Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с помощью ИКТ, музыкально-дидактических игр и нестандартного оборудования (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 18.11.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Шайдурова, О. И. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с помощью ИКТ, музыкально-дидактических игр и нестандартного оборудования (из опыта работы) / О. И. Шайдурова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9572/ (дата обращения: 17.12.2024).



Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, музыкально-дидактических игр, ИКТ и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Задачи:

– Представить педагогам приемы и формы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

– Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.

– Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.

Используемый материал: клавесы, нестандартное оборудование, музыкальные инструменты, проектор, ноутбук, цветная бумага, грецкие орехи, фрукты, тарелки, пособия по книге Е. Новоскольцевой «Этот удивительный ритм».

Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.

Теоретическая часть:

Хочу начать свой мастер-класс следующими словами: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».

Кто может мне ответить чьи это слова? (Ответы педагогов) (Конфуций)

В рамках данного семинара хочу поделиться с вами своим опытом работы по формированию и развитию у воспитанников музыкально- ритмических способностей, а именно по развитию ритма у детей с помощью разных приёмов и форм работы.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

Что же такое ритм?

Ритм — это чередование долгих и коротких длительностей.

Чувство ритма — это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным.

Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.

Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: начинаем занятия с муз приветствия, далее в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами.

Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка.

Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях. Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным, в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. А самыми первыми и незаменимыми инструментами, которые позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов являются звучащие жесты.

Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман.

Звучащие жесты — это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:

– хлопки (звонкие — всей ладонью, тихие — согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.); — шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

– притопы (всей стопой, пяткой, носком)

– щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Или как сейчас это называют боди-перкуссия — это вид творчества, в котором музыка и ритм создаются без использования инструментов с помощью голоса, хлопков, щелчков и ударов ногами.

В данной технике традиционно используют четыре основных body-звука (в порядке от самого низкого до самого высокого):

Топ-топ — топающий шаг.

Шлеп-шлеп — хлопки ладонями или по коленям (поочередно или одновременно).

Хлоп-хлоп — хлопанье в ладоши.

Щелк-щелк — щелчки большим и средним пальцами.

Боди-перкуссия оказывает благоприятное воздействие на физическое и эмоциональное состояние ребёнка, позволяет снять мышечные и психологические зажимы, развить психические процессы.

Поэтому сейчас я предлагаю на время превратиться в детей лет 5–6 и немного подвигаться вместе со мной!

Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Практическая часть:

Игра со звуками своего тела — это верный путь к началу импровизации детей. Спонтанная моторика тела даёт ребёнку удивительную эмоционально-двигательную разрядку. Видимо, поэтому и существует у всех народов мира.

Звучащие жесты — эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей.

  1. Упражнение «Передай ритм» (на столе с двух сторон лежит цветная бумага 4 с одной и 4 с другой стороны. Играющие располагаются друг против друга) здесь возможны два варианта либо все повторяют ритм ведущего, либо пары договариваются какой ритм по бумаге они будут передавать.

Фонограмма муз Жилинский Полька

  1. Также на чистых листах белой бумаги разлаживаются кружки по 2 и более играющие с помощью звучащих жестов передают ритм под музыку.

фонограмма Кукушка

В моей работе мне помогло пособие Е. Новоскольцевой «Этот удивительный мир». Здесь с младшей группы идёт постепенное развитие ритма с помощью игр с именами, с предметами, с помощью стихов, игрушек, картинок, знакомство с длительностями, с короткими и длинными звуками.

Кроме этого здесь показано как сделать эти пособия, я добавила и свои по временам года. Так как я веду дополнительное образование обучение детей игре на музыкальных инструментах, мне очень важно, чтобы дети слаженно играли в оркестре в унисон, правильно передавали ритм произведений, и в этом нам помогает тренажёр «Топай — хлопай»

Давайте сейчас с помощью картинок звучащих жестов передадим под музыку всё то что мы увидим, но будьте внимательны, можем разделиться на две команды и сыграть в двухголосие.

Упражнение «Топай-«хлопай»

Следующее что мне помогает в работе это конечно интернет. Я подобрала картотеку видео упражнений, по которым мы занимаемся с детьми. Много видео «Ритмяшек» у Ирины Бариновой. Логическое продолжение игр со звучащими жестами — это музицирование с инструментами. А затем уже и более сложная форма — синтез жестов, игры на музыкальных и шумовых инструментах и движений. детям очень нравится прохлопать сначала песню, а потом взять музыкальный инструмент и сыграть её.

Я предоставляю возможность детям побыть композиторами и сочинить свою мелодию и проиграть её либо на муз инструменте либо звуками своего тела.

В жизни все подчиняется ритму. Ритмичным бывает шаг, бег, ход часов, пульс, смена дня и ночи. На своих занятиях я использую игры с палочками — увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.

Упражнение «Ножки» И. Галянт с клавесами

Ножки, ножки, вы шагали?

Мы шагали, мы шагали! — Ритмичные удары палочками по полу.

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали! — Ритмичные удары в темпе бега.

Ножки, ножки, вы стучали?

Мы стучали, мы стучали! — Удары свободными концом палочки об пол.

Ножки, ножки, вы плясали?

Мы плясали, мы плясали! — Удары палочкой крест-накрест.

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали, мы устали! — Удары лежащих палочек друг о друга.

Ножки, ножки, отдыхали?

Отдыхали, отдыхали! — Поглаживание руками лежащих палочек.

И опять всё начинали! — Ритмичные удары по полу.

Фонограмма «Сима мамка» — под музыку игра с клавесами.

Также развитие ритма осуществляю с помощью нестандартного оборудования, например, стаканы. Сейчас мы посмотрим, как мы с детьми играем стаканами.

Ну и наконец небольшой наш импровизированный оркестр.

Ритмическое упражнение «Паше-Паше» (Galyant-Fuga_Alafiya) обр. И.Галянт, Е Белозеров.

— участники берут любой предмет (шариковые ручки, карандаши, бутылочка с водой, и клавесы-по 2шт.)

— на первую часть: 1 хлопок перед собой, 1 хлопок по коленкам, 2 круговых движения руками вправо, влево;

— на вторую часть сначала слушаем задаваемый музыкой ритм, затем его простукиваем предметами по полу, или друг о друга, либо просто прохлопываем. Можно использовать пластмассовые стаканчики.

Игра в стаканы

А теперь инструменты нужно взять, Сказку ими обыграть. Я сейчас расскажу сказку, а вы будете озвучивать её. Чтобы сказка получилась красивой, нужно внимательно слушать и ритмично играть на инструментах.

Сказка-шумелка

Пришла Весна — видео

Шла красавица Весна (металлофон, треугольник). Торопилась, потому что пришло время будить солнышко (маленький колокольчик). Уж она к солнышку и так (м. колокольчик) и этак (м. колокольчик). Солнышко не просыпается (большой колокольчик, тихо). Расстроилась Весна и настойчиво стала будить солнышко (большой колокольчик, громко). Подхватилось перепуганное Солнышко и давай будить спящего Скворца (треугольник). Запел весёлый скворец (свистулька) и разбудил братьев близнецов Зайцев-трусишек (2 маракаса, киндеры, шакеры). Переглянулись они — потянулись и побежали гулять по лесу (ксилофон, клавеса). А Ёжик в кустах как зашуршит (целлофан, бумага). Испугались Зайцы (маракасы, киндеры, шакеры,) и бросились наутёк (трещотка, расчёска об расчёску). Бежали — бежали, устали…сели на пенёк передохнуть, а Дятел на суку как застучит (пробки, палочки, стук по упаковке). Бросились испуганные Зайцы бежать дальше. (трещотка, расчёска об расчёску). В самую чащу забежали, испугали Сову(угу-угу). Сова крыльями как захлопает (плотная бумажная салфетка, ткань). Побежали к речке, возле которой сидели Лягушки и громко шлёпали по воде (тарелочки, канстаньеты). Увидели Зайцев, испугались и попрыгали в воду (металлофон глиссандо). Зайцы обрадовались и говорят: «Все звери нас, Зайцев, боятся». Сказали так и поскакали в лес (ксилофон).

Ну и в конце моего сообщения давайте сохраним наш позитивный настрой и сыграем в ритмичную игру с орехами.

Ритмическая игра с орехами «Взял- отдал»

Дети сидят в кругу на коврике на коленях. Один орех кладётся в левую руку, другой лежит перед ребёнком на ковре.

1 ФРАЗА: 1 орех кладется на левую руку, и дети его накрывают у себя и передают соседу. 6 тактов 4/4

(Разучивается со словами «У МЕНЯ», «У СОСЕДА», «ВЗЯЛ», «ОТДАЛ»)

В проигрыше берут 2-ой орех

2 ФРАЗА: отстукивают ритм || III ||III ||II I||II I|| II I||III

Проговаривают слова: раз, два, раз, два, три

В проигрыше вновь кладут 2-ой орех перед собой

3 ФРАЗА: повтор 1 фразы, без слов: 6 тактов 4/4 в конце — поднимают руки с орешками ВВЕРХ!

Фонограмма Тумба-хэй 010–011

Игры с использованием жестов собственного тела, с помощью нестандартного оборудования позволяют детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и её ритмический рисунок.

На этом хочу закончить, если вы что-то смогли узнать новое или оживить старое это уже, то что время мы потратили не напрасно!

Литература:

  1. «Нескучная музыка для детей. Методика Карла Орфа».
  2. Т. Э. Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!» Пособие по элементарному музицированию.
  3. Т. Э. Тютюнникова «Вариации на тему Шульверка»
Задать вопрос