Развитие творческих способностей детей через театрализацию на музыкальных занятиях, праздниках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 26.05.2020

Статья просмотрена: 318 раз

Библиографическое описание:

Буцкая, Ж. Н. Развитие творческих способностей детей через театрализацию на музыкальных занятиях, праздниках / Ж. Н. Буцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 647-648. — URL: https://moluch.ru/archive/311/69611/ (дата обращения: 21.11.2024).



Статья обозначает проблемы, посвященные развитию творческих способностей детей через театрализацию на музыкальных занятиях и праздниках. Автор рассматривает на практике эффективное влияние игр-драматизаций, музыкальных импровизаций на творческие навыки ребёнка.

Ключевые слова: музыкально-эстетическое воспитание, музыкально-ритмические движения, театрализованная деятельность, музыкальное занятие, элементарное музицирование, певческие и двигательные навыки.

Музыкально-эстетическое воспитание способствует гармоничному развитию личности ребёнка. Музыкальное воспитание и его успех зависит от интересно построенной работы по музыкально-эстетическому развитию детей, которая будет продуктивной только тогда, когда используются все творческие возможности воспитанника через все виды музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музицирование), доступные дошкольному возрасту. Но также это ещё, в первую очередь, это театрализованная деятельность. По мнению Л. Н. Выготского, задатки творческих процессов обнаруживаются «во всей своей силе уже в самом раннем детстве» [1, с. 4].

Театрализованная деятельность способствует интегрированному воспитанию детей: они обучаются пластике движений, игре на музыкальных инструментах, выразительному чтению, пению. В процессе данной работы создается творческая атмосфера, помогающая раскрыться каждому ребенку именно как личности, вдохновленной на творчество.

На музыкальных занятиях, праздниках, в развлечениях и других видах деятельности было обращено внимание на то, что дети с удовольствием выполняют образные движения, любят песни, в которых изображены конкретные персонажи и стремятся выразительно передавать их действия. Это сразу наводит на следующую мысль — способствовать театрально-игровой деятельности и её роли в развитии музыкальных способностей детей. Музыка в играх-драматизациях, спектаклях звучит по ходу сюжета, когда персонажи выходят на сцену, поют, танцуют или играют на различных музыкальных инструментах. Инсценировки, музыкальные спектакли, которые ставятся в детском исполнении, позволяют включать дошкольников в творческую работу над созданием образов отдельных персонажей [2, с. 43–46]. Детям нравится разыгрывать действия сказок, самим обыгрывать песни, знакомые литературные сюжеты. Театр превращается для них в настоящий праздник, полный радости и весёлой игры.

Тут же проводится работа по совершенствованию певческих и двигательных навыков, подразумевающая:

− целостное восприятие музыки (внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированное (различение средств музыкальной выразительности);

− исполнительские способности (чистота певческих интонаций, правильное звукообразование);

− согласованность игры на детских музыкальных инструментах;

− развитие ладового слуха;

− пластичность, изящность движений;

− способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых, танцевальных импровизациях [3, с. 61–62].

Занимаясь театрализованной деятельностью с детьми младшей группы, была проведена работа над инсценировкой песен, в которых, заключено какое-то действие. Этот вид деятельности очень нравится детям. Например: «Заинька» Красева; «Кошка» Александрова, «Цыплята» Филиппенко;; музыкальные игры «Бабка-Ёжка», «Кот и мыши» и др. Образные действия помогают ребенку лучше интонировать, подражая тому или иному персонажу, так как в этих песнях мелодии близки, лаю собачки, кудахтанью курочки, мяуканью кошечки, вою волка и т. д.

В практике особенным успехом пользуется сценическое театральное искусство, когда дети разыгрывают сценку под музыку и создают собственный образ героя (придумают манеру поведения и осуществляют её через движения). Например, в сказке «Теремок» ребёнок, играющий медведя, ходит, широко расставляя ноги; играющий лягушку, прыгает с растопыренными пальцами на руках, изображая перепонки.

Но творчество немыслимо без предварительного накопления и освоения навыков исполнения выразительного движения. Поэтому предварительно проводится обучение детей различать части произведения, останавливаться с окончанием музыки, менять движения с началом фразы. В разделе «Музыкально-ритмические движения» осуществляется разучивание с детьми танцевальных элементов, в дальнейшем применяемые в танцах, хороводах, в сценках при подготовке, особенно к новогодним утренникам. Например: в подготовительной группе используется хоровод «Кто там ходит-бродит», где дети изображают Деда Мороза и его действия. В средней группе «Шёл весёлый Дед Мороз» Н. Вересокиной ребята воспроизводят образы лесных героев: зайца, медведя, лисы, и т. д. В танце «Вьюженька» воспитанники имитируют игру в снежки, лепят снеговика, катаются на лыжах.

Также важен тесный контакт с музыкальным руководителем и воспитателями, в связи с тем, что у них общие цель и задачи, например, какой спектакль лучше поставить в данный отрезок времени, как заинтересовать того или иного ребенка, каким способами вовлечь детей в активную деятельность.

Театральная деятельность совместно с музыкальной деятельностью развивает эмоциональную сферу дошкольников, корректирует личностные черты детей., их художественно-творческие способности приобретают статус особых компонентов общем развитии ребёнка. С помощью театра дети обогащаются эмоционально, нравственно растут, познают окружающий мир, себя и других людей, реализуют свой творческий потенциал. Дети раскрепощаются, когда начинают играть на сцене, они преодолевают свои комплексы, и начинают обретать чувство уверенности.

Литература:

  1. Выготский, Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте/ Л. Н. Выготский — СПб.: Союз, 1997
  2. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду/ Н. А. Ветлугина — М.: Просвещение, 1981
  3. Коленчук, И. В. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность // Искусство в школе/ И. В. Коленчук. — 2007.- N 11.- С. 64–66.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, театрализованная деятельность, вид деятельности, движение, музыкальная деятельность, музыкально-эстетическое воспитание.


Похожие статьи

Элементы квест-технологии в вокальном и творческом развитии детей с ОВЗ

В статье рассматривается реализация инновационной методики вокального и творческого развития детей с ОВЗ. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях, включает элементы сценария музыкальной квест-игры, направленной на ф...

Певческая деятельность как средство развития артикуляции у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье проводится анализ особенностей музыкального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автор характеризует пение, как тот вид музыкальной деятельности, который способствуют развитию артикуляции речи и формирует у детей навыки правиль...

Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность

Статья раскрывает возможности театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников. Описана творческая деятельность педагога и ребенка, связанная с созданием образов, отношений, действий, где используются различные выразительные средства: мимик...

Применение квест-игр в театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни

Статья рассматривает театр как эффективный инструмент развития и самовыражения детей. Описываются преимущества организации театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни, включая развитие творческого мышления, социальных навыков и эмоционал...

Развитие моторики у детей на уроках технологии с использованием текстильных материалов

Работа рассматривает основные аспекты развитие моторики у детей с использованием текстильных материалов это: нитки, ткани, ленты, шнуры, бисер, пуговица, и многие другие. Влияние моторики на нравственные, психологические, эстетические и воспитательны...

Исполнительство на музыкальных инструментах как вид деятельности музыкально-эстетического воспитания в детском саду

В статье рассматривается значение исполнительства на музыкальных инструментах как вида деятельности музыкально-эстетического воспитания в детском саду. Автор делится собственным опытом работы, анализирует этапы работы на примере создания детского орк...

Гармоничное развитие личности старших дошкольников средствами музыкального воспитания

В статье представлены результаты эксперимента, показывающего влияние раз-личных видов музыкальной деятельности на гармоничное развитие личности старших дошкольников: интеллектуальное, физическое, нравственное, речевое и творческое развитие.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Данная статья посвящена изучению музыкальной игры как средству организации активной познавательной деятельности дошкольников, в которой с лёгкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки и осуществляется умств...

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников

Статья посвящена проблеме влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной п...

Формирование самостоятельности и инициативы детей через физическое развитие и музыку в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы воспитания навыков самостоятельности детей дошкольного возраста. Предложены формы и методы развития самостоятельности детей на занятиях физической культурой и музыкальных праздниках. Самостоятельная деятельность позво...

Похожие статьи

Элементы квест-технологии в вокальном и творческом развитии детей с ОВЗ

В статье рассматривается реализация инновационной методики вокального и творческого развития детей с ОВЗ. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях, включает элементы сценария музыкальной квест-игры, направленной на ф...

Певческая деятельность как средство развития артикуляции у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье проводится анализ особенностей музыкального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автор характеризует пение, как тот вид музыкальной деятельности, который способствуют развитию артикуляции речи и формирует у детей навыки правиль...

Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность

Статья раскрывает возможности театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников. Описана творческая деятельность педагога и ребенка, связанная с созданием образов, отношений, действий, где используются различные выразительные средства: мимик...

Применение квест-игр в театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни

Статья рассматривает театр как эффективный инструмент развития и самовыражения детей. Описываются преимущества организации театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни, включая развитие творческого мышления, социальных навыков и эмоционал...

Развитие моторики у детей на уроках технологии с использованием текстильных материалов

Работа рассматривает основные аспекты развитие моторики у детей с использованием текстильных материалов это: нитки, ткани, ленты, шнуры, бисер, пуговица, и многие другие. Влияние моторики на нравственные, психологические, эстетические и воспитательны...

Исполнительство на музыкальных инструментах как вид деятельности музыкально-эстетического воспитания в детском саду

В статье рассматривается значение исполнительства на музыкальных инструментах как вида деятельности музыкально-эстетического воспитания в детском саду. Автор делится собственным опытом работы, анализирует этапы работы на примере создания детского орк...

Гармоничное развитие личности старших дошкольников средствами музыкального воспитания

В статье представлены результаты эксперимента, показывающего влияние раз-личных видов музыкальной деятельности на гармоничное развитие личности старших дошкольников: интеллектуальное, физическое, нравственное, речевое и творческое развитие.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Данная статья посвящена изучению музыкальной игры как средству организации активной познавательной деятельности дошкольников, в которой с лёгкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки и осуществляется умств...

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников

Статья посвящена проблеме влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной п...

Формирование самостоятельности и инициативы детей через физическое развитие и музыку в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы воспитания навыков самостоятельности детей дошкольного возраста. Предложены формы и методы развития самостоятельности детей на занятиях физической культурой и музыкальных праздниках. Самостоятельная деятельность позво...

Задать вопрос