Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сапрыкина, О. В. Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии / О. В. Сапрыкина, Л. Н. Витязь, С. Я. Комарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 27 (161). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/161/45060/ (дата обращения: 16.11.2024).



Стёртая дизартрия встречается в логопедической практике довольно часто и диагностируется после пяти лет.

По мнению Мастюковой М. Е., дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Л. В. Лопатина отметила, что стёртая дизартрия — это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

В классификации дизартрии — стёртая форма дизартрии — одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Основные симптомы: комбинаторность разнообразных нарушений моторной реализации речи, вялость речевой деятельности из-за частичной блокады речевого аппарата, губы и язык мало подвижны, при выполнении артикуляционных упражнений, проявляется слабость выраженности; невнятная невыразительная речь, плохая дикция; нарушение воспроизведению требуемых интонаций.

Коррекционная работа по преодолению особенностей артикуляционной и мимической моторики у детей со стертой формой дизартрии

При стертой форме дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических операций, поэтому важнейшим направлением коррекционно-логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики. Эту работу осуществляют по двум направлениям:

  1. формирование кинестетической основы движения: ощущение положения органов артикуляции;
  2. формирование кинетической основы движения: сами движения языка и артикуляционных органов.

Предопределяющим моментом при постановке звука является формирование статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий и кинестетического образа движений артикуляционных мышц. Работу необходимо проводить с максимальным подключением всех анализаторов. Важно, чтобы ребенок мог ощутить в момент артикуляции положение и движения артикуляторных органов.

Необходим учет разнообразных осязательных ощущений: ощущение рукой вибрации в области гортани при произнесении звонких согласных, длительность и плавность выдыхаемой струи при произнесении щелевых звуков, краткость артикуляции, ощущение толчка воздуха при произнесении смычных согласных, ощущение узкой струи воздуха, широкой, температурные — холодная или тёплая струя.

При постановке звуков значимо, чтобы дети знали артикуляционный уклад звука, умели рассказать и показать в каком положении находятся губы, зубы, язык, вибрируют или нет голосовые складки, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха, характер выдыхаемой струи. Полезно сравнение речевых звуков с неречевыми. Такое осознанное овладение правильной артикуляцией имеет большое значение для формирования правильного артикуляционного образа звука его произнесения и его различения с другими звуками.

При формировании кинетической основы артикуляторных движений существенное внимание нужно уделять упражнениям, направленным на выработку необходимого качества движений: объема, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на воспитание умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Для этого используются традиционные артикуляционные упражнения для развития динамической координации движений, а также для положительной динамики специальные комплексы упражнений с учетом специфики нарушения.

Необходимо осуществлять дифференцированный подход в преодолении дизартрии, с повышенным или пониженным мышечным тонусом.

Для развития подвижности языка при дизартрии следующие приёмы:

‒ положить кусочек сахара (леденца) между щекой и зубами — для стимуляции движений языка в сторону;

‒ дотронуться до кончика языка холодным металлическим предметом (шпателем) — для сокращения кончика языка;

‒ намазать нижнюю губу вареньем или протягивать к губам ребёнка конфету — для выработки движения языка вперёд к губам.

Комплекс артикуляционной гимнастики, выполняемых функциональной нагрузкой

Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Наиболее активно участвует в образовании звуков язык и от его положения, от того, какую форму он принимает зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.

Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики с детьми со стертой формой дизартрии как с логопедом, воспитателями группы компенсирующей направленности, так и с родителями способствует развитию мышц лицевой и артикуляционной моторики, продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии — усвоению слов сложной слоговой конструкции.

  1. «ЗАБОРЧИК». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 10–15 сек.
  2. «ЧАСИКИ». Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет или сопровождается словами: тик-так, тик-так. Время выполнения — 20 сек.
  3. «ФУТБОЛ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.15–20сек.
  4. «НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.
  5. «ЛОПАТКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Удерживать 10–15 сек.
  6. «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  7. «ЧАШЕЧКА». Рот открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Удерживать 10–15 сек.
  8. «КАЧЕЛИ». Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык к верхней губе и удерживать под счет от 1 до 5. Выполнять 4–6 раз.
  9. «БАРАБАНЧИК». Улыбнуться, широко открыть рот. Кончиком языка с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом произносить звук «д-д-д-д-д-д», сначала медленно, постепенно убыстряя темп.
  10. «ТРУБОЧКА». Губы вытянуты трубочкой. Язык, свернутый трубочкой, сквозь губы. Плавно подуть на кончик языка, не надувая щеки. Выполнять 3–4 раза по 5–7 сек.
  11. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5–6 раз.
  12. «ЛОШАДКА». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот на ширину пальца и пощелкать кончиком языка. Выполнять 10–15 раз.
  13. «ГРИБОК». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык присосать к небу. Выполнять 5–6 раз.
  14. «МАЛЯР». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
  15. «ПАРУС». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2–3 раза.
  16. «ЗАВЕДИ МОТОРЧИК». Артикуляция как в упражнении «барабанчик». На выдохе резко подуть на язычок — образуется вибрация на кончике языка.

Литература:

  1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. — М., 2008.
  2. Логопедия/ Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; под ред. Л. С. Волковой. — М.: Просвещение, 1989.
  3. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — СПб: РГПУ, 2001.
  4. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами; учебное пособие / под ред. Е. А. Логоновой. — СПб. «Союз», 2005. — 192 с.
  5. Киселева В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. — М., 2007.
  6. Федосова О. Ю. Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии
  7. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): кончик языка, рот, широкий язык, нижняя губа, артикуляционная гимнастика, зуб, речевой аппарат, стертая форма дизартрии, язык, артикуляционная моторика.


Похожие статьи

Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Особенности формирования фонематического слуха у детей с задержкой психического развития

Функциональное состояние вегетативной нервной системы у детей младшего школьного возраста с головными болями

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития

Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией

Особенности личностного развития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

Компенсаторные возможности коррекционной ритмики для развития психомоторной сферы детей с задержкой психического развития

Похожие статьи

Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Особенности формирования фонематического слуха у детей с задержкой психического развития

Функциональное состояние вегетативной нервной системы у детей младшего школьного возраста с головными болями

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития

Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией

Особенности личностного развития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

Компенсаторные возможности коррекционной ритмики для развития психомоторной сферы детей с задержкой психического развития

Задать вопрос