Развитие музыкальных и ритмических творческих способностей у детей младшего школьного возраста в средней школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 25.11.2018

Статья просмотрена: 427 раз

Библиографическое описание:

Кулиева, Е. А. Развитие музыкальных и ритмических творческих способностей у детей младшего школьного возраста в средней школе / Е. А. Кулиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 365-367. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54154/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются методы развития музыкальных и ритмических способностей у детей младшего школьного возраста на уроках в школе. Описаны метод танцевального показа, метод диалогичного изложения учебного материала, метод танцевально-практических действий, метод познавательной деятельности и другие методы и приемы развития музыкальных и ритмических способностей.

Ключевые слова: музыкальные способности, ритмические способности, дети младшего школьного возраста, метод танцевального показа, метод диалогичного изложения учебного материала, метод танцевально-практических действий, метод познавательной деятельности.

В начальной школе на уроках музыки, на внешкольных и кружковых занятиях ритмикой и хореографией у детей младшего школьного возраста активно развиваются музыкальные и ритмические способности. Педагог играет в этом процессе важнейшую роль. От уровня его теоретической и практической подготовки, его знаний и умений зависит успешность этого процесса.

Рассмотрим некоторые методы и приемы по развитию музыкальных и ритмических способностей у детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности учащихся.

  1. Метод танцевального показа — это такой способ обучения, при котором я демонстрирую танцевальную композицию, отдельные фигуры и элементы, и соответственно анализирую их. Наглядно-образные представления, получаемые обучающимися, являются основой для последующего разучивания схемы движения, поворотов, вращений. Ребенку нужно изначально преподать азы хореографии, основы классического танца.

Также и при выполнении творческих заданий, если ребенок затрудняется импровизировать, ему предлагается свой вариант, и педагог просит развить его так, как ему хочется. Например, при выполнении танцевальных этюдов с детьми младшего школьного возраста, вначале изучаем готовые этюды- инсценировки, такие как «Тучка», «Бабушка», «Ладошки» и т. д. в которых педагог предлагает свой вариант инсценировки песенки, но впоследствии дети могут предложить свою трактовку хореографической миниатюры [1].

  1. Метод диалогичного изложения учебного материала. При подготовке танцевальных композиций педагог старается не только сама разъяснять композиционный замысел, но в первую очередь побуждает к погружению детей в атмосферу будущего танца через чтение книг, просмотр фильмов, концертов с последующим обсуждением. В этом случае каждый ребенок высказывает свое мнение, творческое представление образа, становиться творческим соавтором нового танца. Например, при подготовке хореографического номера «Яблоко раздора» девочки очень увлеченно изучали мифы Древней Греции, и с удовольствием участвовали в выстраивании драматургии номера, делились своими знаниями и давали советы в построении номера. И при выходе на сцену с легкостью и пониманием передавали образы богинь Афины, Афродиты и Геры.
  2. Метод танцевально-практических действий. Рассмотренные методы и приемы наглядного обучения и устного изложения материала органически сочетаются с методом танцевально-практических действий. Как уже отмечалось, занятие хореографией чаще всего преимущественно строится как практическое занятие по разучиванию танцев и закреплению навыков. Кратко остановимся лишь на хореографических упражнениях и заданиях. Тренировочные упражнения — это планомерное повторение выполнения танцевальных движений, которые обучающиеся под моим руководством осуществляют каждое занятие.

Танцевальные задания — это задания, с помощью которых обучающиеся воспроизводят танцевальную лексику с целью дальнейшего ее закрепления, или это многократные повторения, в которых вырабатывают танцевальные умения и навыки [1].

Каждое занятие дети выполняют: поклон, линейную разминку, круговую разминку, отработку элементов в диагонали, классический экзерсис, партерную гимнастику. И это достаточно трудоемкая работа, так как занятия по времени идут в от одного часа до трех часов. При этом педагог старается внести нотку творчества и импровизации и в эти повторяющиеся задания. Детям предлагается примерить роль «Педагога» и провести разминку, придумать свои названия привычным элементам, дети младшего школьного возраста активно выходят на мое место для показа правильного исполнения того или иного элемента, дают свои комментарии при неправильном исполнении другими детьми.

  1. Метод познавательной деятельности. Различают иллюстративно- объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы. Эти методы применяются взаимосвязано. Они отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности обучающихся. Использование этих методов способствует более глубокому и прочному усвоению танцевального материала обучающимися.

Например, при выполнении с детьми упражнения имеющего название объекта природы, педагог предлагает вначале посмотреть на картинку с его изображением, тем самым ребенку становиться понятным, почему в упражнение «Бабочка» необходимо плавно работать ногами, а при выполнении упражнения «Улитка» достать носочками до головы, чтобы домик получился как у настоящей улитки. Педагог часто задает детям домашнее задание, в котором он должен не выучить или вызубрить что-то, а провести исследование. Например, давая определенную танцевальную комбинацию, оставляет ее не оконченной, и предлагает детям подумать над её окончанием, и целесообразностью выбранных ими движений [2].

  1. Индивидуальный подход к каждому ребенку. Так как у одних детей может преобладать уровень развития творческих способностей над уровнем техники, у других — наоборот; исходя из учета тех или иных особенностей ребенка, необходимо развивать именно то, чего недостает. При оценке творческой деятельности детей необходимо поощрять самобытность, проявление индивидуальности, свободу самовыражения, приветствовать нестандартные подходы к решению творческих задач [3].

Поэтому в своей работе педагог должен уделять много внимания сольным выступлениям, давая возможность детям реализовать себя не в массе, а индивидуально. Детям очень нравится, и они стараются внести что-то свое в номер, думают над своим образом, костюмом, возможностью использования декорации, придумывают свои комбинации. Сольных номеров достаточно много, это «Колобок», «Маруся», «Пеппи», «Девица-красавица», «Барби» и т. д.

  1. Метод игры. Для детей младшего школьного возраста ведущим методом является игровой. Поэтому метод игры актуален и для детей школьного возраста. В играх воспитанники учатся имитировать повадки зверей и птиц, учатся фиксировать свое тело в красивой танцевальной позе, развивать мимические мышцы лица и обогащать актерское мастерство. Детские игры — явление многообразное [3].

Особое место в хореографическом развитии ребенка занимают музыкальные игры. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Для меня ценность этой деятельности в том, что, она постепенно перерастает в обучение, в творчество. Практически каждое танцевальное занятие младших школьников традиционно заканчивается полюбившейся игрой: «Море», «Одуванчики», «Улыбнусь» и т. д.

  1. Метод импровизации. На протяжении всего курса обучения педагог предлагает обучающимся задания на танцевальную импровизацию. Выполняя их, индивидуально и группами дети пытаются фантазировать на заданную тему, на заданную музыку. В эти задания включены сюжеты, связанные с окружающим миром, с природой, сказочными героями книг, мультфильмов. Занятия танцевальной импровизацией развивают у детей творческую инициативу, умение передавать музыку и содержание образа движениями, а также помогают снять внутренние зажимы, дают выход спонтанному чувству танцевального движения.

Можно выделить ряд эффективных форм развития музыкальных и ритмических способностей у детей младшего школьного возраста, которые педагоги могут применять на занятиях, сущность которых заключается в формировании их активной деятельности [2].

  1. «Творческие задания». Для развития творческих танцевальных способностей младшие школьники, прежде всего, должны накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения, а для этого нужно много двигаться, добиваться навыка исполнения. Этот этап работы можно рассматривать как интенсивный тренинг. Творческие задания в танцах начинаются с простых импровизаций, различных переплясов и двигательных игр для детей.

Например, педагог берет тему с вариациями, когда дети определяют на слух уже знакомую мелодию, звучащую в нескольких вариантах. После прослушивания музыки предлагаю детям придумать на каждое изменение характера свое движение (плавный шаг, подскок, бег, ходьба).

В младшем школьном возрасте на занятиях детям предлагаются разнообразные творческие задания, которые решают задачи развития наблюдательности, фантазии, смелости публичного выступления. Эта деятельность способствует раскрытию их внутреннего мира, развивает образное мышление, приближает их к знаниям не только через разум, но и через чувства, эмоции. Выполняя доступные задания, воспитанники соотносят свои действия с действиями партнеров, ищут новые средства самовыражения.

Например, педагог рассказывает сюжет (чаще всего сказочный), который лежит в основе задания. Затем исполняется музыка, и ребенок исполняет движения под музыку без моего показа движений, по собственному наитию. Здесь важна эмоциональная отзывчивость на музыку, точность в передаче определенных образов, деталей сюжета посредством движений, мимики, пластики.

  1. «Этюды». Творческие задания на движения еще называют этюдами (фр.–учение). Этюды могут быть сюжетными и несюжетными. Они могут быть групповыми и индивидуальными. В групповом этюде более свободно чувствуют себя малоактивные, застенчивые дети. Движения сверстников помогают им исправить ошибки, почувствовать уверенность в себе. В индивидуальном этюде ребёнок выполняет игровые действия самостоятельного. Он сам находит соответствующие движения, помогающие эмоционально передать игровой образ сюжета. Индивидуально-творческий этюд позволяет увидеть степень развития ребёнка, его творческие способности, избежать заимствований [2].

Сценическое воплощение образов животных побуждает наблюдать за ними, проникать в их внутренний мир, вызывает теплые чувства к «братьям нашим меньшим». Дети легко принимают правила игры и работают сначала индивидуально, а потом с партнером, где уже требуется соотносить свои действия с движениями партнера, устанавливая необходимый контакт. Например, детям очень нравится «образ-пушистик». Они сами выбирают, кем они будут, котеночком, щеночком, цыпленочком и т. д. И с большим удовольствием изображают, как это котеночек лакает молоко, потягивается, изгибая спинку, умывается и т. д.

  1. Сочинение танцевальных импровизаций (это педагог проводит в целях развития творческой инициативы детей). Творческий потенциал детей столь высок, что педагогу остается только направлять их фантазию, а также создавать благоприятную атмосферу на занятиях, помня о том, что лишь доброжелательное отношение с детьми освобождает их от эмоциональной и физической скованности. Иногда дети предлагаются темы для творчества. Например, после просмотра передачи «Танцы на ТНТ» можно воплотить на занятии конкурсное соревнование и устроить настоящий танцевальный «батл». Самостоятельная творческая деятельность детей помогает им легче и быстрее войти в удивительный мир музыки и танца, способствует их всестороннему эстетическому развитию.
  2. Постановка танцевальных номеров с использованием элементов детского творчества. Овладев техникой исполнения движений, ребенок с удовольствием танцует самостоятельно, придумывает движения, играет, перевоплощаясь в музыкальный образ, варьируя движения в соответствии с характером музыки, выраженным в ней настроением. Детям очень нравится, когда ими придуманное упражнение включается в комплекс повседневных упражнений и называется их именем: «Юлина разножка», «Танин Кузнечик» и т. д. Родители, присутствуя на открытых занятиях, подготовленных специально для них, гордятся самостоятельно подготовленными выступлениями своих детей.

Выполнение творческих заданий и заданий на импровизацию объединяет детей общей деятельностью, в которой возникают ощущения взаимной зависимости, учит чуткости по отношению к товарищу, воспитывает чувство коллектива и ответственности перед ним [4].

Развитие музыкальных и ритмических способностей у детей младшего школьного возраста осуществляется на занятиях хореографией через различные творческие упражнения. Глубоко убеждена, что только благодаря постоянным упражнениям, связанными с систематическими занятиями, можно развивать музыкальные и ритмические способности у детей младшего школьного возраста. Каждое занятие — это поступательное звено в единой цепи воспитания.

Литература:

  1. Араксина, Н. В. Язык танца: учеб. пособие для работы со школьниками / Н. В. Араксина. — М.: Знание, 2013.
  2. Баварская, Н. П. Классический танец: методика четвертого и пятого года обучения: учебник для высш. и сред. спец. учеб. заведений искусств и культуры / Н. П. Баварская. — СПб.: Искусство, 2012. — 199 с.
  3. Бочарова, Э. В. Страна волшебная — балет / Э. В. Бочарова. — М.: Детс. литература, 2011. — 190 с.
  4. Эльконин, Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. — М. Ин-ут практ.психологии. — Воронеж: Модек, 1995. — 224 с.
  5. Юрина, У. C. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность: учеб. пособие / У. С. Юрина. — М.: Просвещение, 2010. — 136 с.
  6. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности: учеб. пособие / Е. Л. Яковлева. — М: Флинта, 1997. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, младший школьный возраст, задание, педагог, занятие, способность, движение, познавательная деятельность, танцевальный показ, учебный материал.


Ключевые слова

дети младшего школьного возраста, музыкальные способности, ритмические способности, метод танцевального показа, метод диалогичного изложения учебного материала, метод танцевально-практических действий, метод познавательной деятельности

Похожие статьи

Роль дидактических игр в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается значение дидактических игр в развитии активного и пассивного словаря, грамматического строя речи, интонационной культуры, связной речи старших дошкольников. Приводится опыт и результаты применения словесных, настольно-печатны...

Основные задачи развития речи и речевой активности у детей раннего возраста в условиях специализированного дома ребенка

В статье обозначены основные задачи, направленные на развитие речевой и познавательной активности, а также речи в целом у воспитанников дома ребенка. Обозначенные задачи ставятся и успешно решаются в работе с детьми на начальных этапах активизации ре...

Музыкально-спортивный досуг как фактор развития чувства ритма у детей 6–7 лет

В статье раскрывается влияние музыкально-спортивных занятий на развитие чувства ритма у детей 6–7 лет. В статье отражена природа развития чувства ритма, а также его важность для полноценного музыкально-ритмического воспитания детей, выделены показате...

Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье дается определение понятия «сюжетно-дидактическая игра», характеристика таких игр с учетом использования их в процессе формирования элементарных математических представлений, приводится краткое описание игр, направленных на усвоение программ...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: проблемы и пути решения

В статье авторы рассматривают проблему развития познавательной активности, исследовательского поведения детей дошкольного возраста; проанализированы результаты диагностики уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, представ...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Формирование устойчивой мотивации к урокам физической культуры и здоровья у учащихся младших классов нетрадиционными формами и средствами обучения

В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной деятельности, вопросы повышения уровня заинтересованности в предмете Физическая культура и здоровье у учащихся младших классов. Определены пути повышения мотивации к урокам за счет применения учител...

Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду

В статье рассматриваются тенденции развития музыкально-ритмических движений дошкольников. Автор статьи представляет практический опыт работы по развитию музыкально-ритмических движений. Музыкально-ритмическое движение или, другими словами, танец — е...

К проблеме использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье обосновывается проблема использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Раскрыты причины воздействия музыкально-ритмических упражнени...

Игровые приемы на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» в 5–6-х классах

В статье обоснована необходимость применения в работе с современными школьниками различных игровых упражнений и приемов по развитию связной речи. Обозначены образовательные и практические цели изучения раздела «Лексика» в пятых и шестых классах общео...

Похожие статьи

Роль дидактических игр в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается значение дидактических игр в развитии активного и пассивного словаря, грамматического строя речи, интонационной культуры, связной речи старших дошкольников. Приводится опыт и результаты применения словесных, настольно-печатны...

Основные задачи развития речи и речевой активности у детей раннего возраста в условиях специализированного дома ребенка

В статье обозначены основные задачи, направленные на развитие речевой и познавательной активности, а также речи в целом у воспитанников дома ребенка. Обозначенные задачи ставятся и успешно решаются в работе с детьми на начальных этапах активизации ре...

Музыкально-спортивный досуг как фактор развития чувства ритма у детей 6–7 лет

В статье раскрывается влияние музыкально-спортивных занятий на развитие чувства ритма у детей 6–7 лет. В статье отражена природа развития чувства ритма, а также его важность для полноценного музыкально-ритмического воспитания детей, выделены показате...

Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье дается определение понятия «сюжетно-дидактическая игра», характеристика таких игр с учетом использования их в процессе формирования элементарных математических представлений, приводится краткое описание игр, направленных на усвоение программ...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: проблемы и пути решения

В статье авторы рассматривают проблему развития познавательной активности, исследовательского поведения детей дошкольного возраста; проанализированы результаты диагностики уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, представ...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Формирование устойчивой мотивации к урокам физической культуры и здоровья у учащихся младших классов нетрадиционными формами и средствами обучения

В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной деятельности, вопросы повышения уровня заинтересованности в предмете Физическая культура и здоровье у учащихся младших классов. Определены пути повышения мотивации к урокам за счет применения учител...

Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду

В статье рассматриваются тенденции развития музыкально-ритмических движений дошкольников. Автор статьи представляет практический опыт работы по развитию музыкально-ритмических движений. Музыкально-ритмическое движение или, другими словами, танец — е...

К проблеме использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье обосновывается проблема использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Раскрыты причины воздействия музыкально-ритмических упражнени...

Игровые приемы на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» в 5–6-х классах

В статье обоснована необходимость применения в работе с современными школьниками различных игровых упражнений и приемов по развитию связной речи. Обозначены образовательные и практические цели изучения раздела «Лексика» в пятых и шестых классах общео...

Задать вопрос