Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Основные задачи развития речи и речевой активности у детей раннего возраста в условиях специализированного дома ребенка

7. Дефектология
27.12.2019
529
Поделиться
Библиографическое описание
Башкеева, С. С. Основные задачи развития речи и речевой активности у детей раннего возраста в условиях специализированного дома ребенка / С. С. Башкеева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/354/15557/.


В статье обозначены основные задачи, направленные на развитие речевой и познавательной активности, а также речи в целом у воспитанников дома ребенка. Обозначенные задачи ставятся и успешно решаются в работе с детьми на начальных этапах активизации речи, развития речевой и познавательной активности.

Ключевые слова: социализация, речевая активность, познавательная активность, ранний возраст, развитие речи, задачи развития речи.

Дом ребенка — это учреждение, перед специалистами которого стоит непростая задача социализации детей, подготовки их к устройству в семью или детский дом, снижение уровня депривации, контроль и сопровождение нервно-психического развития детей.

Большинство наших воспитанников — это дети раннего возраста с задержкой психического развития, причиной которой явились слабовыраженные органические повреждения головного мозга. В связи с этим у детей отмечаются: низкая познавательная и речевая активность, недостаточность и нарушение развития большинства психических процессов, недостаточность общей и тонкой моторики и прочее.

Одной из первостепенных задач развития детей является развитие их речи, речевой и познавательной активности. Для этого проводится работа по сенсорному развитию, музыкально-коррекционные занятия, развлечения, занятия музыкотерапией, сказкотерапией и так далее. Одной из основных форм работы с детьми являются сенсорные сеансы в развивающей среде. С этой целью функционируют кабинеты арттерапии, агро-аква-пескотерапии, Монтессори-класс, светлая и темная сенсорные комнаты, зал лечебной физкультуры.

Учитывая специфику детей с ЗПР раннего возраста, основной акцент в работе по речевому развитию делается на организацию жизни ребёнка в предметно-пространственной развивающей среде. Естественно, в процессе освоения, познания этой среды ребенку необходима помощь со стороны взрослого. И здесь на помощь педагогу приходит игра.

Игра с ребенком раннего возраста, как правило, очень короткая и порой это всего несколько минут или даже несколько действий. Причем большого труда стоит удержание внимания ребенка, объяснение правил игры и поддержание интереса к игре. Процесс игры удлинится, если играть с фантазией, каждый раз добавляя что-то новое в уже привычную для ребенка игру. Позже, приобщаясь к играм, ребенок уже с интересом ждет, наблюдая, как педагог подготавливает все необходимое для игры, и даже может помогать в этом процессе.

Необходимо помнить, что все дети разные и, если в какую-то игру ребенок не играет или не понимает, что от него хотят, то значит можно отложить её на несколько недель или месяцев, а потом попробовать еще раз.

На разных этапах развития речевой активности и речи в целом, необходимо использовать разные виды игр. Отбор игр и их распределение по этапам коррекционно-развивающей работы зависит от индивидуальных особенностей и потребностей детей.

Среди задач мы выделяем общие — те, которые ставятся и решаются в каждой игре или любом другом виде деятельности с детьми. В каждой игре:

– формируется положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым деятельность (игру);

– развивается зрительное и слуховое восприятие;

– развивается мышление, внимание и память;

– формируется речевая и познавательная активность;

– развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика.

Частные задачи ставятся исходя из этапа коррекционно-развивающей работы и направления коррекционного воздействия.

Среди них в первую очередь выделяем следующие:

– формировать представление о схеме лица, выполняя воображаемые действия (вместе со взрослым или вслед за ним) с сопровождением стихотворного текста либо без сопровождения;

– развивать и активизировать ощущения собственных движений (пассивных — руками взрослого и активных);

– воспроизводить заданную позу по показу.

Перечисленные задачи, как правило, ставятся и решаются на начальном этапе работы. Именно в этот период важно привлечь внимание детей к собственным органам артикуляции, развить начальные кинестетические ощущения, привить элементарные кинестетические навыки.

Далее среди задач выделяем следующие:

– привлекать внимание ребенка к звучащему предмету;

– учить соотносить игрушку со звукоподражанием;

– учить соотносить игрушки с сопряженным, отраженным или произвольным звукоподражанием и различать их;

– учить ребенка действовать в соответствии со звуковым сигналом;

– побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания;

– формировать произвольный ротовой выдох;

– формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох);

– учить регулировать силу воздушной струи.

Обозначенные выше задачи мы объединили в одно общее направление. Это обусловлено тем, что сначала предлагаемые детям игры решают только одну задачу из представленных. Это или задачи, связанные с развитием фонематического слуха или задачи, направленные на развитие дыхания, воздушной струи. Далее мы стремимся работать по модели «стимул-реакция», то есть в ответ на определенный звуковой сигнал ребенок обязательно реагирует действием. Причем на разных этапах работы стимул будет разный и реакция на стимул будет варьироваться, исходя из стимула. Например, педагог хлопает в ладоши, ребенок повторяет хлопки. Позднее в ответ на жест или звук игрушки ребенок может подуть, выполнить несложное артикуляционное упражнение или даже воспроизвести звукоподражание.

Задачи следующего направления многообразны и их постановка зависит от индивидуальных особенностей и возможностей ребенка:

– учить ребенка различать действия, совершаемые объектом (игрушкой);

– соотносить действия и глаголы, их обозначающие (идет, лежит, сидит, лакает, умывается, играет);

– учить соотносить слова, состоящие из двух прямых открытых слогов, с предметными картинками;

– побуждать к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению слов или звукокомплексов, воспроизводящих их слоговую структуру;

– учить различать звукоподражания, соотносить их с изображением на предметной картинке;

– различать действия, изображенные на сюжетных картинках и совершать игровые действия в соответствии с инструкцией;

– побуждать к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов (имена Тата, Тома, Ната) и т. д.

В отдельное направление работы мы выделяем ряд вспомогательных задач:

– активизировать движения пальцев рук;

– побуждать к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами;

– развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста;

– развивать кинестетический контроль (учить воспроизводить позу изображенного на картинке объекта) и т. д.

Следует отметить, что решение представленных выше задач требует достаточно много времени и усилий со стороны педагогов. Поэтому важно, чтобы работа осуществлялась комплексно.

Одни и те же задачи могут решаться на абсолютно разном дидактическом материале, в разных видах игр. Использование разнообразного наглядного материала способствует тому, что ребенок быстрее овладевает знаниями и активно начинает использовать способ деятельности в собственной самостоятельной игре.

Следует отметить, что чем быстрее ребенок начинает подражать действиям педагога, имитирует выполняемые взрослым действия, тем быстрее он переходит на этап подражания речевым реакциям. Поэтому важно заинтересовать ребенка, вызвать острое желание подражать, взаимодействовать в процессе игровых действий.

Если ребенок не желает подражать в процессе индивидуальной работы со взрослым, можно попробовать вызвать это желание в процессе подгрупповой работы с другими детьми у которых эта подражательная способность уже начала формироваться. Так ребенок, наблюдая за сверстниками или детьми постарше, поймет, что играть со взрослым, повторять за ним действия очень интересно и весело и тоже захочет подключиться к игре.

Литература:

  1. Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком.— М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.—88 с, илл.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
социализация
речевая активность
познавательная активность
ранний возраст
развитие речи
задачи развития речи

Молодой учёный