Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности проявления саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности

Научный руководитель
Педагогика
08.02.2020
1094
Поделиться
Библиографическое описание
Ермакова, Л. С. Особенности проявления саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности / Л. С. Ермакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67177/.


В статье рассматриваются особенности саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в процессе организации двигательной деятельности. Предлагаются способы, которые могут повлиять на повышение уровня саморегуляции у детей дошкольного возраста на занятиях физкультурой.

Ключевые слова: регуляция, саморегуляции, произвольность, двигательная сфера, дети старшего дошкольного возраста.

Потребность общества в инициативной, ответственной, целеустремленной личности, способной самостоятельно принимать решения в ситуации выбора существовала всегда и современное общество не исключение. Необходимость решения данной проблемы отражает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В котором одной из важных задач развития детей дошкольного возраста является формирование становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере [8, п. 2.6].

Принципиальные подходы к определению природы, сущности и роли сознательной активности субъекта в различных видах деятельности нашли отражение в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна [1, с. 750; 2, с.315].

Большой вклад в изучение собственно четырех психологических механизмов саморегуляции внесли такие отечественные психологи как П. Я. Гальперин, В. А. Иванников, О. А. Конопкин, Н. С. Лейтес, Б. Ф. Ломов, Д. Б. Эльконин [3, с. 97; 6, с. 7].

Процесс формирования саморегуляции достаточно сложный и неоднородный. В связи с этим, следует выделить некоторые особенности в развитии саморегуляции детей старшего дошкольного возраста. К тому же необходимо отметить, что все процессы саморегуляции напрямую связаны с появлением произвольности, которая наиболее ярко выражена в старшем дошкольном возрасте. Исходя из этого, мы можем определить некоторые особенности формирования саморегуляции детей старшего дошкольного возраста, а именно то, что в двигательной сфере ребенку необходимо произвольно контролировать свои мышцы, которые он в данный момент использует в действиях, а также сравнивать мышечные ощущения; ребенок способен определять соответствующий характер ощущений («напряжение — расслабление», «тяжесть-легкость» и др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями («сила — слабость», «резкость – плавность», темп, ритм); ему свойственно менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений. Самым сложным для ребенка является смена характера движений, чаще всего дети делают это интуитивно, а не при помощи осмысленной или произвольной саморегуляции [7, с. 114].

Изучая особенности саморегуляции в двигательной сфере, также следует отметить, что при выполнении двигательных действий, например, общеразвивающих упражнений у детей практически отсутствует момент оценки своих действий. Чаще всего ребенок понимает, что неверно выполняет упражнение только после замечания взрослого. В этом случае поможет зрительная реакция, например, использование при возможности зеркала.

Помимо регуляции своих действий и движений, в процессе двигательной деятельности ребенок проявляет определенные эмоционально-волевые качества, от которых во многом зависит продуктивность выполнения упражнений. Если ребенок заинтересован в том, что он делает, то его стремление выполнить то или иное движение правильно и довести задание до конца возрастает. А впоследствии он будет еще и получать положительные эмоции от того, что у него все получается правильно.

Безусловно, процесс организации двигательной деятельности затрагивает и познавательный компонент. Ребенок узнает, как работает его тело, учится управлять им. Помимо этого, например, на тематических занятиях по физической культуре он приобретает некоторые знания об окружающем мире: о разных видах спорта или знакомится с элементами здорового образа жизни.

Таким образом, ключевыми особенностями саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста являются: трудность в оценивании своих действий без помощи взрослого, а в итоге некачественное выполнение двигательного действия. Ребенку дошкольного возраста необходима мотивация его деятельности, что является залогом успеха в освоении любой сферы. Дети дошкольного возраста обладают любознательностью, которую необходимо постоянно подпитывать новой информацией в доступной для них форме.

Наше исследование ставит своей целью повышение уровня сформированности саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения данной цели в первую очередь нами было проведено исследование уровня сформированности саморегуляции. Поскольку саморегуляция – понятие психологическое, мы использовали диагностические методики из этой сферы. Используемые в нашем исследовании методики представлены в таблице 1 [4, С.36].

Таблица 1

Диагностическая карта констатирующего этапа исследования

Показатели

Диагностические задания

Объем принятия условий выполнения

задания

Диагностическое задание

«Сделай также»

Умение выполнять задание до конца,

сохранять условия задания до конца

«Какие предметы спрятаны в

рисунках?» М. П. Кононова

Умение осуществлять самоконтроль в

процессе выполнения задания

«Домик» Н. И. Гуткина

«Вежливость» Н. И. Гуткина

В исследовании приняли участие две подготовительные к школе группы № 11 и № 5, в каждой группе 28 человек. Всего приняли участие 56 человек. Исследование проводилось на базе МБДОУ № 85 «Белоснежка» г. Калуга.

По итогам диагностического исследования мы составили сводную таблицу, которая показала, что по окончании данного этапа эксперимента было выявлено, что низким уровнем саморегуляции обладает 51 % детей, средним уровнем саморегуляции обладает 43 % детей и 6 % детей имеют высокий уровень. В соответствии с полученными результатами было принято решение о разработке проекта, направленного на повышение уровня саморегуляции у детей седьмого года жизни.

Проект «Занимательная физкультура». Наш выбор такой формы работы, как проект, обусловлен тем, что ему присуще такие качества как: поэтапность выполнения, эффективность, немедленные результаты деятельности, различные формы работы. Проект носит кратковременный характер.

Цель проекта: Повышение уровня саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности.

Задача проекта: Активизировать саморегуляцию у детей седьмого года жизни средствами двигательной деятельности.

В проекте использовались такие средства, как подвижные игры с правилами, общеразвивающие упражнения с предметами и на степах, эстафеты, упражнения на дыхание и релаксационные упражнения.

Прогнозируемые результаты:

1.Улучшение качества выполнения предлагаемых заданий.

2.Повышение уровня саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации двигательной деятельности.

3.Активизация интереса детей к занятиям физической культурой.

Литература:

  1. Брушлинский А. В. Избранные психологические труды [Электронный ресурс]/ Брушлинский А. В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт психологии РАН, 2006.— 623 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15533
  2. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Издво Эксмо, 2005. — 1136 с.
  3. Степанова М. А. Предпосылки теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий: Л. С. Выготский и П. Я. Гальперин //Вопросы психологии. — 2000. — Т. 6. — С. 90–99.
  4. Гуткина Н. И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе // Психолог в детском саду.– 2007. ‒ № 4. — С. 35–38.
  5. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006, — 208с.
  6. Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно — функциональный аспект) // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 5–12.
  7. Моросанова В. И. Самосознание и саморегуляция поведения.— М.: Институт психологии РАН, 2007.— 214 c.
  8. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 96 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
регуляция
саморегуляции
произвольность
двигательная сфера
дети старшего дошкольного возраста
Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 196-198):
Часть 3 (стр. 177-263)
Расположение в файле:
стр. 177стр. 196-198стр. 263

Молодой учёный