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей.
- Упражнение «Передай ритм» (на столе с двух сторон лежит цветная бумага 4 с одной и 4 с другой стороны. Играющие располагаются друг против друга) здесь возможны два варианта либо все повторяют ритм ведущего, либо пары договариваются какой ритм по бумаге они будут передавать.
Фонограмма муз Жилинский Полька
- Также на чистых листах белой бумаги разлаживаются кружки по 2 и более играющие с помощью звучащих жестов передают ритм под музыку.
фонограмма Кукушка
В моей работе мне помогло пособие Е. Новоскольцевой «Этот удивительный мир». Здесь с младшей группы идёт постепенное развитие ритма с помощью игр с именами, с предметами, с помощью стихов, игрушек, картинок, знакомство с длительностями, с короткими и длинными звуками.
Кроме этого здесь показано как сделать эти пособия, я добавила и свои по временам года. Так как я веду дополнительное образование обучение детей игре на музыкальных инструментах, мне очень важно, чтобы дети слаженно играли в оркестре в унисон, правильно передавали ритм произведений, и в этом нам помогает тренажёр «Топай — хлопай»
Давайте сейчас с помощью картинок звучащих жестов передадим под музыку всё то что мы увидим, но будьте внимательны, можем разделиться на две команды и сыграть в двухголосие.
Упражнение «Топай-«хлопай»
Следующее что мне помогает в работе это конечно интернет. Я подобрала картотеку видео упражнений, по которым мы занимаемся с детьми. Много видео «Ритмяшек» у Ирины Бариновой. Логическое продолжение игр со звучащими жестами — это музицирование с инструментами. А затем уже и более сложная форма — синтез жестов, игры на музыкальных и шумовых инструментах и движений. детям очень нравится прохлопать сначала песню, а потом взять музыкальный инструмент и сыграть её.
Я предоставляю возможность детям побыть композиторами и сочинить свою мелодию и проиграть её либо на муз инструменте либо звуками своего тела.
В жизни все подчиняется ритму. Ритмичным бывает шаг, бег, ход часов, пульс, смена дня и ночи. На своих занятиях я использую игры с палочками — увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.
Упражнение «Ножки» И. Галянт с клавесами
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! — Ритмичные удары палочками по полу.
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! — Ритмичные удары в темпе бега.
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! — Удары свободными концом палочки об пол.
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! — Удары палочкой крест-накрест.
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! — Удары лежащих палочек друг о друга.
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхали! — Поглаживание руками лежащих палочек.
И опять всё начинали! — Ритмичные удары по полу.
Фонограмма «Сима мамка» — под музыку игра с клавесами.
Также развитие ритма осуществляю с помощью нестандартного оборудования, например, стаканы. Сейчас мы посмотрим, как мы с детьми играем стаканами.
Ну и наконец небольшой наш импровизированный оркестр.
Ритмическое упражнение «Паше-Паше» (Galyant-Fuga_Alafiya) обр. И.Галянт, Е Белозеров.
— участники берут любой предмет (шариковые ручки, карандаши, бутылочка с водой, и клавесы-по 2шт.)
— на первую часть: 1 хлопок перед собой, 1 хлопок по коленкам, 2 круговых движения руками вправо, влево;
— на вторую часть сначала слушаем задаваемый музыкой ритм, затем его простукиваем предметами по полу, или друг о друга, либо просто прохлопываем. Можно использовать пластмассовые стаканчики.
Игра в стаканы
А теперь инструменты нужно взять, Сказку ими обыграть. Я сейчас расскажу сказку, а вы будете озвучивать её. Чтобы сказка получилась красивой, нужно внимательно слушать и ритмично играть на инструментах.
Сказка-шумелка
Пришла Весна — видео
Шла красавица Весна (металлофон, треугольник). Торопилась, потому что пришло время будить солнышко (маленький колокольчик). Уж она к солнышку и так (м. колокольчик) и этак (м. колокольчик). Солнышко не просыпается (большой колокольчик, тихо). Расстроилась Весна и настойчиво стала будить солнышко (большой колокольчик, громко). Подхватилось перепуганное Солнышко и давай будить спящего Скворца (треугольник). Запел весёлый скворец (свистулька) и разбудил братьев близнецов Зайцев-трусишек (2 маракаса, киндеры, шакеры). Переглянулись они — потянулись и побежали гулять по лесу (ксилофон, клавеса). А Ёжик в кустах как зашуршит (целлофан, бумага). Испугались Зайцы (маракасы, киндеры, шакеры,) и бросились наутёк (трещотка, расчёска об расчёску). Бежали — бежали, устали…сели на пенёк передохнуть, а Дятел на суку как застучит (пробки, палочки, стук по упаковке). Бросились испуганные Зайцы бежать дальше. (трещотка, расчёска об расчёску). В самую чащу забежали, испугали Сову(угу-угу). Сова крыльями как захлопает (плотная бумажная салфетка, ткань). Побежали к речке, возле которой сидели Лягушки и громко шлёпали по воде (тарелочки, канстаньеты). Увидели Зайцев, испугались и попрыгали в воду (металлофон глиссандо). Зайцы обрадовались и говорят: «Все звери нас, Зайцев, боятся». Сказали так и поскакали в лес (ксилофон).
Ну и в конце моего сообщения давайте сохраним наш позитивный настрой и сыграем в ритмичную игру с орехами.
Ритмическая игра с орехами «Взял- отдал»
Дети сидят в кругу на коврике на коленях. Один орех кладётся в левую руку, другой лежит перед ребёнком на ковре.
1 ФРАЗА: 1 орех кладется на левую руку, и дети его накрывают у себя и передают соседу. 6 тактов 4/4
(Разучивается со словами «У МЕНЯ», «У СОСЕДА», «ВЗЯЛ», «ОТДАЛ»)
В проигрыше берут 2-ой орех
2 ФРАЗА: отстукивают ритм || III ||III ||II I||II I|| II I||III
Проговаривают слова: раз, два, раз, два, три
В проигрыше вновь кладут 2-ой орех перед собой
3 ФРАЗА: повтор 1 фразы, без слов: 6 тактов 4/4 в конце — поднимают руки с орешками ВВЕРХ!
Фонограмма Тумба-хэй 010–011
Игры с использованием жестов собственного тела, с помощью нестандартного оборудования позволяют детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и её ритмический рисунок.
На этом хочу закончить, если вы что-то смогли узнать новое или оживить старое это уже, то что время мы потратили не напрасно!
Литература:
- «Нескучная музыка для детей. Методика Карла Орфа».
- Т. Э. Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!» Пособие по элементарному музицированию.
- Т. Э. Тютюнникова «Вариации на тему Шульверка»