Статья обозначает проблемы, посвященные развитию творческих способностей детей через театрализацию на музыкальных занятиях и праздниках. Автор рассматривает на практике эффективное влияние игр-драматизаций, музыкальных импровизаций на творческие навыки ребёнка.
Ключевые слова: музыкально-эстетическое воспитание, музыкально-ритмические движения, театрализованная деятельность, музыкальное занятие, элементарное музицирование, певческие и двигательные навыки.
Музыкально-эстетическое воспитание способствует гармоничному развитию личности ребёнка. Музыкальное воспитание и его успех зависит от интересно построенной работы по музыкально-эстетическому развитию детей, которая будет продуктивной только тогда, когда используются все творческие возможности воспитанника через все виды музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музицирование), доступные дошкольному возрасту. Но также это ещё, в первую очередь, это театрализованная деятельность. По мнению Л. Н. Выготского, задатки творческих процессов обнаруживаются «во всей своей силе уже в самом раннем детстве» [1, с. 4].
Театрализованная деятельность способствует интегрированному воспитанию детей: они обучаются пластике движений, игре на музыкальных инструментах, выразительному чтению, пению. В процессе данной работы создается творческая атмосфера, помогающая раскрыться каждому ребенку именно как личности, вдохновленной на творчество.
На музыкальных занятиях, праздниках, в развлечениях и других видах деятельности было обращено внимание на то, что дети с удовольствием выполняют образные движения, любят песни, в которых изображены конкретные персонажи и стремятся выразительно передавать их действия. Это сразу наводит на следующую мысль — способствовать театрально-игровой деятельности и её роли в развитии музыкальных способностей детей. Музыка в играх-драматизациях, спектаклях звучит по ходу сюжета, когда персонажи выходят на сцену, поют, танцуют или играют на различных музыкальных инструментах. Инсценировки, музыкальные спектакли, которые ставятся в детском исполнении, позволяют включать дошкольников в творческую работу над созданием образов отдельных персонажей [2, с. 43–46]. Детям нравится разыгрывать действия сказок, самим обыгрывать песни, знакомые литературные сюжеты. Театр превращается для них в настоящий праздник, полный радости и весёлой игры.
Тут же проводится работа по совершенствованию певческих и двигательных навыков, подразумевающая:
− целостное восприятие музыки (внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированное (различение средств музыкальной выразительности);
− исполнительские способности (чистота певческих интонаций, правильное звукообразование);
− согласованность игры на детских музыкальных инструментах;
− развитие ладового слуха;
− пластичность, изящность движений;
− способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых, танцевальных импровизациях [3, с. 61–62].
Занимаясь театрализованной деятельностью с детьми младшей группы, была проведена работа над инсценировкой песен, в которых, заключено какое-то действие. Этот вид деятельности очень нравится детям. Например: «Заинька» Красева; «Кошка» Александрова, «Цыплята» Филиппенко;; музыкальные игры «Бабка-Ёжка», «Кот и мыши» и др. Образные действия помогают ребенку лучше интонировать, подражая тому или иному персонажу, так как в этих песнях мелодии близки, лаю собачки, кудахтанью курочки, мяуканью кошечки, вою волка и т. д.
В практике особенным успехом пользуется сценическое театральное искусство, когда дети разыгрывают сценку под музыку и создают собственный образ героя (придумают манеру поведения и осуществляют её через движения). Например, в сказке «Теремок» ребёнок, играющий медведя, ходит, широко расставляя ноги; играющий лягушку, прыгает с растопыренными пальцами на руках, изображая перепонки.
Но творчество немыслимо без предварительного накопления и освоения навыков исполнения выразительного движения. Поэтому предварительно проводится обучение детей различать части произведения, останавливаться с окончанием музыки, менять движения с началом фразы. В разделе «Музыкально-ритмические движения» осуществляется разучивание с детьми танцевальных элементов, в дальнейшем применяемые в танцах, хороводах, в сценках при подготовке, особенно к новогодним утренникам. Например: в подготовительной группе используется хоровод «Кто там ходит-бродит», где дети изображают Деда Мороза и его действия. В средней группе «Шёл весёлый Дед Мороз» Н. Вересокиной ребята воспроизводят образы лесных героев: зайца, медведя, лисы, и т. д. В танце «Вьюженька» воспитанники имитируют игру в снежки, лепят снеговика, катаются на лыжах.
Также важен тесный контакт с музыкальным руководителем и воспитателями, в связи с тем, что у них общие цель и задачи, например, какой спектакль лучше поставить в данный отрезок времени, как заинтересовать того или иного ребенка, каким способами вовлечь детей в активную деятельность.
Театральная деятельность совместно с музыкальной деятельностью развивает эмоциональную сферу дошкольников, корректирует личностные черты детей., их художественно-творческие способности приобретают статус особых компонентов общем развитии ребёнка. С помощью театра дети обогащаются эмоционально, нравственно растут, познают окружающий мир, себя и других людей, реализуют свой творческий потенциал. Дети раскрепощаются, когда начинают играть на сцене, они преодолевают свои комплексы, и начинают обретать чувство уверенности.
Литература:
- Выготский, Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте/ Л. Н. Выготский — СПб.: Союз, 1997
- Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду/ Н. А. Ветлугина — М.: Просвещение, 1981
- Коленчук, И. В. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность // Искусство в школе/ И. В. Коленчук. — 2007.- N 11.- С. 64–66.