Особенности проявления саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.

Дата публикации: 08.02.2020

Статья просмотрена: 928 раз

Библиографическое описание:

Ермакова, Л. С. Особенности проявления саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности / Л. С. Ермакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67177/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются особенности саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в процессе организации двигательной деятельности. Предлагаются способы, которые могут повлиять на повышение уровня саморегуляции у детей дошкольного возраста на занятиях физкультурой.

Ключевые слова: регуляция, саморегуляции, произвольность, двигательная сфера, дети старшего дошкольного возраста.

Потребность общества в инициативной, ответственной, целеустремленной личности, способной самостоятельно принимать решения в ситуации выбора существовала всегда и современное общество не исключение. Необходимость решения данной проблемы отражает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В котором одной из важных задач развития детей дошкольного возраста является формирование становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере [8, п. 2.6].

Принципиальные подходы к определению природы, сущности и роли сознательной активности субъекта в различных видах деятельности нашли отражение в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна [1, с. 750; 2, с.315].

Большой вклад в изучение собственно четырех психологических механизмов саморегуляции внесли такие отечественные психологи как П. Я. Гальперин, В. А. Иванников, О. А. Конопкин, Н. С. Лейтес, Б. Ф. Ломов, Д. Б. Эльконин [3, с. 97; 6, с. 7].

Процесс формирования саморегуляции достаточно сложный и неоднородный. В связи с этим, следует выделить некоторые особенности в развитии саморегуляции детей старшего дошкольного возраста. К тому же необходимо отметить, что все процессы саморегуляции напрямую связаны с появлением произвольности, которая наиболее ярко выражена в старшем дошкольном возрасте. Исходя из этого, мы можем определить некоторые особенности формирования саморегуляции детей старшего дошкольного возраста, а именно то, что в двигательной сфере ребенку необходимо произвольно контролировать свои мышцы, которые он в данный момент использует в действиях, а также сравнивать мышечные ощущения; ребенок способен определять соответствующий характер ощущений («напряжение — расслабление», «тяжесть-легкость» и др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями («сила — слабость», «резкость – плавность», темп, ритм); ему свойственно менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений. Самым сложным для ребенка является смена характера движений, чаще всего дети делают это интуитивно, а не при помощи осмысленной или произвольной саморегуляции [7, с. 114].

Изучая особенности саморегуляции в двигательной сфере, также следует отметить, что при выполнении двигательных действий, например, общеразвивающих упражнений у детей практически отсутствует момент оценки своих действий. Чаще всего ребенок понимает, что неверно выполняет упражнение только после замечания взрослого. В этом случае поможет зрительная реакция, например, использование при возможности зеркала.

Помимо регуляции своих действий и движений, в процессе двигательной деятельности ребенок проявляет определенные эмоционально-волевые качества, от которых во многом зависит продуктивность выполнения упражнений. Если ребенок заинтересован в том, что он делает, то его стремление выполнить то или иное движение правильно и довести задание до конца возрастает. А впоследствии он будет еще и получать положительные эмоции от того, что у него все получается правильно.

Безусловно, процесс организации двигательной деятельности затрагивает и познавательный компонент. Ребенок узнает, как работает его тело, учится управлять им. Помимо этого, например, на тематических занятиях по физической культуре он приобретает некоторые знания об окружающем мире: о разных видах спорта или знакомится с элементами здорового образа жизни.

Таким образом, ключевыми особенностями саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста являются: трудность в оценивании своих действий без помощи взрослого, а в итоге некачественное выполнение двигательного действия. Ребенку дошкольного возраста необходима мотивация его деятельности, что является залогом успеха в освоении любой сферы. Дети дошкольного возраста обладают любознательностью, которую необходимо постоянно подпитывать новой информацией в доступной для них форме.

Наше исследование ставит своей целью повышение уровня сформированности саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения данной цели в первую очередь нами было проведено исследование уровня сформированности саморегуляции. Поскольку саморегуляция – понятие психологическое, мы использовали диагностические методики из этой сферы. Используемые в нашем исследовании методики представлены в таблице 1 [4, С.36].

Таблица 1

Диагностическая карта констатирующего этапа исследования

Показатели

Диагностические задания

Объем принятия условий выполнения

задания

Диагностическое задание

«Сделай также»

Умение выполнять задание до конца,

сохранять условия задания до конца

«Какие предметы спрятаны в

рисунках?» М. П. Кононова

Умение осуществлять самоконтроль в

процессе выполнения задания

«Домик» Н. И. Гуткина

«Вежливость» Н. И. Гуткина

В исследовании приняли участие две подготовительные к школе группы № 11 и № 5, в каждой группе 28 человек. Всего приняли участие 56 человек. Исследование проводилось на базе МБДОУ № 85 «Белоснежка» г. Калуга.

По итогам диагностического исследования мы составили сводную таблицу, которая показала, что по окончании данного этапа эксперимента было выявлено, что низким уровнем саморегуляции обладает 51 % детей, средним уровнем саморегуляции обладает 43 % детей и 6 % детей имеют высокий уровень. В соответствии с полученными результатами было принято решение о разработке проекта, направленного на повышение уровня саморегуляции у детей седьмого года жизни.

Проект «Занимательная физкультура». Наш выбор такой формы работы, как проект, обусловлен тем, что ему присуще такие качества как: поэтапность выполнения, эффективность, немедленные результаты деятельности, различные формы работы. Проект носит кратковременный характер.

Цель проекта: Повышение уровня саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности.

Задача проекта: Активизировать саморегуляцию у детей седьмого года жизни средствами двигательной деятельности.

В проекте использовались такие средства, как подвижные игры с правилами, общеразвивающие упражнения с предметами и на степах, эстафеты, упражнения на дыхание и релаксационные упражнения.

Прогнозируемые результаты:

1.Улучшение качества выполнения предлагаемых заданий.

2.Повышение уровня саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации двигательной деятельности.

3.Активизация интереса детей к занятиям физической культурой.

Литература:

  1. Брушлинский А. В. Избранные психологические труды [Электронный ресурс]/ Брушлинский А. В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт психологии РАН, 2006.— 623 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15533
  2. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Издво Эксмо, 2005. — 1136 с.
  3. Степанова М. А. Предпосылки теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий: Л. С. Выготский и П. Я. Гальперин //Вопросы психологии. — 2000. — Т. 6. — С. 90–99.
  4. Гуткина Н. И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе // Психолог в детском саду.– 2007. ‒ № 4. — С. 35–38.
  5. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006, — 208с.
  6. Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно — функциональный аспект) // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 5–12.
  7. Моросанова В. И. Самосознание и саморегуляция поведения.— М.: Институт психологии РАН, 2007.— 214 c.
  8. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, ребенок, двигательная деятельность, двигательная сфера, дошкольный возраст, Повышение уровня саморегуляции, процесс организации, уровень саморегуляции, физическая культура, характер движений.


Похожие статьи

Педагогические условия развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты вопросы формирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, раскрыты особенности создания педагогических условий развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также описаны своеобразные черты взаимоотношений у детей с данной категорией нарушенн...

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

В статье анализируются психологические особенности детей дошкольного возраста.

Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста

В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.

Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...

Психологические особенности дошкольного возраста

В статье рассмотрены сферы психологического развития ребенка дошкольного возраста: эмоциональная сфера, самосознание, воля, речь, сенсорное восприятие, память, внимание. Выделены их особенности формирования в сензитивный период.

Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Развитие коммуникативных умений при помощи игровой деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста и раскрыты широкие возможности игры в их развитии.

Особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В статье анализируются основные моменты развития коммуникативных навыков у дошкольников, методы и приемы, влияющие на формирование...

Похожие статьи

Педагогические условия развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты вопросы формирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, раскрыты особенности создания педагогических условий развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также описаны своеобразные черты взаимоотношений у детей с данной категорией нарушенн...

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

В статье анализируются психологические особенности детей дошкольного возраста.

Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста

В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.

Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...

Психологические особенности дошкольного возраста

В статье рассмотрены сферы психологического развития ребенка дошкольного возраста: эмоциональная сфера, самосознание, воля, речь, сенсорное восприятие, память, внимание. Выделены их особенности формирования в сензитивный период.

Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Развитие коммуникативных умений при помощи игровой деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста и раскрыты широкие возможности игры в их развитии.

Особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В статье анализируются основные моменты развития коммуникативных навыков у дошкольников, методы и приемы, влияющие на формирование...

Задать вопрос