Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в развитии темпо-ритмической стороны речи дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (484) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 14.09.2023

Статья просмотрена: 660 раз

Библиографическое описание:

Николаева, А. Ю. Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в развитии темпо-ритмической стороны речи дошкольников / А. Ю. Николаева, Л. М. Гришина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 37 (484). — С. 116-118. — URL: https://moluch.ru/archive/484/105957/ (дата обращения: 22.11.2024).



Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя имеет важное значение в развитии темпо-ритмической стороны речи у детей. Темп и ритм являются основными компонентами языка, которые играют ключевую роль в формировании четкости и плавности произношения. Учитель-логопед, обладая специализированными знаниями о развитии речи, может помочь музыкальному руководителю определить проблемные аспекты темпо-ритмической стороны речи у детей и предложить соответствующие коррекционные методики. В свою очередь, музыкальный руководитель может использовать музыку и игровые элементы для развития темпо-ритмической стороны речи у детей. При совместной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя создается благоприятная среда для эффективного развития этого аспекта речи у детей, что способствует повышению качества и понятности произношения.

Основные задачи учителя-логопеда и музыкального руководителя в развитии темпо-ритмической стороны речи:

Основной задачей учителя-логопеда и музыкального руководителя в развитии темпо-ритмической стороны речи является формирование у детей навыков правильного темпа и ритма при произнесении слов и фраз. Учитель-логопед специализируется на коррекции речевых нарушений, а музыкальный руководитель имеет опыт работы с музыкой, таким образом, совместное воздействие этих специалистов может значительно повлиять на развитие темпо-ритмической стороны речи.

Учитель-логопед помогает детям улучшить плавность и четкость произношения слов, а также контролировать скорость и интонацию речи. Он использует различные методики и игры для тренировки правильного темпа и ритма. Музыкальный руководитель дополняет работу учителя-логопеда, применяя музыкальные инструменты, песни или композиции для обучения детей основам темпа и ритма.

Синхронное воздействие учителя-логопеда и музыкального руководителя на развитие темпо-ритмической стороны речи позволяет детям лучше улавливать и воспроизводить музыкальные ритмы, что положительно сказывается на их способности правильно произносить слова и фразы

Методы и техники взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя при работе над темпо-ритмической стороной речи

Один из методов взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя — это совместное проведение занятий. Учитель-логопед и музыкальный руководитель работают параллельно, создавая индивидуальные программы для каждого ребенка. Они используют различные игры, песни и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи.

Еще одной эффективной техникой является использование музыкальных инструментов в работе над темпо-ритмической стороной речи. Учитель-логопед может предложить детям играть на барабане или других перкуссионных инструментах, чтобы помочь им осознать и контролировать свое дыхание, а также развить четкость и ритмичность речи.

Также в работе с детьми используется методика музыкальных импровизаций. Учитель-логопед и музыкальный руководитель приглашают детей создавать свою собственную музыку, сочетая ее с произнесением слов и фраз.

Примеры практической работы учитель-логопеда и музыкального руководителя в развитии темпо-ритмической стороны речи:

Практическая работа учитель-логопеда и музыкального руководителя в развитии темпо-ритмической стороны речи основана на использовании музыки как эффективного инструмента для тренировки речевых навыков. Например, одним из методов является использование музыкальных инструментов, таких как барабаны или маракасы, для помощи детям в осознании и контроле своего темпо-ритма речи.

Учитель-логопед и музыкальный руководитель также могут проводить специальные занятия, направленные на обучение детей правильной артикуляции и расстановке ударений в словах. Например, они могут использовать песни с выделенными ударениями или игры с повторением слов с акцентом на определенные слоги.

Кроме того, учитель-логопед и музыкальный руководитель часто проводят совместные занятия по развитию слухового восприятия и координации движений. Они используют разнообразные игры со звуками, ритмами и движениями, чтобы помочь детям лучше воспринимать и передавать ритмическую структуру слов и фраз.

Таким образом, совместная работа учитель-логопеда и музыкального руководителя играет важную роль в развитии темпо-ритмической стороны речи.

Практические приемы и упражнения для работы с темпо-ритмической стороной речи дошкольников.

Внимание и память дошкольников — это как глина, которую можно легко моделировать. Мы рассмотрим практические приемы и упражнения, которые помогут развить темпо-ритмическую сторону речи у детей дошкольного возраста.

Одной из важных составляющих развития речи является формирование темпо-ритмической стороны. Темп– это скорость произношения слов и фраз, а ритм — правильное расстановка акцентов и пауз в речи. Умение контролировать свой темп и ритм поможет ребенку не только выразительно общаться, но и лучше запоминать информацию.

В ходе работы с детьми можно использовать различные игры и упражнения, направленные на развитие темпо-ритмической стороны речи. Например, можно проводить игры на повторение звуковых последовательностей или задания на восприятие и передачу мелодичности слов. Также очень полезными будут занятия с музыкальными инструментами, так как они способствуют развитию ритма и музыкального слуха.

Эффективные приемы и упражнения помогут развить темпо-ритмическую сторону речи дошкольников, что в свою очередь положительно скажется на их коммуникативных навыках и памяти. Отдельное внимание следует уделять индивидуальным особенностям каждого ребенка, чтобы подход был максимально эффективным и интересным для него.

Основные принципы работы с темпо-ритмической стороной речи дошкольников включают в себя несколько ключевых аспектов:

– во-первых, важно помнить о создании комфортной и спокойной обстановки для работы с детьми. Ритмические упражнения должны проводиться в игровой форме, с использованием музыкальных инструментов или песен. Это поможет привлечь внимание детей и создать положительное настроение;

– во-вторых, необходимо учитывать возрастные особенности детей. Для младших дошкольников лучше подходят простые и короткие ритмические задания, такие как хлопанье в ладоши или повторение звуковых имитаций. Старшим дошкольникам можно предложить более сложные задания, например, исполнение ритмических паттернов на различных инструментах.

Также следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Некоторые дети могут испытывать трудности с определением ритма или сохранением постоянного темпа. В таких случаях рекомендуется проводить индивидуальные занятия, где можно уделить больше внимания конкретным проблемам и разработать индивидуальную программу работы.

Наконец, важно подчеркнуть значимость регулярной практики.

Одним из эффективных упражнений для развития ритма и интонации у детей дошкольного возраста является игра «Музыкальные слова». В ходе этой игры детям предлагается произносить слова или фразы с определенной мелодичностью, подобно песне или музыке. Это помогает детям осознать ритмичность своей речи и научиться контролировать интонацию.

Другим полезным упражнением является «Шумная речь». Детям предлагается произнести фразу или текст с различными интонациями: громко, тихо, высоко, низко и т. д. Это помогает детям различать и использовать разные модуляции голоса для передачи эмоций и акцентирования важных моментов в речи.

Также можно проводить упражнения на развитие ритма с помощью звуковых инструментов, таких как маракасы или бубенцы. Детям предлагается повторять за взрослым определенные ритмические последовательности, которые они создают, используя эти инструменты

Правильный темп речи является важным аспектом развития речевых навыков у детей дошкольного возраста. Для формирования правильного темпа речи необходимо использовать специальные техники и приемы, которые помогут детям осознать и контролировать свое высказывание.

Один из эффективных приемов — игра в «Бегущую строку». Во время этой игры дети должны повторять предложения с заданным темпом, имитируя движение бегущей строки. Это поможет им научиться говорить с определенной скоростью и плавностью.

Другая полезная техника — работа с музыкальными метрономами или музыкальными инструментами. Ребенку предлагается произносить слова или фразы в такт звукам или ритмическим фигурам, что помогает ему улучшить свою речевую координацию и контроль над темпом.

Также можно использовать упражнения на замедление или ускорение речи. Например, поочередно произносить слова очень медленно, затем очень быстро. Это поможет детям осознать различные темпы и научиться адаптироваться к ним.

Необходимо помнить, что эти техники и приемы должны использоваться в игровой форме, чтобы привлечь интерес детей. Также важно поощрять их за достижения и поддерживать мотивацию для работы над правильным темпом речи.

Игровые задания играют важную роль в развитии темпо-ритмической стороны речи у дошкольников. Они помогают детям осознать и контролировать свое дыхание, а также научиться правильно расставлять ударения и интонации при произнесении слов и фраз.

Одно из практических упражнений — «Музыкальное чтение». Дети садятся в круг, каждому выдают небольшую по размеру карточку с написанными на ней словами или фразами. Ведущий начинает игру, читая свое предложение с определенным ритмом. После этого передает карточку соседу по часовой стрелке, который должен повторить прочитанное предложение, сохраняя его ритм. Таким образом, слова и фразы звучат как бы под музыку.

Еще одно интересное упражнение — «Ритмический аккордеон». Дети становятся в шеренгу или круг и начинают передвигаться по команде ведущего: «Вправо!», «Влево!», «Стоять!». При каждой команде они выполняют движения (сжимаются или разжимаются), сохраняя определенный ритм. Также можно добавить звуковые эффекты, например, при команде «Вправо!» — хлопок в ладоши, при команде «Стоять!» — топот ног и т.д

Заключение: Значимость взаимодействия учитель-логопеда и музыкального руководителя в развитии темпо-ритмической стороны речи

Взаимодействие между учитель-логопедом и музыкальным руководителем играет важную роль в развитии темпо-ритмической стороны речи у детей. Оба этих специалиста имеют свои уникальные методы работы, которые, комбинируясь, помогают эффективно развивать и совершенствовать навыки темпо-ритмического произношения.

Учитель-логопед занимается коррекцией речевых нарушений и проблемных зон в произношении. Он работает над правильной артикуляцией звуков, развивает слуховую обработку речи и повторение за моделью. Музыкальный руководитель же способствует развитию музыкальных способностей у детей, помогая им осваивать такие элементы, как темп, ритм и интонация.

Общая работа учитель-логопеда и музыкального руководителя позволяет эффективнее формировать навыки темпо-ритмического произношения у дошкольников любой возрастной группы.

Литература:

  1. Артемова Е. Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: монография / Е. Э. Артемова. — М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. — 123 с.
  2. Белякова Л. И., Филатова Ю. О. Ритм речевых и неречевых процессов у детей в норме и при речевой патологии. Вопросы психолингвистики. — 2012. — № 16. — С. 84–91.
  3. Большакова С. Е. Речевые нарушения и их преодоление сб. упражнений. С. Е. Большакова. — Москва, 2005.
  4. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2005. — 320 с.
  5. Максакова, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок: пособие для воспитателей дет. сада / А. И. Максакова. — М.: Просвещение, 1982. — 159с.
  6. Поварова, И. А. Комплексная логопедическая работа по коррекция темпоритмических нарушений речи у заикающихся подростков и взрослых: дис. … канд. пед. наук / И. А. Поварова. — СПб., 2001. — 229 с.
  7. Фетисова О. Г., Фетисов Г. М. Коррекция темпоритмоинтонационной организации речи у младших школьников // Мир науки, культуры, образования. — 2009. — № 4. — С. 282–284.
  8. Филичева Т. Б., Орлова О. С., Туманова Т. В. Основы дошкольной логопедии / Филичева Т. Б., Орлова О. С., Туманова Т. В. и др. — Москва: Эксмо, 2017. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальный руководитель, темпо-ритмическая сторона речи, ребенок, развитие, игра, ритм, фраза, дошкольный возраст, правильный темп речи, произнесение слов.


Похожие статьи

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя при адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в развитии речи детей с ОВЗ

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия и цветоразличения в условиях ДОУ

Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя в процессе проведения интегрированных занятий с дошкольниками со зрительными нарушениями

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в образовании детей дошкольного возраста

Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы

Роль воспитателя в использовании музыкально-ритмических упражнений для успешного формирования пространственной ориентировки у дошкольников

Похожие статьи

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя при адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в развитии речи детей с ОВЗ

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия и цветоразличения в условиях ДОУ

Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя в процессе проведения интегрированных занятий с дошкольниками со зрительными нарушениями

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в образовании детей дошкольного возраста

Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы

Роль воспитателя в использовании музыкально-ритмических упражнений для успешного формирования пространственной ориентировки у дошкольников

Задать вопрос