Развитие мелкой моторики с целью стимуляции высших психических функций у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 01.02.2020

Статья просмотрена: 1080 раз

Библиографическое описание:

Гончарова, Н. В. Развитие мелкой моторики с целью стимуляции высших психических функций у детей дошкольного возраста / Н. В. Гончарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 306-308. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66959/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена исследованию взаимосвязи высших психических функций с совокупностью скоординированных действий ребенка, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.Описываются обучающие задания, которые построены с учетом разного уровня сложности и целевой направленности, позволяют педагогу осуществлять анализ и оценку полученных данных, проводить исследования процессов и механизмов психофизиологических и психических функций, активизируют когнитивные процессы.

Ключевые слова: мелкая моторика, высшие психические функции, дошкольники.

Актуальность исследования. У детей с более развитой мелкой моторикой кистей и пальцев рук более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь и мышление. Чем более ловкие движения пальцев рук у

ребенка, тем быстрей он освоит речь, а, следовательно, и все когнитивные процессы, так как они взаимосвязаны. В связи с эти многие специалисты рекомендуют развивать моторику с раннего возраста.

Проблема научного исследования. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Анализ работ, посвященных изучению мелкой моторики и ее развития с целью стимуляции высших психических функций у детей дошкольного возраста, показал, что проблема изучена достаточно хорошо в рамках коррекционных мероприятий. Существуют практические рекомендации по осуществлению данного вида деятельности. Например, Т. А. Ткаченко разработала систему из множества занимательных упражнений для развития пальцевой моторики у дошкольников. Занятия по ее системе помогут придать пальцевым движениям ребенка силу, точность и согласованность, а также обеспечат стимулирование важнейших зон в коре головного мозга [5].

Анализ развития психомоторики у дошкольников, показал, что отечественные авторы Н. А. Бернштейн, Л. В. Гуровец, С. И. Маевская Н. И. Озерецкий, И. М. Сеченов и др. предлагают различные классификации, в которые входит около тридцати пяти психомоторных качеств. Наиболее значимыми психомоторными качествами считаются скорость реакций и движений, быстрота установки, переключаемость и т. д., а также статическая и динамическая координация, сенсомоторная координация.

Наибольшее внимание А. В. Запорожец уделяет психомоторным качествам, чувство ритма и развитию мелкой моторики [3].

О необходимости развития мелкой моторики в дошкольном возрасте писал Ю. В. Микадзе, указывая на то, что в раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга. Активное созревание двигательной коры продолжается в моторном поле до 3 лет, а мелкая моторика — это психомоторное качество, развивающееся на основе оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, мелкой мускулатуры пальцев рук и кистей [4].

Ученые исследователи Л. В. Занков, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, В. А. Сухомлинский и другие авторы считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из симптомов умственного недоразвития.

В результате изучения научной и методической литературы по проблеме исследования была сформулирована цель исследования — разработать и экспериментально проверить эффективность программы по развитию мелкой моторики в познавательной и практической деятельности, а также стимуляции высших психических функций у детей дошкольного возраста.

Задачи:

– разработать программу по развитию мелкой моторики в познавательной и практической деятельности, а также стимуляции высших психических функций у детей дошкольного возраста;

– реализовать программу в старшей дошкольной группе дошкольной образовательной организации;

– провести сравнительный анализ развития мелкой моторики у старших дошкольников на начальном этапе с результатом мониторинга после года реализации программы.

Объект исследования: процесс стимуляции высших психических функций у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — содержание работы по развитию мелкой моторики у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.

Методы исследования и испытуемые

Исследование проходило в 2019 году в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении Рамонский детский сад № 4 Рамонского Муниципального района Воронежской области. В настоящее время программа реализуется, а результаты исследования являются промежуточными.

Участвовали старшие дошкольники. Всего участников — 20 детей с различным уровнем развития и способностей.

Методы исследования. Программа, содержащая следующие разделы: упражнения «Пальчиковая гимнастика»; занятия в кукольном и пальчиковом театре; творческие мастерские (лепка, квилинг, аппликация, пазлы, валяние игрушек из шерсти, создание творческих проектов «Лесная опушка», «Теремок», «Домик дедушки Мороза», создание фетровых игрушек и др.); теневой театр и пальчиковый футбол и др. Раздел сенсомоторная коррекция включает занятия: «Неваляшки», «Жучки ищут цветочек», танцевальная ритмика, «кулак — ребро — ладонь», «Повтори движения за мной», игры «Из чемодана», «Ловкие пальчики» и др. Эффективность показали такие упражнения, как «Зеркало», «Синхронные игры с мячом», «Игры песком», «Рисунки песком» и др.

Результаты и их обсуждение

Рассмотрены высшее психические функции как сложные системные образования, которые отличаются психических явлений. По определению Л. С. Выготского они представляют собой «психологические системы» которые создаются «путем надстройки новых образований над старыми с сохранение старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого» [2].

Основные характеристики высших психических функций –осознанность, произвольность и опосредовательность. Они представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции, как «психологические системы».

Влияние уровня развития мелкой моторики на стимуляцию высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста выявлено при реализации программы. Сравнительный анализ отражен в таблице.

Таблица 1

Сравнительный анализ развития высших психических функций удетей старшего дошкольного возраста (данные в% оценка о 5-бальной шкале)

Высшие психические функции

Начало реализации программы

Конечный результат

1

Речь

3,367

4,132

2

Память

4,234

4,259

3

Мышление

2,568

3,367

5

Восприятие

4,342

4,349

6

Воля

3,876

3,887

7

Внимание

3,895

4,031

8

Социальные эмоции

4,032

4,132

Выводы: проведенный сравнительный анализ развития высших психических функций через развитие мелкой моторки выявил своеобразие мелкой моторики старших дошкольников. Данные, представленные в таблице, показывают результативность реализации программы. Значительное увеличение уровня психических функций зафиксированы речь, мышление, внимание. Таким образом, уставлено, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием психических функций.

Следует отметить, что развитие мелкой моторики выражается не только в умении ребенка работать с предлагаемым материалом, но и в умении организовать свою деятельность, приложить волевые усилия, проанализировать свою деятельность.

Знание и учет особенностей психических функций дошкольников дает возможность педагогам улучшить образовательный процесс в дошкольной образовательной организации, что позволит более целесообразно использовать индивидуальный и дифференцированный подходы, организовать оптимально комфортную развивающую предметно- пространственную среду, обеспечивающую актуализацию психических функций.

Литература:

  1. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966, — 349 с.
  2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: АПН РСФСР, 1960. — 499 с.
  3. Запорожец А. В. Восприятие и действие. М., 2007. — 323 с.
  4. Микадзе Ю. В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие. — СПб: Питер, 2008. — 288 с.
  5. Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010–50 с.
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, функция, дошкольный возраст, развитие, дошкольная образовательная организация, палец рук, реализация программы, ребенок, головной мозг, практическая деятельность.


Похожие статьи

Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации

В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность

Статья раскрывает возможности театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников. Описана творческая деятельность педагога и ребенка, связанная с созданием образов, отношений, действий, где используются различные выразительные средства: мимик...

Изучение взаимосвязи зрительно-моторной реакции и когнитивных способностей у детей с нарушением интеллекта

Статья посвящена изучению взаимосвязи между зрительно-моторной реакцией и умственными способностями детей. Координация сенсорных и моторных компонентов двигательного действия является важнейшим условием функционирования сенсорной системы. В статье пр...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий

В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В п...

Особенности формирования графомоторных навыков у детей с сочетанием зрительных и интеллектуальных нарушений

В статье представлены краткие сведения о специфике протекания психических процессов у слабовидящих младших школьников с нарушениями интеллекта и особенностях формирования графо-моторных навыков у детей с сочетанием зрительных и интеллектуальных расст...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования с помощью приемов нейропсихологии

В статье представлены упражнения, направленные на помощь в развитии сенсорной интеграции, межполушарного взаимодействия, на стимуляцию мозжечковой зоны коры головного мозга, которые не «выравнивают» последствия речевых недостатков, а влияют на их при...

Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и танцев

Статья посвящена анализу музыкально-ритмической деятельности и ее роли в процессе формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется обзору коммуникативных танцев-игр как одного из основных мето...

Кинестетическая сказка как средство развития высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи

Статья представляет собой описание результатов теоретического анализа научных исследований по проблеме развития высших психических функций у дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями. Обосновывается взаимосвязь развития высших психических функций ...

Обогащение двигательного опыта старших дошкольников средствами скиппинга

Обогащение двигательного опыта старших дошкольников средствами скиппинга является актуальной темой исследования, что связано с тем, что одной из самых важных задач дошкольных учреждений является повышение двигательной активности и стимулирование мото...

Похожие статьи

Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации

В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность

Статья раскрывает возможности театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников. Описана творческая деятельность педагога и ребенка, связанная с созданием образов, отношений, действий, где используются различные выразительные средства: мимик...

Изучение взаимосвязи зрительно-моторной реакции и когнитивных способностей у детей с нарушением интеллекта

Статья посвящена изучению взаимосвязи между зрительно-моторной реакцией и умственными способностями детей. Координация сенсорных и моторных компонентов двигательного действия является важнейшим условием функционирования сенсорной системы. В статье пр...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий

В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В п...

Особенности формирования графомоторных навыков у детей с сочетанием зрительных и интеллектуальных нарушений

В статье представлены краткие сведения о специфике протекания психических процессов у слабовидящих младших школьников с нарушениями интеллекта и особенностях формирования графо-моторных навыков у детей с сочетанием зрительных и интеллектуальных расст...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования с помощью приемов нейропсихологии

В статье представлены упражнения, направленные на помощь в развитии сенсорной интеграции, межполушарного взаимодействия, на стимуляцию мозжечковой зоны коры головного мозга, которые не «выравнивают» последствия речевых недостатков, а влияют на их при...

Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и танцев

Статья посвящена анализу музыкально-ритмической деятельности и ее роли в процессе формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется обзору коммуникативных танцев-игр как одного из основных мето...

Кинестетическая сказка как средство развития высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи

Статья представляет собой описание результатов теоретического анализа научных исследований по проблеме развития высших психических функций у дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями. Обосновывается взаимосвязь развития высших психических функций ...

Обогащение двигательного опыта старших дошкольников средствами скиппинга

Обогащение двигательного опыта старших дошкольников средствами скиппинга является актуальной темой исследования, что связано с тем, что одной из самых важных задач дошкольных учреждений является повышение двигательной активности и стимулирование мото...

Задать вопрос