Статья посвящена исследованию взаимосвязи высших психических функций с совокупностью скоординированных действий ребенка, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.Описываются обучающие задания, которые построены с учетом разного уровня сложности и целевой направленности, позволяют педагогу осуществлять анализ и оценку полученных данных, проводить исследования процессов и механизмов психофизиологических и психических функций, активизируют когнитивные процессы.
Ключевые слова: мелкая моторика, высшие психические функции, дошкольники.
Актуальность исследования. У детей с более развитой мелкой моторикой кистей и пальцев рук более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь и мышление. Чем более ловкие движения пальцев рук у
ребенка, тем быстрей он освоит речь, а, следовательно, и все когнитивные процессы, так как они взаимосвязаны. В связи с эти многие специалисты рекомендуют развивать моторику с раннего возраста.
Проблема научного исследования. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Анализ работ, посвященных изучению мелкой моторики и ее развития с целью стимуляции высших психических функций у детей дошкольного возраста, показал, что проблема изучена достаточно хорошо в рамках коррекционных мероприятий. Существуют практические рекомендации по осуществлению данного вида деятельности. Например, Т. А. Ткаченко разработала систему из множества занимательных упражнений для развития пальцевой моторики у дошкольников. Занятия по ее системе помогут придать пальцевым движениям ребенка силу, точность и согласованность, а также обеспечат стимулирование важнейших зон в коре головного мозга [5].
Анализ развития психомоторики у дошкольников, показал, что отечественные авторы Н. А. Бернштейн, Л. В. Гуровец, С. И. Маевская Н. И. Озерецкий, И. М. Сеченов и др. предлагают различные классификации, в которые входит около тридцати пяти психомоторных качеств. Наиболее значимыми психомоторными качествами считаются скорость реакций и движений, быстрота установки, переключаемость и т. д., а также статическая и динамическая координация, сенсомоторная координация.
Наибольшее внимание А. В. Запорожец уделяет психомоторным качествам, чувство ритма и развитию мелкой моторики [3].
О необходимости развития мелкой моторики в дошкольном возрасте писал Ю. В. Микадзе, указывая на то, что в раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга. Активное созревание двигательной коры продолжается в моторном поле до 3 лет, а мелкая моторика — это психомоторное качество, развивающееся на основе оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, мелкой мускулатуры пальцев рук и кистей [4].
Ученые исследователи Л. В. Занков, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, В. А. Сухомлинский и другие авторы считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из симптомов умственного недоразвития.
В результате изучения научной и методической литературы по проблеме исследования была сформулирована цель исследования — разработать и экспериментально проверить эффективность программы по развитию мелкой моторики в познавательной и практической деятельности, а также стимуляции высших психических функций у детей дошкольного возраста.
Задачи:
– разработать программу по развитию мелкой моторики в познавательной и практической деятельности, а также стимуляции высших психических функций у детей дошкольного возраста;
– реализовать программу в старшей дошкольной группе дошкольной образовательной организации;
– провести сравнительный анализ развития мелкой моторики у старших дошкольников на начальном этапе с результатом мониторинга после года реализации программы.
Объект исследования: процесс стимуляции высших психических функций у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — содержание работы по развитию мелкой моторики у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
Методы исследования и испытуемые
Исследование проходило в 2019 году в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении Рамонский детский сад № 4 Рамонского Муниципального района Воронежской области. В настоящее время программа реализуется, а результаты исследования являются промежуточными.
Участвовали старшие дошкольники. Всего участников — 20 детей с различным уровнем развития и способностей.
Методы исследования. Программа, содержащая следующие разделы: упражнения «Пальчиковая гимнастика»; занятия в кукольном и пальчиковом театре; творческие мастерские (лепка, квилинг, аппликация, пазлы, валяние игрушек из шерсти, создание творческих проектов «Лесная опушка», «Теремок», «Домик дедушки Мороза», создание фетровых игрушек и др.); теневой театр и пальчиковый футбол и др. Раздел сенсомоторная коррекция включает занятия: «Неваляшки», «Жучки ищут цветочек», танцевальная ритмика, «кулак — ребро — ладонь», «Повтори движения за мной», игры «Из чемодана», «Ловкие пальчики» и др. Эффективность показали такие упражнения, как «Зеркало», «Синхронные игры с мячом», «Игры песком», «Рисунки песком» и др.
Результаты и их обсуждение
Рассмотрены высшее психические функции как сложные системные образования, которые отличаются психических явлений. По определению Л. С. Выготского они представляют собой «психологические системы» которые создаются «путем надстройки новых образований над старыми с сохранение старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого» [2].
Основные характеристики высших психических функций –осознанность, произвольность и опосредовательность. Они представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции, как «психологические системы».
Влияние уровня развития мелкой моторики на стимуляцию высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста выявлено при реализации программы. Сравнительный анализ отражен в таблице.
Таблица 1
Сравнительный анализ развития высших психических функций удетей старшего дошкольного возраста (данные в% оценка о 5-бальной шкале)
№ |
Высшие психические функции |
Начало реализации программы |
Конечный результат |
1 |
Речь |
3,367 |
4,132 |
2 |
Память |
4,234 |
4,259 |
3 |
Мышление |
2,568 |
3,367 |
5 |
Восприятие |
4,342 |
4,349 |
6 |
Воля |
3,876 |
3,887 |
7 |
Внимание |
3,895 |
4,031 |
8 |
Социальные эмоции |
4,032 |
4,132 |
Выводы: проведенный сравнительный анализ развития высших психических функций через развитие мелкой моторки выявил своеобразие мелкой моторики старших дошкольников. Данные, представленные в таблице, показывают результативность реализации программы. Значительное увеличение уровня психических функций зафиксированы речь, мышление, внимание. Таким образом, уставлено, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием психических функций.
Следует отметить, что развитие мелкой моторики выражается не только в умении ребенка работать с предлагаемым материалом, но и в умении организовать свою деятельность, приложить волевые усилия, проанализировать свою деятельность.
Знание и учет особенностей психических функций дошкольников дает возможность педагогам улучшить образовательный процесс в дошкольной образовательной организации, что позволит более целесообразно использовать индивидуальный и дифференцированный подходы, организовать оптимально комфортную развивающую предметно- пространственную среду, обеспечивающую актуализацию психических функций.
Литература:
- Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966, — 349 с.
- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: АПН РСФСР, 1960. — 499 с.
- Запорожец А. В. Восприятие и действие. М., 2007. — 323 с.
- Микадзе Ю. В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие. — СПб: Питер, 2008. — 288 с.
- Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010–50 с.