Музыкально-спортивный досуг как фактор развития чувства ритма у детей 6–7 лет
Автор: Мейер Елена Ивановна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.
Дата публикации: 02.05.2018
Статья просмотрена: 289 раз
Библиографическое описание:
Мейер, Е. И. Музыкально-спортивный досуг как фактор развития чувства ритма у детей 6–7 лет / Е. И. Мейер. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3331/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье раскрывается влияние музыкально-спортивных занятий на развитие чувства ритма у детей 6–7 лет. В статье отражена природа развития чувства ритма, а также его важность для полноценного музыкально-ритмического воспитания детей, выделены показатели и критерии развития чувства ритма детей. Статья содержит экспериментальное обоснование эффективности использования музыкально-спортивного досуга как фактора развития чувства ритма у детей 6–7 лет.
Ключевые слова: ритм, чувство ритма, музыкально-спортивный досуг.
Актуальность. Музыке принадлежит ведущая роль в развитии творческой личности. Она оказывает влияние на всестороннее развитие ребенка, стимулирует его нравственно-эстетические переживания, подводит к активному мышлению, преобразованию окружающего.
Формирование и развитие чувства ритма у детей 6–7 лет — важная задача, т. к. ритм — это один из первоисточников, музыкальных первоэлементов, жизненно важный для музыкального искусства.
Обоснуем возможность использования музыкально-спортивного досуга в качестве одного из факторов развития чувства ритма у детей 6–7 лет.
Ритм — одно из выразительных средств музыки. Музыкальный ритм, по мнению Э. Б. Абдуллина, всегда выражение некоторого эмоционального содержания [1, с.158].
Чувство музыкального ритма имеет как моторную, так и эмоциональную природу: В его основе лежит восприятие выразительности музыки. Ввиду этого можно заключить, что вне музыки чувство музыкального ритма не может, как пробудиться, так и развиваться [2].
В специальных исследованиях доказано, что ритмическое переживание музыки всегда сопровождается определенными двигательными реакциями. Так Э. Жак-Далькроз отмечал: «Без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный…В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело» [3, c.9].
Развитие чувства ритма у ребенка — одна из важных и наиболее сложных задач музыкальной педагогики. В процессе формирования музыкально-ритмических движений музыке принадлежит ведущая роль, а движению — второстепенная. Вместе с тем, исследователи сделали важный вывод о том, что только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей. Учитывая, что музыкально-спортивный досуг объединяет в себе несколько видов деятельностей: музыкальную и спортивную, а также то, что чувство ритма имеет, как моторную, так и эмоциональную природу можно предположить, что чувство ритма может развиваться посредством музыкально-спортивного досуга. Докажем это по результатам экспериментальных исследований.
Научные изыскания И. В. Лифиц, В. Н. Ягодинского [4; 5] использовались в качестве основы для выделения показателей и критериев чувства ритма детей. Методика А. Ф. Лобовой [6] была использована для диагностики сформированного чувства ритма у дошкольников. Но содержание заданий разрабатывалось с учетом имеющихся программ для старших дошкольников, возрастных особенностей.
На основании методик Д. Б. Богоявленской [7], Л. А. Венгера [8], А. Ф. Лобовой [6], Г. И. Щукиной [9] были разработаны уровни проявления чувства ритма. Ученые сошлись во мнении, что при выявлении уровней эстетического развития лучше проводить качественный анализ, а не количественный (низкий, средний, высокий). Только в этом случае можно выявить степень сформированности тех или иных качеств личности.
Содержание показателей нами определено качественными характеристиками: спонтанный, ситуативный, константный.
Показатели спонтанного уровня: случайно выделяет предложенные ритмы; не различает разнообразие ритмов; хаотично и эмоционально исполняет ритмы; иногда появляется желание быть ритмичным, чаще всего живет в своем ритме; с большим трудом или не может вовсе переключаться с одного ритма на другой; не чувствует полиритмии.
Показатели ситуативного уровня: выделяет услышанные и увиденные ритмы с помощью педагога; различает и создает ритмы с помощью педагога; но не всегда эмоционально, но свободно и выразительно исполняет ритмы; ритмичен только при условии выполнения простых заданий; переключение с одного ритма на другой затруднено; при многократном воздействии может почувствовать полиритмию.
Показатели константного уровня: выделяет услышанные и увиденные ритмы; создает и различает ритмические варианты; выразительно, эмоционально, предложенные ритмы исполняет свободно; при исполнении заданий ритмичен; быстрая переключаемость с одного ритма на другой; быстро адаптируется к ситуации и чувствует полиритмию.
Каждому уровню соответствуют баллы: спонтанному уровню — 1 балл; ситуативному уровню — 2 балла; константному уровню — 3 балла.
В исследовании приняли участие 20 дошкольников в возрасте 6–7 лет, которых мы разделили на контрольную и экспериментальную группы. Эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе эксперимента был исследован имеющийся уровень развития чувства ритма у дошкольников. Дети слушали музыкальные произведения и должны были прохлопать их ритм. 1-е произведение — знакомо детям (они учили его на музыкальных занятиях), 2-е произведение — не знакомо. Результаты этого этапа эксперимента представлены в табл. 1
В процессе формирующего эксперимента с детьми из экспериментальной группы были проведены занятия (музыкально-спортивный досуг). Проводилось 6 занятий.
Дадим краткую характеристику проведенных занятий:
- Музыкально-спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «В мире ритмики». Проводится в виде соревнования между командами: домашнее задание (музыкально-ритмическая композиция), различные соревнования под музыку (хороводные игры, повтори наши движения, прохлопай наш ритм (дети задают задания друг другу), прохлопай ритм песни, которая звучит). По окончании награждение победителей, небольшие призы (например, киндеры или какой-то спортинвентарь).
- Музыкально-спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Мама, папа, я — ритмичная семья». Детско-родительское мероприятие с различными соревнованиями, основу которых составляют задания типа «Повтори наши движения», «Прохлопай/протопай ритм некоторой песенки», «Угадай песенку по прохлопанному ритму» и т. д. В конце награждение победителей, выбор самой ритмичной семьи (вручение им медалей). Сладкий стол и чаепитие.
- Музыкально-спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Ритмический батл». Соревнование по ритмике между двумя командами. Оценивается ритмичность, синхронность, сложность, правильность выполнения движений, попадание в ритм музыки. В конце награждение победителей.
- Музыкально-спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Народный разгуляй». Дошкольники делятся на две команды. Мероприятие с различными соревнованиями, основу которых составляют задания типа «Коллективное выстукивание ритма русской народной песни на ложках», «Прохлопай по коленкам ритм некоторой русской народной песенки», «Коллективное выступление барабанщиков», ритмические спортивные танцы и т. д. Оценивается синхронность, правильность, ритмичность выступлений, попадание в ритм музыки. В конце награждение победителей.
- Музыкально-спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Этот ритм, ритм, ритм». Дошкольники делятся на две команды. Мероприятие с различными соревнованиями, основу которых составляют задания типа «Прохлопай ритм незнакомой звучащей композиции», «Повтори наш ритмичный танец», «Попади броском мяча в ритм песни» и т. д. Оценивается синхронность, правильность, ритмичность выступлений, попадание в ритм музыки. В конце награждение победителей.
- Музыкально-спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Алло, мы ищем таланты!». Сольное выступление детей (спортивные ритмические танцы). Оценивается правильность, ритмичность, сложность выступлений, попадание в ритм музыки. В конце награждение победителей.
На контрольном этапе эксперимента был выполнен повторный замер сформированного уровня чувства ритма. Использовались те же произведения, что и на констатирующем этапе. Результаты проведения эксперимента представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты диагностики сформированного уровня чувства ритма удетей 6–7 лет (в%)
|
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
|
Спонтанный |
33 |
7 |
32 |
30 |
Ситуативный |
54 |
53 |
55 |
56 |
Константный |
13 |
40 |
13 |
14 |
Как видим из табл. 1, уровень чувства ритма повысился только в экспериментальной группе: наблюдается положительная динамика, т. к. количество детей, имеющих спонтанный уровень, снижается, а константный растет. В контрольной же группе, результаты диагностики, полученные на констатирующем и контрольном этапах, существенно не различаются.
Итак, учитывая положительную динамику уровня сформированности чувства ритма у старших дошкольников экспериментальной группы, можно заключить, что музыкально-спортивный досуг является эффективным фактором формирования чувства ритма у старших дошкольников.
Литература:
- Абдуллин Э. Б. Методологическая подготовка учителя музыки. -М., 2005–405 с.
- Теория музыки для всех — просто и доступно [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://muz-teoretik.ru/chuvstvo-ritma-chto-eto-takoe-i-kak-ego-proverit/, свободный. — Загл. с экрана.
- Жак-Далькроз Эмиль, Н. Гнесина. Ритм: его воспитательное значение для жизни и искусства. Том 6 / Жак-Далькроз, Эмиль, Н. Гнесина — М.: Книга по Требованию, 2011. — 156 с.
- Лифиц И. В.Ритмика [Текст] / И. В. Лифиц. — М.: Академия, 1999. –224 с.
- Ягодинский В. Н.Ритм, ритм, ритм! Этюды хронобиологии [Текст] /В. Н. Ягодинский. — М.: Искусство, 1985. — 192 с.
- Лобова А. Ф.Школа самовыражения [Текст] / А. Ф. Лобова. — Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 1998. — 248 с.
- Богоявленская Д. Б.Психология творческих способностей [Текст] /Д. Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2002. — 320 с.
- Венгер Л. А.Воспитание сенсорной культуры ребенка. От рождениядо 6 лет: Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер. — М.: Просвещение,1988. — 144 с.
- Щукина Г. И.Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
Похожие статьи
Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и танцев
Статья посвящена анализу музыкально-ритмической деятельности и ее роли в процессе формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется обзору коммуникативных танцев-игр как одного из основных мето...
Влияние занятий мини-футболом на нравственно-волевое развитие детей, занимающихся в группах начальной подготовки в спортивной школе
В статье рассматривается значимость и актуальность формирования нравственно-волевых качеств детей 7–9 лет, приводятся результаты исследования эффективности нравственно-волевого воспитания спортсменов, занимающихся на начальном этапе спортивной подгот...
Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду
В статье рассматриваются тенденции развития музыкально-ритмических движений дошкольников. Автор статьи представляет практический опыт работы по развитию музыкально-ритмических движений. Музыкально-ритмическое движение или, другими словами, танец — е...
К проблеме использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В статье обосновывается проблема использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Раскрыты причины воздействия музыкально-ритмических упражнени...
Роль и значение секции дзюдо в физическом развитии детей дошкольного возраста
В статье рассматривается значение занятий по дзюдо для физического развития детей дошкольного возраста, а также возможности организации секции дзюдо в дошкольной образовательной организации. Отмечаются особенности воспитания интереса к дзюдо и формир...
Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования
Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...
Обоснование применения методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с элементами мини-футбола на уроках физической культуры
В статье рассматривается значимость и актуальность развития координационных способностей младших школьников 7–11 лет, приводится методика развития координационных способностей младших школьников средствами мини-футбола и обоснование применения в обра...
Певческая деятельность как средство развития артикуляции у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
В статье проводится анализ особенностей музыкального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автор характеризует пение, как тот вид музыкальной деятельности, который способствуют развитию артикуляции речи и формирует у детей навыки правиль...
Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками
В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...
Роль фитнес-технологий в физическом развитии детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Статья посвящена вопросу снижения интереса к занятиям физической культурой в школе и анализу причин роста заболеваемости младших школьников. Рассматриваются подходы к повышению эффективности уроков физической культуры на основе внедрения в процесс фи...
Похожие статьи
Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и танцев
Статья посвящена анализу музыкально-ритмической деятельности и ее роли в процессе формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется обзору коммуникативных танцев-игр как одного из основных мето...
Влияние занятий мини-футболом на нравственно-волевое развитие детей, занимающихся в группах начальной подготовки в спортивной школе
В статье рассматривается значимость и актуальность формирования нравственно-волевых качеств детей 7–9 лет, приводятся результаты исследования эффективности нравственно-волевого воспитания спортсменов, занимающихся на начальном этапе спортивной подгот...
Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду
В статье рассматриваются тенденции развития музыкально-ритмических движений дошкольников. Автор статьи представляет практический опыт работы по развитию музыкально-ритмических движений. Музыкально-ритмическое движение или, другими словами, танец — е...
К проблеме использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В статье обосновывается проблема использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Раскрыты причины воздействия музыкально-ритмических упражнени...
Роль и значение секции дзюдо в физическом развитии детей дошкольного возраста
В статье рассматривается значение занятий по дзюдо для физического развития детей дошкольного возраста, а также возможности организации секции дзюдо в дошкольной образовательной организации. Отмечаются особенности воспитания интереса к дзюдо и формир...
Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования
Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...
Обоснование применения методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с элементами мини-футбола на уроках физической культуры
В статье рассматривается значимость и актуальность развития координационных способностей младших школьников 7–11 лет, приводится методика развития координационных способностей младших школьников средствами мини-футбола и обоснование применения в обра...
Певческая деятельность как средство развития артикуляции у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
В статье проводится анализ особенностей музыкального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автор характеризует пение, как тот вид музыкальной деятельности, который способствуют развитию артикуляции речи и формирует у детей навыки правиль...
Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками
В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...
Роль фитнес-технологий в физическом развитии детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Статья посвящена вопросу снижения интереса к занятиям физической культурой в школе и анализу причин роста заболеваемости младших школьников. Рассматриваются подходы к повышению эффективности уроков физической культуры на основе внедрения в процесс фи...