Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (256) май 2019 г.

Дата публикации: 01.05.2019

Статья просмотрена: 767 раз

Библиографическое описание:

Чертыгашева, А. А. Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха / А. А. Чертыгашева, К. И. Султанбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/archive/256/58553/ (дата обращения: 16.12.2024).



В общем развитии детей дошкольного возраста важную роль играет процесс развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук — это кратчайший путь для достижения максимальных успехов в развитии детей. Научно доказанным является факт, что внимание, координация движений, мышление, воображение, зрительная и двигательная память, наблюдательность, речь — всё это напрямую связано с мелкой моторикой рук. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, развитию творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, а самое главное, сохранению психического и физического здоровья детей [1].

Проблемой развития мелкой моторики детей занимались такие учёные, как В. П. Бехтеров, В. П. Павлов, А. А. Сеченов, А. А. Ухтомский и др. Данные исследователи указывали исключительную роль двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная [3].

Не менее актуальной на сегодняшний день является проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха. Это связано с тем, что для детей данной категории характерна задержка в развитии двигательной сферы, выражающаяся в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. Возможность познания окружающей среды детьми с нарушениями слуха оказывается обедненной, дети, из-за недостаточно развитой моторики часто чувствуют себя несостоятельными при выполнении заданий, доступных сверстникам, что влияет на их эмоциональное благополучие и самооценку. С течением времени уровень развития сложных координированных движений руки у детей с нарушениями слуха, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности [5].

Эффективным средством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха являются дидактические игры. Использование дидактических игр в развитии мелкой моторики детей указанной категории способствует максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) и переработки информации [7].

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения [2].

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент [10].

Дидактические игры являются как бы инсценировкой рифмованных историй, сказок, рассказываемых при помощи пальцев. Многие дидактические игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Развитию мелких мышц пальцев и кистей рук способствуют игры со строительным материалом, игры с мозаикой, застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, молний и др. [9].

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают дидактические игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями [8].

Многообразие видов, форм, конфигураций пирамидок, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать детям новое задание. Мозаика и конструктор способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время дидактической игры с мозаикой дети постоянно манипулируют деталями, проявляют сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. Дидактические игры с использованием шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», способствуют развитию речи, развивают творческие способности, усидчивость и т. д. [4].

Дидактические игры в сухом бассейне, во время которых дети ищут мелкие игрушки, погружаясь в наполнитель, позволяют массировать ручки детей, в результате чего их пальцы становятся более чувствительными, а движения — координированными [6].

Дидактические игры с бусинками, во время которых дети нанизывают на веревочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, способствуют совершенствованию координации движения рук, системы «глаз-рука».

Дидактические игры с использованием прищепок развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи [9].

Итак, развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха, является актуальной психолого-педагогической проблемой. Решение данной проблемы предполагает организацию работы с детьми данной категории по развитию у них дифференцированных и сложно скоординированных движений кистей и пальцев рук при выполнении различных действий. Эффективным средством развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха, являются дидактические игры — игры с предметами, игрушками, природным материалом, настольно-печатные, словесные.

Литература:

  1. Абрамова, И. Г. Использование дидактической игры в развитии дошкольника / И. Г. Абрамова. — М., 2000. — 210 с.
  2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада / А. К. Бондаренко. — М., 2011. — 160 с.
  3. Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр / В. М. Букатов. — М., 2011. — 180 с.
  4. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / Автор сост. О. А. Зажигина. — СПб.: Детство-Пресс, 2014. — 170 с.
  5. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. — М., 2003. — 210 с.
  6. Кругликов, В. Н. Дидактические игры в ДОУ / В. Н. Кругликов. — М., 2005. — 180 с.
  7. Ноткина, Н. А. Развитие произвольных движений / Н. А. Ноткина. — М., 2011. — 320 с.
  8. Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику / Т. А. Ткаченко. — М.: Издательство ЭКСМО, 2007. — 130 с.
  9. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. — М., 2006. — 280 с.
  10. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М., 2009. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, игра, мелкая моторика детей, мелкая моторика, ребенок, имеющее нарушение слуха, мелкая моторика рук, нарушение слуха, развитие, активное обучение.


Похожие статьи

Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Бизиборд как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Бизиборд как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Задать вопрос