В статье рассматриваются особенности саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в процессе организации двигательной деятельности. Предлагаются способы, которые могут повлиять на повышение уровня саморегуляции у детей дошкольного возраста на занятиях физкультурой.
Ключевые слова: регуляция, саморегуляции, произвольность, двигательная сфера, дети старшего дошкольного возраста.
Потребность общества в инициативной, ответственной, целеустремленной личности, способной самостоятельно принимать решения в ситуации выбора существовала всегда и современное общество не исключение. Необходимость решения данной проблемы отражает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В котором одной из важных задач развития детей дошкольного возраста является формирование становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере [8, п. 2.6].
Принципиальные подходы к определению природы, сущности и роли сознательной активности субъекта в различных видах деятельности нашли отражение в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна [1, с. 750; 2, с.315].
Большой вклад в изучение собственно четырех психологических механизмов саморегуляции внесли такие отечественные психологи как П. Я. Гальперин, В. А. Иванников, О. А. Конопкин, Н. С. Лейтес, Б. Ф. Ломов, Д. Б. Эльконин [3, с. 97; 6, с. 7].
Процесс формирования саморегуляции достаточно сложный и неоднородный. В связи с этим, следует выделить некоторые особенности в развитии саморегуляции детей старшего дошкольного возраста. К тому же необходимо отметить, что все процессы саморегуляции напрямую связаны с появлением произвольности, которая наиболее ярко выражена в старшем дошкольном возрасте. Исходя из этого, мы можем определить некоторые особенности формирования саморегуляции детей старшего дошкольного возраста, а именно то, что в двигательной сфере ребенку необходимо произвольно контролировать свои мышцы, которые он в данный момент использует в действиях, а также сравнивать мышечные ощущения; ребенок способен определять соответствующий характер ощущений («напряжение — расслабление», «тяжесть-легкость» и др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями («сила — слабость», «резкость – плавность», темп, ритм); ему свойственно менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений. Самым сложным для ребенка является смена характера движений, чаще всего дети делают это интуитивно, а не при помощи осмысленной или произвольной саморегуляции [7, с. 114].
Изучая особенности саморегуляции в двигательной сфере, также следует отметить, что при выполнении двигательных действий, например, общеразвивающих упражнений у детей практически отсутствует момент оценки своих действий. Чаще всего ребенок понимает, что неверно выполняет упражнение только после замечания взрослого. В этом случае поможет зрительная реакция, например, использование при возможности зеркала.
Помимо регуляции своих действий и движений, в процессе двигательной деятельности ребенок проявляет определенные эмоционально-волевые качества, от которых во многом зависит продуктивность выполнения упражнений. Если ребенок заинтересован в том, что он делает, то его стремление выполнить то или иное движение правильно и довести задание до конца возрастает. А впоследствии он будет еще и получать положительные эмоции от того, что у него все получается правильно.
Безусловно, процесс организации двигательной деятельности затрагивает и познавательный компонент. Ребенок узнает, как работает его тело, учится управлять им. Помимо этого, например, на тематических занятиях по физической культуре он приобретает некоторые знания об окружающем мире: о разных видах спорта или знакомится с элементами здорового образа жизни.
Таким образом, ключевыми особенностями саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста являются: трудность в оценивании своих действий без помощи взрослого, а в итоге некачественное выполнение двигательного действия. Ребенку дошкольного возраста необходима мотивация его деятельности, что является залогом успеха в освоении любой сферы. Дети дошкольного возраста обладают любознательностью, которую необходимо постоянно подпитывать новой информацией в доступной для них форме.
Наше исследование ставит своей целью повышение уровня сформированности саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения данной цели в первую очередь нами было проведено исследование уровня сформированности саморегуляции. Поскольку саморегуляция – понятие психологическое, мы использовали диагностические методики из этой сферы. Используемые в нашем исследовании методики представлены в таблице 1 [4, С.36].
Таблица 1
Диагностическая карта констатирующего этапа исследования
Показатели |
Диагностические задания |
Объем принятия условий выполнения задания |
Диагностическое задание «Сделай также» |
Умение выполнять задание до конца, сохранять условия задания до конца |
«Какие предметы спрятаны в рисунках?» М. П. Кононова |
Умение осуществлять самоконтроль в процессе выполнения задания |
«Домик» Н. И. Гуткина «Вежливость» Н. И. Гуткина |
В исследовании приняли участие две подготовительные к школе группы № 11 и № 5, в каждой группе 28 человек. Всего приняли участие 56 человек. Исследование проводилось на базе МБДОУ № 85 «Белоснежка» г. Калуга.
По итогам диагностического исследования мы составили сводную таблицу, которая показала, что по окончании данного этапа эксперимента было выявлено, что низким уровнем саморегуляции обладает 51 % детей, средним уровнем саморегуляции обладает 43 % детей и 6 % детей имеют высокий уровень. В соответствии с полученными результатами было принято решение о разработке проекта, направленного на повышение уровня саморегуляции у детей седьмого года жизни.
Проект «Занимательная физкультура». Наш выбор такой формы работы, как проект, обусловлен тем, что ему присуще такие качества как: поэтапность выполнения, эффективность, немедленные результаты деятельности, различные формы работы. Проект носит кратковременный характер.
Цель проекта: Повышение уровня саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности.
Задача проекта: Активизировать саморегуляцию у детей седьмого года жизни средствами двигательной деятельности.
В проекте использовались такие средства, как подвижные игры с правилами, общеразвивающие упражнения с предметами и на степах, эстафеты, упражнения на дыхание и релаксационные упражнения.
Прогнозируемые результаты:
1.Улучшение качества выполнения предлагаемых заданий.
2.Повышение уровня саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации двигательной деятельности.
3.Активизация интереса детей к занятиям физической культурой.
Литература:
- Брушлинский А. В. Избранные психологические труды [Электронный ресурс]/ Брушлинский А. В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт психологии РАН, 2006.— 623 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15533
- Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Издво Эксмо, 2005. — 1136 с.
- Степанова М. А. Предпосылки теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий: Л. С. Выготский и П. Я. Гальперин //Вопросы психологии. — 2000. — Т. 6. — С. 90–99.
- Гуткина Н. И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе // Психолог в детском саду.– 2007. ‒ № 4. — С. 35–38.
- Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006, — 208с.
- Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно — функциональный аспект) // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 5–12.
- Моросанова В. И. Самосознание и саморегуляция поведения.— М.: Институт психологии РАН, 2007.— 214 c.
- Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 96 с.